В соответствии с государственными программами развития транспортной сферы, а именно: Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года[1] и др., развитие и эффективное функционирование транспортной системы Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе. От состояния и качества работы транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития, но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов. Кроме того, процессы глобализации, изменения традиционных мировых хозяйственных связей ставят перед Россией задачу рационального использования потенциала своего уникального экономико-географического положения.
На сегодняшний день наметилась тенденция ускоренной экономической интеграции, связанная с происходящими процессами глобализации, при этом, на государственном уровне осуществляется тесное взаимодействие в экономической, международно-правовой и политических сферах (примером могут служить отношения в рамках таких интеграционных союзов, как ЕАЭС, ШОС, БРИКС и др.). Решение задач расширенного экономического взаимодействия невозможно без существования таких интеграционных связей, как создание развитой, соответствующей международным стандартам транспортной инфраструктуры. Традиционно в экономиках развитых государств этому способствует осуществление расширения инвестиций и реализация инвестиционной деятельности в различных формах в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством.
Инвестирование в транспортных отношениях осуществляется в соответствии с общим правовым режимом реализации инвестиционной деятельности. В отечественной и зарубежной научной литературе инвестиции в основном рассматриваются как «капиталовложения», которые имеют множество дефиниций. Так, «капиталовложения» (капитальные затраты) — это финансовые средства, затрачиваемые на строительство новых, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий (производственные капитальные вложения), на жилищное, коммунальное и культурнобытовое строительство (непроизводственные капитальные вложения).
Главной чертой понятия «инвестиции» является «капитал» — инвестиции, как процесс затрат живого и овеществленного труда, экономическая закономерность, выражающаяся в том, что инвестиционные средства расходуются на предметы и средства труда, а также на труд, вложенный в производство материальных и духовных благ, т.е. в дело (бизнес), предприятие, в том числе развитие транспортной инфраструктуры.
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» раскрывает понятие «инвестиции» через гражданско-правовой институт собственности в различных, присущих ей проявлениях: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество (движимое и недвижимое), в том числе имущественные права, т.е. любые виды имущества, имеющие стоимостное выражение и регулируемые известными правовыми институтами вещных прав, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Действующее в инвестиционной сфере законодательство при определении инвестиции дополняет положения ГК РФ, раскрывая виды и оборотоспособность объектов гражданских прав, и указывая, что это различные объекты гражданских прав (в виде имущества и исключительных прав на интеллектуальную собственность, имеющих денежную оценку, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного эффекта). Например, деятельность ОАО «РЖД» сопровождается постоянным притоком государственных инвестиций в виде денежных средств, внесенных в уставный капитал для реализации конкретных инвестиционных проектов.
Особенность гражданско-правового договора — свобода участников гражданского оборота в выборе вида договора. Примером таких договоров служат договоры, заключенные инвесторами при осуществлении капитального строительства и реконструкцию объектов недвижимого имущества в рамках реализации задач транспортной стратегии.
Содержание инвестиционного договора может содержат элементы таких договоров как: договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договор строительного подряда, договор поставки товаров, договор перевозки, а иногда и транспортной экспедиции; не говоря уже о договорах возмездного оказания услуг в различных их проявлениях.
В настоящее время в законодательстве РФ договорные формы осуществления инвестиционной деятельности представлены следующими видами договоров — это финансовая аренда (лизинг), соглашение о разделе продукции, концессионные соглашения и государственно-частное партнерство. Как внешнее выражение инвестиционной деятельности данные типы договоров регулируются специальными законами к которым относятся Федеральные законы от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Например, ст. 164 НК РФ указывает на специальные налоговые режимы при осуществлении услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок. Нормативными правовыми актами Правительства РФ утверждаются типовые формы концессионных соглашений в отношении различных объектов транспортных отношений (см. постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 744 «Об утверждении типового концессионного Соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта»). Кроме того, невозможно представить реализацию положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» без существования развитой транспортной инфраструктуры.
Приказом МНС России от 7 июня 2004 г. № САЭ-3-01/355@ утвержден реестр транспортных средств, используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции, и первичных учетных документов, подтверждающих фактическое использование транспортных средств.
Концессионное соглашение является формой привлечения капиталовложений в целях хозяйственной эксплуатации государственной собственности — как концессионные договоры. Статья 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» к объектам концессионного соглашения относит недвижимое имущество: автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, объекты железнодорожного и трубопроводного транспорта, морские и речные порты, морские, речные суда и суда смешанного типа, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения, гидротехнические и электротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства, метрополитен и общественный транспорт, медицинские объекты и объекты социально-культурного и социально-бытового назначения.
Однако всякое концессионное соглашение представляет собой не типовой договор, а сугубо индивидуальный контракт, соответствующий конкретному проекту. Для проектирования, строительства, управления, эксплуатации существуют различные варианты, касающиеся числа контрактов, характера оплаты, сроков, разделения рисков, инвестиционных обязательств и т.д. Таким образом, при реализации закона возникает ряд проблем, решить которые предстоит исполнительной власти. Так, нормативными правовыми актами Правительства РФ утверждаются типовые формы концессионных соглашений в отношении различных видов транспорта (см. постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 744 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов железнодорожного транспорта»).
Договор реализации инвестиционного проекта. Основополагающим договором, с которого начинается инвестиционный процесс, является договор на реализацию инвестиционного проекта. Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план). В структуре ОАО «РЖД» созданы и функционируют специальные службы, осуществляющие отбор инвестиционных проектов и обеспечивающие заключение и исполнение договоров на реализацию инвестиционного проекта.
Еще одной формой осуществления инвестиционной деятельности является государственно-частное партнерство (далее — ГЧП). Правовое регулирование данных отношений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ГЧП как форма привлечения инвестиций получила широкое распространение в правоприменительной практике субъектов РФ, которые отсутствие единого федерального нормативного правового акта компенсировали региональным законотворчеством.
ГЧП получило широкое распространение в транспортной системе России. В частности, это отношения связанные с созданием, развитием, модернизацией, реконструкцией и эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры (например, дорог, мостов, тоннелей, вокзалов, портов, аэропортов и пр.).
Развитие транспортной системы является объективным условием экономического развития любого государства. Соответственно, реализация и решение задач, закрепленных в Транспортной стратегии
Российской Федерации, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации и др., основывается на положениях инвестиционной политики государства и реализации инвестиционной деятельности, в соответствии с действующим инвестиционным законодательством, в целях обеспечения не только эффективного функционирования транспортной системы, в том числе и транспортной безопасности, но и национальной безопасности России, так как развитие транспортной системы обеспечивает условия для стабильного экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.
[1] Утверждена приказом Минтранса России от 12 мая 2005 г. № 45, распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р.
|