Конституция РФ не только занимает высшую ступень в иерархии действующих нормативных актов, но и служит основополагающей юридической базой для любой отрасли законодательства, в т.ч. и для уголовно-процессуальной. Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ непосредственно (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, которые, выражая природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Все законы и нормативные акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Так, часть 2 ст. 22 Конституции РФ (задержание подозреваемого лица без судебного решения не может длиться более 48 часов) нашла отражение в ст. 10 и 94 УПК РФ; ст. 25 Конституции РФ (жилище неприкосновенно) нашла отражение в ст. 12, 29, 177 УПК РФ.
Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом, т.е. в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержатся: ст. 22 (неприкосновенность личности), 23 (тайна жизни, защита чести), 25 (неприкосновенность жилища), 47-53 (право на суд, квалифицированную юридическую помощь, презумпция невиновности, свидетельский иммунитет и т.д.); в гл. 7 «Судебная власть и прокуратура» содержатся: ст. 118 (правосудие осуществляется только судом), 120 (независимость судей), 122 (неприкосновенность судей), 123 (состязательное и открытое судебное разбирательство).
Учитывая, что Конституция РФ является действующим источником уголовно-процессуального права, существует необходимость в прямом применении норм Конституции РФ. Например, в случае признания Конституционным Судом РФ какой-либо нормы УПК РФ, не соответствующей Конституции, применяется непосредственно конституционная норма.
Суд, принимая решение, применяет непосредственно Конституцию РФ в следующих случаях:
• если положения Конституции РФ не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона;
• если суд придет к выводу, что федеральный закон, действующий на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
• когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Если норма Конституции РФ является отсылочной, тогда суды должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.
|