Четверг, 28.11.2024, 13:00
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Договор перевозки груза

Нормы о договоре перевозки, как, впрочем, и об иных видах договорных обязательств, включены в разд. IV ГК РФ. На каждом виде транспорта правоотношения регулируются отдельными транспортными уставами и кодексами, такими как: КТМ РФ, КВВТ РФ, Воздушный кодекс РФ, УЖТ РФ и УАТГНЭТ.

Договор перевозки груза — один из самостоятельных договоров в системе гражданско-правовых договоров. В системе транспортных договоров этот договор имеет наибольшее значение. В соответствии с этим договором происходит реальное перемещение материальных ценностей.

По ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ)._________________________________

Отсюда следует, что договор перевозки груза признается публичным (ст. 426 ГК РФ) во всех случаях, когда перевозка осуществляется транспортом общего пользования, и из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки груза — двусторонне обязывающий, так как каждая из сторон имеет правомочия и несет обязанности. Вместе с тем он возмездный.

Сторонами этого договора являются отправитель груза и перевозчик. Провозная плата, взимаемая за перевозку груза, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Однако если перевозка груза осуществляется транспортом общего пользования, провозная плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательством.

Договор перевозки груза является также срочным, так как в нем срок исполнения обязательства определяет и срок действия договора. Это объясняется тем, что время, необходимое для перемещения груза, определяется техническими возможностями транспорта.

В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

По буквальному смыслу закона (ст. 785 ГК РФ) перевозчик обязуется перевезти и вручить получателю вверенный, т.е. ранее переданный, врученный отправителем груз. Вручение груза служит действием, свидетельствующим о заключении договора. Таким образом, предметом договора является перевозка данного конкретного груза после его вручения перевозчику. Следовательно, ГК РФ конструирует договор перевозки груза как реальный договор, так как права и обязанности у сторон возникают в момент совершения определенных реальных действий, а именно предъявления груза отправителем и принятие его перевозчиком.

Однако из этого правила есть исключения. Так, договор морской перевозки грузов в большинстве случаев имеет характер консенсуального договора. На автомобильном транспорте также допускается возможность заключения консенсуального договора (ст. 8 УАТГНЭТ).

Предметом договора являются действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его уполномоченному лицу, а также взаимные действия грузоотправителя по оплате перевозки.

Субъектами договора перевозки груза являются: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, все они перечислены в ст. 785 ГК РФ, однако субъектов договора перевозки груза не следует путать со сторонами договора перевозки груза. По этому вопросу в юридической науке продолжаются споры до сегодняшнего дня. Не вдаваясь в подробности различных точек зрения по данному вопросу, отметим, что по общему правилу договор перевозки груза является договором в пользу третьего лица — грузополучателя, а его сторонами являются грузоотправитель и перевозчик.

В качестве грузоотправителя и грузополучателя могут выступать граждане (например, при перевозке домашних вещей) и юридические лица, а также государство на договорной основе.

Процедура заключения договора перевозки груза предусматривает составление нескольких документов. В соответствии с п. 2. ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Отсюда следует, что договор перевозки груза заключается в простой письменной форме. Вместе с тем следует учитывать, что законом установлены дополнительные требования к форме сделки — совершение ее на бланке определенной формы.

На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются в соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТГНЭТ транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем на каждую поездку автомобиля для каждого грузополучателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей.

На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов включает:

— железнодорожную накладную;

— квитанцию о приеме груза;

— дорожную ведомость;

— корешок дорожной ведомости.

Формой договора воздушной перевозки является грузовая накладная (ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

Не отличается своеобразием оформление договорных отношений по перевозке груза на внутреннем водном транспорте. В соответствии со ст. 67 КВВТ РФ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, а также оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Существенные отличия формы договора перевозки груза имеются на морском транспорте. Договор морской перевозки груза может быть заключен:

с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);

без такого условия (ст. 115 КТМ РФ).

Чартер применяется при трамповом (нерегулярном) судоходстве. При линейной системе эксплуатации флота, когда суда регулярно совершают рейсы по расписанию в заранее установленных направлениях с заходом в определенные (базисные) порты, судоходное предприятие берет на себя обязанность вступить в договор перевозки груза на объявленных им условиях по линейному коносаменту с каждым, кто к нему обратится. Такой договор должен быть отнесен к категории публичных.

Согласно п. 1 ст. 142 КТМ РФ после приема груза к перевозке перевозчик по требованию отправителя обязан выдать коносамент. Коносамент выполняет три функции:

— является доказательством наличия договора морской перевозки;

— является ценной бумагой;

— служит распиской в приеме груза к перевозке.

Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, одна

часть которых вносится грузоотправителем, а другая — перевозчиком.

Коносамент не является формой договора морской перевозки. В качестве таковой в линейном судоходстве может рассматриваться любая простая письменная форма договора. Коносамент же, как правило, выдается позже момента заключения договора. Отправитель вправе требовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа.

Как любая ценная бумага, коносамент может быть именным, ордерным или на предъявителя. Предъявительский коносамент применяется крайне редко.

Содержание договора перевозки груза состоит из прав и обязанностей сторон, его подписавших, т.е. грузоотправителя и перевозчика. Каждому праву грузоотправителя противостоит соответствующая обязанность перевозчика. Поэтому мы рассмотрим обязанности по договору каждого из них.

Доставка груза в пункт назначения является основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза. Если пункт назначения (железнодорожная станция, аэродром, морской или речной порт, почтовый адрес) в транспортной накладной либо коносаменте не указан, то договор перевозки груза будет беспредметным, а следовательно, не заключенным.

Вместе с тем законодательством допускается возможность переадресовки груза отправителем в пути следования.

На автомобильном транспорте переадресовка грузов осуществляется в соответствии с УАТГНЭТ.

На железнодорожном транспорте переадресовка груза производится в порядке, установленном ст. 31 УЖТ РФ и Правилами переадресовки грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Минтранс России от 18 июня 2003 г. № 44.

Иначе вопрос о переадресовке грузов решается на воздушном транспорте. Согласно ст. 110 Воздушного кодекса РФ грузоотправитель имеет право получить обратно сданный к воздушной перевозке груз до его отправления, изменить в грузовой накладной грузополучателя до выдачи груза управомоченному лицу, распорядиться грузом в случае непринятия его грузополучателем или невозможности его выдачи грузополучателю.

КВВТ РФ обязывает грузоотправителя, по заявлению которого произведена переадресовка, урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным грузоотправителем, фактическим грузополучателем и перевозчиком (ст. 78).

При морской перевозке грузов переадресовка возможна при условии предъявления всех выданных отправителю оригиналов коносамента (ст. 149 КТМ РФ).

Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, в отдельных случаях размер провозной платы и др.

По общему правилу перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). Однако транспортные уставы и кодексы содержат лишь общие правила о сроках доставки (ст. 152 КТМ РФ, ст. 76 КВВТ РФ). Исключение составляет лишь УЖТ РФ, который регулирует порядок исчисления таких сроков.

Несмотря на свою важность, срок доставки нельзя отнести к существенным условиям договора перевозки грузов, поскольку отсутствие этого условия в договоре компенсируется положениями ст. 792 ГК РФ о разумном сроке.

Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ) Несколько специальных норм по этому поводу содержится в ст. 150 КТМ РФ: перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его.

На морском транспорте обязанность за правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне несет перевозчик.

На внутреннем водном транспорте погрузка груза осуществляется либо грузоотправителем, либо перевозчиком в порядке, установленном договором, если иное не установлено правилами перевозок (ст. 73 КВВТ РФ).

При осуществлении автомобильных перевозок погрузка осуществляется силами грузоотправителя (ст. 11 УАТГНЭТ).

В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован.

На автомобильном транспорте предусмотрена обязанность замаркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок при предъявлении груза в таре и упаковке. Подавляющее число грузов перевозится автомобильным транспортом в той или иной упаковке.

Аналогичные правила о таре и упаковке содержатся в других транспортных уставах и кодексах (ст. 139 КТМ РФ, ст. 69 КВВТ РФ).

Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров.

На морском транспорте существуют специальные требования, связанные с перевозкой так называемых палубных грузов. По общему правилу груз перевозится в трюмах судна (под палубой). Перевозка груза на палубе при наличии соглашения о перевозке груза в трюме влечет для перевозчика утрату права на ограничение ответственности в соответствии со ст. 172 КТМ РФ.

В целях предупреждения споров об обеспечении сохранности грузов большое значение имеет определение массы отдельных грузов, предъявляемых к перевозке. Масса (или объем груза нетоварного характера) определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. При массовых перевозках грунта определение его количества производится геодезическим замером. Вес груза позволяет определить количество принятого груза к перевозке и выданного грузополучателю по его окончании.

В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника.

