Трудовые отношения, в соответствии со ст. 15 ТК РФ, представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату своей трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Условия труда в сфере деятельности транспорта традиционно относятся к тяжелым, вредным и опасным, а также к особо тяжелым, особо вредным и особо опасным. Данные обстоятельства являются предпосылкой для увеличения возраста, с которого лицо приобретает возможность заключать трудовой договор в качестве работника транспорта, — возрастной ценз в данном случае составляет от 18 лет, но на некоторых видах транспорта может быть повышен еще больше.
Так, например, водителями автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест, могут работать граждане, достигшие 20-летнего возраста. Аналогичный возрастной ценз установлен для водителей трамваев и троллейбусов.
Главным и единственным основанием возникновения трудового отношения также является определенный юридический факт, выражающийся в действии. Данным действием является заключение трудового договора — соглашения между работником и работодателем, определяющее правовое положения участников трудового отношения на данном предприятии, учреждении, организации.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
В сфере железнодорожного транспорта действует Типовой трудовой договор с работником филиала, иного структурного подразделения открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 7 октября 2014 г. № 2362р. Указанный документ определяет права и обязанности работника структурного подразделения ОАО «РЖД» и работодателя, а также содержит положения относительно рабочего времени, времени отдыха и оплаты труда работников. В основном нормы о правах и обязанностях участников трудового отношения на железнодорожном транспорте совпадают с содержанием ст. 21 и 22 ТК РФ, определяющих права и обязанности работников и работодателей в целом.
Согласно п. 2, 3 названного Типового трудового договора, работник филиала, иного структурного подразделения ОАО «РЖД» имеет право:
— на изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами и трудовым договором;
— предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
— рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
— своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
— подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными документами ОАО «РЖД»;
— объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
— участие в управлении ОАО «РЖД» в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
— ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
— защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
— разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
— возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
— обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами;
— дополнительное медицинское страхование;
— негосударственное пенсионное обеспечение на условиях и в порядке, предусмотренном Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД».
Работник также имеет иные права, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями и трудовым договором.
В свою очередь, работник обязан:
— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностной инструкцией (инструкционной карточкой), не допускать действий, препятствующих другим работникам исполнять свои трудовые обязанности;
— исполнять нормативные документы ОАО «РЖД», распоряжения, а также поручения вышестоящих и непосредственных руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий; правила внутреннего трудового распорядка, условия заключенного коллективного договора;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— выполнять установленные нормы труда;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
— бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
— незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества);
— не разглашать сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей, если работник допущен в установленном порядке к работе со сведениями, составля-
ющими государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Работник выполняет иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, соглашениями, трудовым договором, а также нормативными документами ОАО «РЖД».
Работодатель имеет право:
— заключать, изменять и расторгать трудовой договор с работником в порядке и на условиях, установленных ТК РФ, иными федеральными законами;
— вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
— поощрять работника за добросовестный эффективный труд;
— требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, иных нормативных и распорядительных документов работодателя;
— привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;
— принимать локальные нормативные акты;
— создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
— создавать производственный совет;
— реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда;
— привлекать при необходимости работника к выполнению должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Работодатель осуществляет иные права и функции, предусмотренные трудовым законодательством РФ и нормативными документами ОАО «РЖД».
Работодатель обязан:
— соблюдать трудовое законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудового договора;
— предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором;
— обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
— обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;
— выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка;
— вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ;
— предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
— знакомить работника под расписку с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;
— своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
— создавать условия, обеспечивающие участие работника в управлении ОАО «РЖД» в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
— осуществлять обязательное социальное страхование работника в порядке, установленном федеральными законами, предоставлять социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством РФ, коллективным договором;
— возмещать вред, причиненный работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
— исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.
Статья 65 ТК РФ устанавливает перечень документов, представляемых работодателю при заключении трудового договора. В их числе:
— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
— трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
— документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики трудовых обязанностей работника, ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Указанное требование особенно актуально для работников транспортного комплекса, в процессе трудовых отношений взаимодействующих с транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности.
Так, на внутреннем водном транспорте к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349.
Согласно ст. 54 КТМ РФ к занятию должностей членов экипажа морского судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломирова- нии членов экипажей судов[1].
Следует отметить, что для получения первичного квалификационного документа кандидат на соответствующую должность в экипаже морского судна должен представить обширный перечень документов.
