Четверг, 28.11.2024, 13:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Организационные основы обеспечения безопасности на транспорте

Существенной гарантией выполнения требований в области безопасности является деятельность обязанных лиц.

Контроль (надзор) в области обеспечения безопасности на транспорте можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от вида подконтрольной (поднадзорной) деятельности, по основаниям проведения, формам, процедуре осуществления и пр.

Анализ транспортного законодательства позволяет сделать вывод

0 том, что функцию обеспечения безопасности на транспорте осуществляют:

а) федеральные органы исполнительной власти и их должностные лица. К ним, в частности, относятся:

— Ространснадзор и его территориальные органы в лице государственных транспортных инспекторов — должностных лиц[1]. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области транспортной безопасности. Таким образом, объектом транспортного контроля (надзора), кроме общих вопросов функционирования транспорта, является безопасность на транспорте (транспортная, промышленная, экологическая, пожарная, антитеррористическая и пр.);

— федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта — Росжелдор. Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железно-

 

дорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене;

— МВД России и его территориальные органы[2];

— Военная полиция, в задачи которой входит защита жизни и здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского персонала, обеспечение воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, а также охрана военных объектов. Военная полиция входит в состав Вооруженных Сил РФ и действует на основании Устава военной полиции;

б) субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчики, иные участники; лица, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере транспорта. Так, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность (ч. 2 ст. 20 Закона).

Владельцы линий связи, электропередачи, нефте-, газо-, продуктопроводов и других пересекающих железнодорожные пути общего пользования или находящихся в непосредственной близости от них сооружений несут ответственность за обеспечение безопасности их функционирования и соблюдение установленных норм строительства и эксплуатации указанных сооружений. Владелец указанных сооружений обязан своевременно информировать соответствующих владельцев инфраструктур о возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на работу организаций железнодорожного транспорта, и о принимаемых мерах.

Грузоотправители и грузополучатели при перевозках, погрузке и выгрузке опасных и специальных грузов должны обеспечивать безопасность таких перевозок, погрузки и выгрузки, а также иметь соответствующие средства и мобильные подразделения, необходимые для ликвидации аварийных ситуаций и их последствий.

Владелец инфраструктуры и перевозчик обязаны в пределах технических и технологических возможностей имеющихся у них восстановительных и противопожарных средств принимать участие в ликвидации последствий транспортных происшествий (ч. 23 ст. 21 Закона);

должностные лица, в чью служебную (трудовую) обязанность входит обеспечение функции по обеспечению транспортной безопасности.

Согласно ст. 79 КТМ РФ государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами РФ, законодательством РФ страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб. Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.

Государственный портовый контроль за судами и иными плавучими объектами на внутренних водных путях осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей.

Капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством РФ. Квалификационные и иные требования к капитану бассейна внутренних водных путей устанавливаются положением о капитане бассейна внутренних водных путей (ст. 38.1 КТМ РФ).

На персонал (экипаж) транспортных средств возлагается обязанность по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки (ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

На водителя троллейбуса на основании должностной инструкции возлагаются обязанности по управлению троллейбусами, эксплуатируемыми в данном хозяйстве, с соблюдением расписания и правил безопасности движения в парке и на линии; выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк; определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей; контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров, погрузкой и выгрузкой грузов; оформление и подача заявок на устранение неисправностей; прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя троллейбуса и др.

Дорожный диспетчер железнодорожного транспорта должен знать в том числе: правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам Российской Федерации; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.

В должностные обязанности дорожного диспетчера железнодорожного транспорта входят:

— руководство движением поездов на обслуживаемом диспетчерском участке железной дороги, работой единой смены станций диспетчерского участка, обеспечение выполнения графика и безопасность движения поездов, эффективное использование локомотивов и вагонов, провозной и пропускной способности участка;

— контроль режима работы локомотивных бригад;

— оперативные меры по соблюдению режима труда и отдыха локомотивных бригад, в том числе в пригородном сообщении, в случаях затруднений в пропуске поездов, вызванных нарушениями безопасности движения и нормальной работы устройств, и других нештатных ситуациях;

— контроль за обеспечением безопасности движения поездов на обслуживаемом диспетчерском участке;

— регистрация в журнале диспетчерских распоряжений сообщения, полученных от машинистов локомотивов и работников технических служб, о возникших неисправностях, угрожающих безопасности движения, а также информацию об их устранении;

работодатели. Согласно ст. 212 ТК РФ к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится обеспечение:

— безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

— применения прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте;

— приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств;

— обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведения инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— недопущения к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

— организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты и пр.

На транспорте также осуществляется общественный контроль.

Положения об общественном контроле содержатся и в подзаконных нормативных и локальных актах, действующих в сфере транспорта, в том числе на железнодорожном транспорте.

В порту должен быть организован общественный контроль в лице общественного уполномоченного по охране труда, выбранного от профсоюза или трудового коллектива, предусматривающий регистрацию выявленных недостатков и мероприятия по их устранению для создания безопасных и здоровых условий труда, улучшения организации профилактической работы и оперативного контроля за выполнением всеми работающими правил и норм безопасности труда и производственной санитарии[3].

 

[1] Постановление Правительства РФ от 4 октября 2013 г. № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности».

[2] Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 г. № 716.

[3] См. п. 13.2 ПОТ РО-00030171-99. Правила по охране труда при выполнении перегрузочных работ в речных портах», утвержденные Минтрансом России 30 декабря 1999 г.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.06.2017)
Просмотров: 134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%