С 1 июля 2015 г. вступили в силу отдельные статьи Федерального закона от 30 марта 2015 года № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым в новой редакции изложена статья 45 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, определяющая требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий. Положения прежней редакции статьи 45 Основ о требованиях к нотариально оформляемому документу конкретизированы и изложены во вновь введенной статье 45-1. Новая редакция статьи 45 Основ о нотариате вносит существенные изменения в давно сложившийся стереотип взглядов и поведения нотариуса в отношении документов, представляемых для совершения нотариальных действий.
Условно можно разделить все случаи предъявления документов нотариусу на три варианта:
- в целях совершения нотариального действия, при котором представляемые документы не претерпевают каких-либо изменений в результате совершенного нотариального действия или не являются прообразом для вновь создаваемого документа. Так, предъявляются различные документы по наследственному делу и приобщаются к нему для удостоверения доверенности сделки представляются устав, протокол общего собрания, и т.д., эти документы могут также оставаться в делах нотариуса. К данной группе относятся также и документы, удостоверяющие личность граждан;
- документ представляется для совершения нотариального действия, в результате совершения которого он приобретает статус нотариально оформленного документа, например, заявления, сообщения, уведомления в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 года) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- документ представляется для свидетельствования верности копии или выписки из него.
В пункте 1 статьи 45 Основ о нотариате предусмотрено, что документы, представляемые нотариусу в подтверждение фактов, которые нотариус обязан проверить при совершении нотариального действия, должны соответствовать требованиям настоящей статьи.
Необходимо определить, что понимается под документом, представляемым для совершения нотариального действия. Сразу следует отметить, что Основами определены два вида документов: документ на бумажном носителе и электронный документ. В зависимости от вида документа установлены и требования к ним. Рассмотрим требования к бумажному документу, таким образом, носитель должен содержать информацию.
Как правило, эта информация в виде текста, однако не исключено, что это может быть и изображение. Например, автор музыкального произведения представляет записи с нотами и просит помочь подтвердить его авторство (конечно, подтверждение это условное), что может быть сделано путем свидетельствования его подписи с воспроизведением знака авторства или удостоверения времени предъявления документа (именно эти виды нотариальных действий используются в нотариальной практике). В дальнейшем такой документ может быть принят нотариусом в подтверждение принадлежности исключительных прав на музыкальное произведение.
Носитель не должен иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений (далее - дефектов), текст документа должен быть легко читаемым. Из общего правила об отсутствии дефектов есть исключение, установленное предложением 3 пункта 2 статьи 45 Основ о нотариате, предоставляющее нотариусу право принять для совершения нотариального действия документ, если имеющиеся дефекты являются несущественными для целей, для которых представлен документ. Таким образом, устраняется формальный подход нотариуса к документам. Это новшество может способствовать решению некоторых проблем по принятию документов. Достаточно много «дефектных» документов предъявляется по наследственным делам, особенно документов органов записи актов гражданского состояния. Например, умершая по свидетельству о смерти «Даяна», а в подтверждении родства его сестрой представлено свидетельство о рождении, в котором имя указано «Диана». Если ранее наследникам предлагалось устранить противоречия в документах (в органах ЗАГСа или в судебном порядке), то теперь практика может измениться: полное совпадение всех прочих сведений в документах: даты и места рождения наследодателя в свидетельствах о рождении и о смерти, данных родителей в свидетельствах о рождении наследодателя и наследника, достаточным образом подтверждают родственные отношения, а разночтение в написании имени умершего можно считать несущественным.
Информация на носителе должна быть зафиксирована, и это требование усилено в отличие от документа, определяемого Законом № 77-ФЗ, по которому фиксация может быть в любой форме. Информация на документе, представляемом для совершения нотариального действия, должна быть зафиксирована способом, исключающим ее утрату, поэтому не допускается исполнение карандашом или с помощью легко удаляемых красителей.
Целостность документа, состоящего из нескольких листов: установлено, что целостность документа обеспечивается путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. Этот признак документа сменил ранее существующее требование - «в документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью». Безусловно, что требование
0 прошивке документов с проставлением печати, рассчитанный на юридических лиц, не учитывало современный документооборот. Очевидно, что целостность документа - понятие значительно шире, чем прошитый документ. Конечно, указанный вид целостности документа сохраняется, однако и он видоизменяется. Во-первых, на практике уже сложилось, что документы не только прошиваются нитками, но и скрепляются путем степлирования. Теперь документы, скрепленные таким способом, на совершенно законных основаниях могут приниматься при совершении нотариальных действий. И, во-вторых, требование проставления печати в некоторых случаях является неисполнимым, так как документ может быть выдан физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами без проставления печати. Некоторые эксперты справедливо полагают, что недостаточным будет просто прошить документ, целостность его должна быть обеспечена проставлением подписи(ей) на месте склейки[1].
Целостность документа может определяться связностью текста, на каждом листе которого имеются его название, нумерация, подпись (подписи). Таким образом, оформляются, например, банками кредитные договоры. Кроме того, в практике встречались лицензии на ведение деятельности, второй лист которого обозначен как продолжение, и на каждом имеется печать. Также в пример можно привести кадастровый план земельного участка, как правило, состоящий из двух отдельных листов.
Статья 45 Основ в числе требований, подлежащих проверке нотариуса, не предусматривает проверку реквизитов документа. Вместе с тем как указано в определении документа, реквизит - необходимый элемент документа, позволяющий его идентифицировать. Поэтому нотариус в любом случае вынужден будет обращать внимание и на реквизиты документа. Приведенный ГОСТ Р51141-98 определяет реквизит как обязательный элемент только официального документа, для личных документов реквизиты не предусмотрены. Если реквизит определяется как обязательный элемент официального документа, то необходимо выяснить, каким нормативным актом регулируется этот вопрос. К сожалению, общего обязательного перечня реквизитов для всех документов не установлено. Общий перечень реквизитов документов определяется в «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятом Постановлением Госстандарта РФ от 3 марта 2003 года № 65-ст., тем не менее, требования стандарта являются лишь рекомендуемыми.
В ст.44.2 Основ, введенной Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ с 1 июля 2014 г., регламентировано совершение нотариальных действий на основании электронного документа. Понятие «электронный документ» определено в п. 11.1 ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» как
документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационнотелекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
В случаях, установленных федеральным законом, нотариальное действие может быть совершено на основании электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью лица,
обратившегося за совершением нотариального действия. Для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись, созданную в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».
Следует отметить, что действующим законодательством запрещено удостоверение сделки на основании электронного документа в отсутствие лица, совершающего сделку, или его представителя. В силу прямого указания данный запрет касается и удостоверения доверенности. Помимо прочего данный запрет установлен исходя из необходимости реализации нотариусом положений ст. 43 Основ о проверке дееспособности граждан, правоспособности юридических лиц, а также полномочий на совершение нотариального действия.
[1] Сучкова Н. В. Нотариат. М., 2014. С.167; Ширипов Д. В., Малахова М. Н. Нотариат России; Москва, 2011. С.99.
|