Источники уголовно-процессуального права - это система нормативно-правовых актов, которые регулируют уголовно
процессуальные отношения, т.е. создают правила поведения участников уголовного процесса и являются внешней формой юридического закрепления уголовно-процессуального права.
Любой нормативно-правовой акт данной системы обязательно характеризуется тем, что в нем содержится положение, определяющее правило поведения участников уголовного судопроизводства.
По юридической значимости источники уголовно-
процессуального права располагаются следующим образом:
1) Конституция РФ (гл. 2.7);
2) федеральные конституционные законы РФ (например, «Закон о судебной системе», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»);
4) федеральные законы РФ (например, УПК РФ, «Об оперативнорозыскной деятельности», «О полиции»);
5) постановления Конституционного Суда РФ (например, постановления о проверке законности применения тех или иных норм УПК РФ по жалобам участников уголовного судопроизводства);
6) постановления Государственной Думы (например, об объявлении амнистии);
8) постановления Правительства РФ (например, о размере оплаты труда адвокатов, о реализации Имущественным фондом вещественных доказательств);
9) нормативные акты министерств и ведомств (например, приказы, инструкции о приеме заявлений, о хранении вещественных доказательств).
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, международные нормы являются ее составной частью. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора. Придание общепризнанным нормам и принципам международного права юридической силы в уголовно-процессуальном законодательстве России осуществляется путем ратификации международных договоров РФ либо включения принципов и норм международно-правовых актов в национальное законодательство. К общепризнанным международно-правовым документам относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и другие правовые документы.
Основным кодифицированным источником уголовнопроцессуального права является УПК РФ, который был принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г.
УПК РФ состоит из 6 частей, 19 разделов, 56 глав. Первая часть УПК «Общие положения» содержит нормы, имеющие отношение ко всем стадиям уголовного процесса, всем его производствам и участникам. Вторая часть «Досудебное производство» регламентирует процессуальную форму производства на досудебных стадиях. В третьей части «Судебное производство» урегулированы вопросы, касающиеся судебного разбирательства. Четвертая часть устанавливает особый порядок уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Пятая часть «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» регулирует правоотношения российской правоохранительной системы с иностранными государствами. Шестая часть призвана определять порядок применения бланков процессуальных документов, однако сами бланки процессуальных документов были исключены из содержания закона, и на сегодняшний день данная часть содержит две статьи: ст. 474 «Оформление процессуальных действий и решений на бланках процессуальных документов» и ст. 474.1 «Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве».
Применение норм уголовно-процессуального закона нередко встречает затруднения на практике, и поэтому нормы нуждаются в разъяснении. Такие разъяснения дают Пленум Верховного Суда РФ в актах, издаваемых в форме постановлений, и Генеральный прокурор РФ - в приказах, указаниях, инструкциях. Указанные акты не являются источниками уголовно-процессуального права, однако разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для правильного и единообразного применения закона. Законы субъектов РФ не являются источниками уголовно-процессуального права в силу прямого указания п. «о» ст. 71 Конституции РФ о том, что уголовно-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
|