Например, кандидат на получение диплома капитана морского судна обязан представить документ, удостоверяющий личность (оригинал и копию), документ, выданный в соответствии с требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты[2], подтверждающий годность для работы на судах по состоянию здоровья (оригинал и копию), а также предъявить следующие документы: заявление на имя капитана морского порта, документ о получении высшего образования в области судовождения в морской образовательной организации по программе, соответствующей требованиям Международной конвенции о подготовке и дипло- мировании моряков и несении вахты и Положения о дипломировании членов экипажа морских судов. Указанная образовательная программа должна быть согласованна Росморречфлотом; диплом старшего помощника капитана; диплом оператора Глобально-морской системы связи при бедствии; справки о плавании на судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет и другие.
Таким образом, порядок получения диплома капитана морского судна устанавливает жесткие требования к кандидатам и предполагает наличие знаний, умений и навыков практических из всех областей деятельности на морском судне.
На железнодорожном транспорте кандидаты на должность машинистов локомотивов и моторвагонного подвижного состава обязаны представить свидетельства на право управления соответствующим транспортным средством, которое выдается по прохождению специальных квалификационных экзаменов. Положение о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования и присвоения класса квалификации машинистам локомотивного и моторвагонного состава утвержден приказом МПС России от 11 ноября 1997 г. № 23Ц. В соответствии с указанным Положением к теоретическим испытаниям на право управления локомотивом и моторвагонным подвижным составом на путях общего пользования допускаются лица не моложе 18 лет при наличии у них:
— квалификации слесаря по ремонту локомотива, моторвагонного подвижного состава не ниже 3-го разряда;
— стажа работы в качестве действующего помощника машиниста локомотива (от шести месяцев до двух лет);
— свидетельства о присвоении профессии машиниста локомотива установленного образца, которое выдается по окончании специализированного учебного заведения.
К теоретическим испытаниям для получения свидетельства о праве управления локомотивом или моторвагонным подвижным составом допускаются лица, обладающие знанием:
требований Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286), Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (утверждена МПС России от 26 мая 2000 г. № ЦРБ-757) и Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (приложение № 8 к приказу Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286);
устройства, работы, управления локомотивом, а также установленного порядка содержания и ухода за ним в эксплуатации;
устройства, действия и управления тормозами локомотива;
основных положений Правил текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов ОАО «РЖД» (утверждены распоряжением ОАО «РЖД» 30 января 2013 г. № 226р;
основных свойств и характеристик видов топлива, применяемых на локомотивах, методов их экономного расходования и экономии электроэнергии;
правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации и ремонте локомотивов;
должностных инструкций локомотивной бригады;
приказов, указаний, инструкций и других документов, относящихся к кругу работы машинистов локомотивов;
Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621).
Квалификационное свидетельство требуется и для помощников машинистов. Порядок проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации утвержден приказом МПС России от 28 октября 1999 г. № 39Ц.
Профессиональная подготовка помощников машинистов локомотивов и машинистов локомотивов проводится с отрывом от производства в образовательных организациях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку. Для лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование по тяговым специальностям, разрешается проводить профессиональную подготовку машинистов локомотивов без отрыва от производства в образовательных организациях и образовательных подразделениях локомотивных депо, имеющих право на такую подготовку.
Воздушный транспорт также предъявляет особые требования к квалификации членов экипажей воздушных судов. В соответствии со ст. 53 Воздушного кодекса РФ, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 кг и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Конкретные требования к подготовке различных категорий персонала гражданской авиации установлены Федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации), утвержденными приказом Минтранса России от 12 сентября 2008 г. № 147.
В качестве примера приведем требования к обладателю свидетельства бортинженера (бортмеханика). Согласно п. 13.1 названных Федеральных авиационных правил обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) должен:
— быть старше 18 лет;
— иметь высшее образование (для бортинженера) или среднее профессиональное образование (для бортмеханика);
— иметь действующее медицинское заключение первого класса;
— пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в обширном перечне областей, связанных с техническими характеристиками и воздушного судна; аэронавигации; гидрометеорологии; возможностей человека применительно к бортинженеру (бортмеханику), включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок; правил и положений, касающихся обладателя свидетельства бортинженера (бортмеханика); принципов работы, правил эксплуатации и ограничения силовых установок воздушных судов; влияния атмосферных условий на характеристики двигателей и др.;
— иметь налет не менее 100 часов при выполнении не менее 18 полетов в качестве бортинженера (бортмеханика) под наблюдением на воздушном судне, в который может быть включен налет на комплексном тренажере, имитирующем реальные условия полета, не более 50 часов.