Следующей обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункте назначения. Этой обязанности корреспондирует право грузополучателя требовать выдачи груза. Такое право возникает с момента изъявления получателем намерения выступить в качестве третьего лица, в пользу которого совершен договор. Как только грузополучатель выразил в надлежащей форме требование получить груз, он приобретает все права по договору перевозки, которыми до этого обладал грузоотправитель. С этого же момента на него возлагаются и некоторые обязанности, но уже не договором, а законом. На грузополучателя не могут быть возложены никакие обязанности ни договором, ни законом до того, как он выразил согласие стать участником правоотношения по перевозке грузов. Это в полной мере относится и к обязанности своевременно принять и выгрузить груз (ст. 43 УЖТ РФ).

Главной обязанностью грузоотправителя является внесение перевозчику провозной платы, которая установлена соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Поскольку в большинстве случаев договор перевозки грузов является публичным договором, то плата за перевозку груза определяется по утвержденным тарифам. Кроме того, связанные с перевозкой и выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца работы и услуги, которые перевозчик выполнять не обязан (дополнительные услуги), оплачиваются по соглашению сторон (ст. 790 ГК РФ).

Договор перевозки грузов может быть прекращен в связи с надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК РФ), невозможностью исполнения (п. 1 ст. 416 ГК РФ) и другими способами прекращения обязательств, предусмотренными ГК РФ. Некоторая специфика по отношению к другим видам обязательств существует при правовом регулировании отношений по досрочному прекращению договора перевозки груза в связи с невозможностью исполнения. Дело в том, что транспортные уставы и кодексы предусматривают ряд конкретных случаев невозможности исполнения договора (ст. 46 УЖТ РФ, ст. ст. 157 КТМ РФ).

В соответствии со ст. 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

В различных транспортных уставах и кодексах существуют разные правила о возможности изменения пределов ответственности.

Гражданско-правовая ответственность по общему правилу может наступить лишь при наличии совокупности определенных условий: наличие противоправного поведения, вреда, вины правонарушителя и причинной связи между действиями нарушителя и наступившими вредными последствиями. Как известно, общим принципом гражданско-правовой ответственности является ответственность при наличии вины. Для предпринимателей предусмотрена безвиновная ответственность, поскольку предпринимательская деятельность осуществляется на началах риска (ст. 401 ГК РФ). Характерной чертой ответственности за нарушение договора перевозки грузов является ее ограниченный характер. Статья 400 ГК РФ предусматривает возможность ограничения законом права на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность) по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности.

В ст. 796 ГК РФ и в транспортных уставах и кодексах речь идет о безвиновной ответственности перевозчика с некоторыми исключениями из общего правила.

Что касается противоправных действий со стороны перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, то к ним можно отнести: просрочку перевозчика в доставке груза, необеспечение им сохранности груза при перевозке, неправильное оформление грузоотправителем транспортных документов, ненадлежащую подготовку груза к перевозке, невнесение или несвоевременное внесение провозной платы грузоотправителем либо грузополучателем, задержку транспортных средств под выгрузкой груза и др.

Ответственность перевозчика за просрочку в доставке грузов наступает при нарушении правил, изложенных в ст. 792 ГК РФ, согласно которым перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, указанные транспортными уставами и кодексами (ст. 152 КТМ РФ, ст. 109 КВВТ РФ), а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. Мерами гражданско-правовой ответственности за просрочку в доставке груза являются штраф или пени.

Согласно ст. 116 КВВТ РФ за несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузополучателя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Несколько иные правила действуют в отношении договора железнодорожной перевозки. В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, но не более чем в размере провозной платы, если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков обстоятельств.

За просрочку в доставке груза автомобильный перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с 24 часов суток, когда должен быть доставлен груз, если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

При морских перевозках перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения — в разумный срок, который требуется от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 166 КТМ РФ). КТМ РФ не определяет конкретных мер ответственности. Стороны могут самостоятельно урегулировать вопросы ответственности за просрочку в доставке груза, размер которой не должен превышать, однако, размера фрахта (ст. 170).

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).

Перевозчик несет ответственность за несохранностъ груза.

Под НЕСОХРАННОСТЬЮ ГРУЗА понимают утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза.

Под УТРАТОЙ ГРУЗА понимается невозможность перевозчика его выдать грузополучателю в течение установленных сроков.

Согласно УЖТ РФ утраченным считается не выданный грузополучателю груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. Факт утраты груза носит негативный характер. Он удостоверяется отметкой в квитанции о неприбытии груза, которая и служит основанием для предъявления требования к железной дороге о возмещении стоимости груза. Утрата груза не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика.

НЕДОСТАЧА ГРУЗА означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения.

