Институт закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являясь, пожалуй, одной из первых в истории форм государственно-частного партнерства, отнюдь не нов для российского законодательства. Казенные поставки и казенный подряд в России начинают свою историю с начала XVI века и получают широкое распространение при правлении Петра I. С тех же времен выявились и основные проблемы, связанные с функционированием данного института.
Во-первых, это проблема надлежащего исполнения государственного заказа поставщиком (подрядчиком, исполнителем), соблюдения условий контракта относительно сроков и качества поставляемых товаров, производимых работ и оказываемых услуг. Так, уже в 1762 г. Сенат официально признал необходимость формирования списков недобросовестных подрядчиков, с которыми согласно изданным впоследствии правительственным актам напрямую запрещалось заключать казенные подряды87. В этой связи формирование реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), законодательное требование ведения которого установлено ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), является закономерным результатом осознания указанной проблемы и необходимости защитить государственные и муниципальные бюджетные средства от заведомого риска неэффективного расходования и хищений.
Во-вторых, это и проблема коррупции в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Широкое распространение коррупционных правонарушений в данной сфере и, как следствие, хищений бюджетных средств послужило основой появления самостоятельного шестого отделения «О противозаконных поступках [1] чиновников при заключении подрядов и поставок, приеме поставляемых в казну вещей и производстве публичной продажи» в главе XI раздела V Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Данное отделение содержало 15 статей (ст.ст. 499-513), криминализировавших всевозможные злоупотребления в области казенных подрядов и поставок как со стороны ответственных должностных лиц, так и со стороны подрядчиков и поставщиков. Примечательно, что ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. не предусматривает специальных составов преступлений в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, ограничиваясь такими общими составами, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ), получение и дача взятки (ст.ст. 290-291 УК РФ) и ряд других. Между тем, в настоящее время широкая распространенность различных теневых практик в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд привела к формированию устойчивых трендов коррупционного поведения во взаимоотношениях российских чиновников и представителей бизнеса, что выражается в фактическом доминировании неформальных институтов «отката» при решении вопросов получения государственных и муниципальных заказов. Так, при строительстве автомобильных дорог 60% бюджетных средств уходит на откаты[2]. На практике это приводит к устранению конкуренции и завышению цен при определении победителей конкурсов, нецелевому расходованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, уменьшению налоговых поступлений в казну, что ставит под угрозу экономическую безопасность России как на национальном, так и на региональном уровне[3]. Подобная ситуация заставляет задуматься об эффективности современной уголовно-правовой политики российского государства в рассматриваемой сфере, в особенности на фоне массы резонансных случаев выявления крупных махинаций в области госзакупок. Так, по данным Счётной палаты, объём госзакупок в 2015 г. составил 25 трлн. рублей. При этом только за 9 месяцев указанного года было выявлено нарушений более чем на 34 млрд. рублей[4].
Тем не менее, предпринимаются и определенные шаги, направленные на изменение сложившейся ситуации. К таковым можно отнести уже указаный ранее законопроект № 740713-6, внесенный в Государственную Думу 11 марта
2015 г. инициативной группой депутатов и направленый на противодействие коррупции в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Законопроект предлагает введение в действующий Уголовный кодекс РФ специального состава хищения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусматриваемого вновь вводимой статьей 164.1. Данное общественно опасное деяние определено в законопроекте как хищение денежных средств или иного имущества, совершенное должностным лицом заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), субподрядчика и (или) соисполнителя при исполнении государственного или муниципального контракта. Тем не менее, с позиции юридической техники и по смыслу примечания к статье 285 УК РФ данное определение представляется неудачным ввиду того, что охватывает только поставщиков (исполнителей), субподрядчиков и (или) соисполнителей, являющихся государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации. Однако, Закон № 44-ФЗ предполагает предоставление преимущества при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям инвалидов, субъектам малого
предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, а также напрямую обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцати процентов совокупного годового объема закупок. Такие организации не имеют и не могут иметь в своем штате должностных лиц, а лишь лиц, выполняющих управленческие функции в данных организациях.
Законопроект № 740713-6 предполагает и появление новых
квалифицирующих признаков в составах злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), получения взятки (ст. 290 УК РФ), дачи взятки (ст. 291 УК РФ) и посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), а именно: совершения деяния «при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и (или) исполнении государственного либо муниципального контракта» и «при размещении и (или) выполнении государственного оборонного заказа»[5].
Указанный законопроект с марта 2016 г. находится в Государственной Думе без движения, не будучи принятым даже в первом чтении.
Таким образом, вопрос об уголовной ответственности за коррупционные преступления в сфере государственно-частного партнерства в рамках
контрактной системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до сих пор остается нерешенным.
[1] Белинская М.П. Хронодискретное моногеографическое сравнительное исследование института закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33). С. 44.
71
[2] Егоров В.А., Макаров И.Н., Сигова М.В. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 5. С. 89.
[3] См.: Пашковский П.В. Региональная безопасность российской федеративной государственности в институционально-правовом измерении: дисс. ... канд. юрид. наук. - Таганрог, 2009. - 134 с.
[4] Миллиарды откатов. Как делают состояния на госзакупках [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.aif.ru/money/corruption/milliardy_
otkatov_kak_delayut_sostoyaniya_na_goszakupkah (дата обращения: 30.10.2016 г.).
72
Законопроект № 740713-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://asozd2.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/5092CA9DF4627CC043257E0500344B9E/$File/7 40713-6.PDF?OpenElement (дата обращения: 30.10.2016 г.).
73
|