Российским законодательством предусмотрена система мер, направленных на защиту частных и публичных интересов в случае совершения правонарушений в области обеспечения транспортной безопасности. За нарушение требований по безопасности возможно привлечение как к публичной (уголовной, административной, экологической и пр.), так и частноправовой (гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной) ответственности.
Меры защиты и меры ответственности, применяемые за нарушение требований безопасности, содержатся в санкциях норм федерального законодательства.
Реализация мер защиты и мер ответственности осуществляется в рамках охранительных правоотношений, возникающих вследствие совершения правонарушения, например, в области обеспечении безопасности.
Меры защиты, применяемые в качестве санкций за совершение правонарушений в области обеспечения транспортной безопасности, предусмотрены различными по своей юридической силе и предмету регулирования нормативными правовыми актами.
К мерам защиты, в частности, относятся:
— расторжение договора перевозки в одностороннем порядке за отказ пассажира от досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (п. 12 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности»);
— прекращения действия права на управление транспортными средствами и др.
Под юридической ответственностью понимается обязанность виновного лица претерпеть неблагоприятные меры имущественного и (или) личного характера в связи с совершением им правонарушения. При юридической ответственности правонарушитель «держит ответ» — претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несет известные лишения, урон[1]. Именно возложением дополнительных неблагоприятных обременений имущественного и (или) личного характера меры юридической ответственности отличаются от мер защиты.
Применение последних имеет целью лишь восстановление нарушенного правопорядка, например, признание сделки недействительной, признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным и др.
Основанием юридической ответственности является наличие в совершенном правонарушении признаков состава правонарушения, характеризующих субъекта правонарушения, объект посягательства, объективную и субъективную сторону деяния.
По общему правилу, сформулированному в ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Видами деликтной ответственности в области безопасности являются:
а) ответственность юридического лица или гражданина (работодателя) за вред, причиненный его работником (ст. 1068 ГК РФ). В этом случае юридическое лицо либо гражданин возмещает третьим лицам вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, нарушившим требования в области обеспечения безопасности;
б) ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ). Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).
По смыслу ст. 1079 ГК РФ источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Учитывая, что названная норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности также иную деятельность, не указанную в перечне.
Основанием для освобождения от указанной обязанности являются: а) действие обстоятельств непреодолимой силы; б) умысел потерпевшего; в) выбытие источника повышенной опасности из обладания собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Обязанность переходит к лицу, противоправно завладевшему таким источником, либо указывает на совместную ответственность законного и незаконного владельца при наличии вины первого.
Обязанность возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, может быть возложена не только на его собственника, но и иного законного владельца. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях.
Договорная ответственность — это ответственность сторон гражданско-правового договора за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств. Договорная ответственность на железнодорожном транспорте может выражаться в форме штрафа. Так, за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ РФ).
Штраф за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт такого отправления. Данный штраф подлежит взысканию, если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения договора перевозки груза.
Штраф определяется исходя из размера платы за перевозку фактически перевозимого груза (в частности, веса или наименования груза). При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения (п. 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”»).
Общие положения об ответственности работников содержится в заключительных разделах ряда федеральных законов, регулирующих вопросы безопасности. Так, ст. 31 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Примерами административной ответственности за нарушение требований в области обеспечения безопасности на транспорте являются, в частности, составы, предусмотренные в ст. 11.15.1 «Нарушение требований в области транспортной безопасности», ст. 11.15.2 «Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил», ст. 11.16 «Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте», ст. 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте».
Так, за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно за самовольную без надобности остановку поезда либо самовольный проезд в грузовом поезде накладывается административный штраф.
За нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна применяется предупреждение или наложение административного штрафа.
Отметим, что ответственность за нарушение требований безопасности может возлагаться как на работников (должностных лиц), ответственных за ее обеспечение, так и на третьих лиц (например, пассажиров), которые, совершая противоправные действия, посягают на безопасность (транспортную, экологическую и пр.). Так, согласно ст. 11.15.1 КоАП РФ субъектом ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, являются граждане, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
За повреждение железнодорожных путей, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, к административной ответственности по ст. 11.1 КоАП РФ могут быть привлечены граждане и должностные лица.
Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений. Основанием уголовной ответственности является наличие в совершенном общественно опасном деянии признаков состава преступления, предусмотренного УК РФ. В частности, составы уголовных преступлений в области обеспечения безопасности сформулированы в гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
В частности, уголовная ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1) устанавливается за неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба.
Субъектом преступления может быть только физическое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности. В некоторых составах преступлений предусмотрен специальный субъект. Специальным субъектом преступления называется лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (достижение возраста уголовной ответственности и вменяемость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления[2].
[1] Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999. С. 74.
[2] Уголовное право Российской Федерации. Общая часть : учебник для вузов / Н. Н. Белокобыльский [и др.] ; под ред. В. С. Комиссарова, Н. Е. Крыловой, И. М. Тяжко- вой. М. : Статут, 2012.
|