Практическую подготовку бортинженера (бортмеханика) под наблюдением проводит обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) с квалификационной отметкой «инструктор».
Следует также отметить, что значительная роль в регулировании подготовки членов экипажей воздушных судов отведена документам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), являющейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, и устанавливающей международные нормы гражданской авиации и координирующее ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности.
Документ ИКАО Doc 9379-AN/916 «Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств личному составу и управлению этой системой» содержит требования к проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. В частности, согласно п. 5.1.2 указанного документа получение теоретических знаний должно осуществляться в соответствии со следующими правилами:
— программа обучения по каждому предмету должна быть всеобъемлющей, и каждая тема должна увязываться с соответствующим учебным материалом. Она должна предоставляться в распоряжение кандидата;
— экзаменационные вопросы должны быть составлены в соответствии с программой обучения и библиографией;
— в целях исключения возможных ошибок подготовленные экзаменационные билеты должны тщательно проверяться;
— каждый вопрос должен быть дополнительно уточнен специалистом со стороны, и на него следует подготовить вариант ответа;
— на обложке экзаменационного билета должна быть напечатана информация для кандидатов, например, количество баллов за ответ на каждый вопрос, общий балл за ответы на все вопросы билета, отводимое на работу время, использование дополнительного или справочного материала и т.д.;
— экзаменатор должен следить за тем, чтобы на письменных работах и приложениях всех кандидатов были ясно написаны фамилии или кодовые номера и другие.
Специфика содержания трудового договора работников транспорта заключается во взаимосвязи трудовой функции работника с непосредственным управлением или обслуживанием источника повышенной опасности. Данные обстоятельства являются предпосылкой для увеличения возраста, с которого лицо приобретает возможность заключать трудовой договор в качестве работника транспорта, — как уже было отмечено, возрастной ценз в данном случае составляет 18 лет и выше, а также являются основанием для применения к работникам, трудовые обязанности которых связаны с движением транспортных средств, регулярных (при поступлении на работу), а также периодических медицинских осмотров.
На железнодорожном транспорте подобная мера применяется на основании в том числе Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденного приказом МПС России от 29 марта 1999 г. № 6Ц. В соответствии с п. 4.1—5 указанного Положения обязательным медицинским осмотрам на железнодорожном транспорте подлежат лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с движением поездов, в том числе:
— обеспечивающие движение поездов;
— осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности (начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений и отделений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути);
— лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, связанные с воздействием опасных и вредных производственных факторов согласно Временным перечням вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденным приказом Минздравмед- прома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г. № 280/88;
— лица, поступающие на курсы и в школы профессиональной подготовки, абитуриенты и учащиеся учебных заведений железнодорожного транспорта, а также лица, поступающие и обучающиеся по специальностям и профессиям, при работе по которым проводятся обязательные медицинские осмотры.
Медицинские обследования работников общественного городского транспорта регулируются Типовым положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, являющимся Приложением № 2 к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденным письмом Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32. Пунктом 2.4 указанного Типового положения установлены следующие случаи недопущения водителей к управлению автомобилем:
— при выявлении признаков временной нетрудоспособности;
— при положительной пробе на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
— при обнаружении признаков воздействия наркотических веществ;
— при выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.
При допуске к рейсу на путевых листах ставятся штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.
Для работников воздушного транспорта требования об обязательных медосмотрах содержат Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденные приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. № 50. Согласно п. 1 названных Федеральных авиационных правил, обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:
— кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
— студенты и курсанты высших и средних учебных заведений гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров, бортпроводников, специалистов по организации воздушного движения;
— члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), линейные пилоты авиакомпании (самолет и вертолет), штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели;
— специалисты, осуществляющие управление движением воздушных судов в воздухе;
— члены кабинного экипажа: бортоператоры и бортпроводники;
— пилоты авиации общего назначения: частные пилоты, пилоты- планеристы, пилоты свободного аэростата, парашютисты, пилоты сверхлегких воздушных судов, полетные диспетчеры.
Для работников водного транспорта обязательность медосмотров предусмотрена в ст. 55 КТМ РФ, ст. 27 КВВТ РФ.
В частности, в соответствии со ст. 55 КТМ РФ лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Соответствующая норма содержится и в п. 2 ст. 27 КВВТ РФ, закрепляющем, что к работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
[1] Положение о дипломировании членов экипажа морских судов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 62.
[2] Правило 1/9 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г.
|