Если по одной накладной отгружено несколько контейнеров или вагонов, а на станцию назначения прибывают не все контейнеры или вагоны, то это следует рассматривать как недостачу.

ПОВРЕЖДЕНИЕ ГРУЗА — такое понижение его качества, которое вызвано механическим нарушением его целостности (например, поломка, погнутость, потертость, бой и т.д. перевозимых предметов). Под повреждением может пониматься также утрата какой-либо части груза, составляющей одно целое с перевозимым предметом (например, утрата отдельных частей механизмов при перевозках сельскохозяйственной техники).

ПОРЧА ГРУЗА — несоответствие качества груза, прибывшего в пункт назначения, его первоначальному качеству, полная или частичная утрата грузом его полезных свойств. Это может быть вызвано химическими, биологическими или иными изменениями свойств груза в процессе перевозки (например, порча (гниение) яблок, рыбы и т.п.).

Разделение несохранности по видам имеет практическое значение для документального ее оформления, предъявления претензий и исков к перевозчику и возмещения ущерба.

Ответственность за несохранность груза при перевозке основывается на правилах ст. 796 ГК РФ, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за такую несохранность, происшедшую после принятия груза к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Пункт 1 ст. 118 Воздушного кодекса РФ определяет, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза во всех случаях, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

В КТМ РФ также наблюдается некоторое отступление от норм ГК РФ. В соответствии со ст. 66 КТМ РФ перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи. Однако он не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

— непреодолимой силы;

— опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

— любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

— пожара, возникшего не по вине перевозчика;

— действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.);

— военных действий и народных волнений;

— действий или бездействия отправителя или получателя;

— скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

— незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

— недостаточности или неясности марок;

— забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

— иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

Особым случаем освобождения морского перевозчика от ответственности за несохранность груза является доказательство того, что утрата, повреждение или порча груза произошли вследствие навигационной ошибки — действия или бездействия в судовождении или управлении судном капитана судна, других членов экипажа судна или лоцмана.

Помимо перечисленных выше общих оснований освобождения перевозчика от ответственности за несохранность перевозимого груза транспортные уставы предусматривают еще и специальные случаи. В соответствии с п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

— в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

— в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного — в размере его стоимости;

— в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза.

Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Приведенные правила воспроизведены и в действующих транспортных уставах и кодексах (ст. 96 УЖТ РФ, ст. 117 КВВТ РФ). Размер возмещения ущерба зависит от условий принятия груза к перевозке — с объявленной ценностью или без нее. Как уже отмечалось, перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза. Это проявляется двояким образом. Во-первых, контрагент перевозчика не может требовать возмещения упущенной выгоды на основании ст. 15 ГК РФ. Во-вторых, размер реального ущерба устанавливается по особым правилам п. 2 ст. 796 ГК РФ.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Общие правила об ответственности грузоотправителей и грузополучателей содержатся в ст. 793 ГК РФ, согласно которой в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Ответственность грузоотправителя наступает за просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств и за отправление груза, запрещенного для перевозки. Грузополучатель несет ответственность за несвоевременные расчеты и задержку вагонов под выгрузку.

Одним из условий наступления гражданско-правовой ответственности грузоотправителя является его вина. Практически все транспортные уставы и кодексы содержат правила об ответственности за неисполнение главной обязанности грузоотправителя (грузополучателя) за несвоевременное внесение платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей. На железнодорожном транспорте перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, если несвоевременные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа произошли по вине грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 30 УЖТ РФ).

Грузоотправитель несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов. В соответствии с нормами некоторых транспортных уставов и кодексов ответственность за данный вид нарушения наступает в виде штрафных санкций, т.е. такой неустойки, которая устанавливается заранее в твердой сумме или процентном отношении. При этом указанная мера ответственности, как правило, носит вид штрафной неустойки, поскольку может быть взыскана сверх убытков.

Грузоотправитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по погрузке и укладке груза в транспортное средство. Грузополучатель несет ответственность за неисполнение обязанности по своевременной выгрузке груза в пункте назначения, если такая обязанность возложена договором или законодательством на него. Такая обязанность не может быть возложена на грузополучателя до того момента, как он выразил свое намерение вступить в договор перевозки в качестве третьего лица.

В тех случаях, когда стороны договора перевозки грузов не смогли самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, спор передается на разрешение в суд. Однако до этого момента должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. Согласно ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Претензией является направленное перевозчику (фрахтовщику) письменное требование.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.

Претензии подаются в письменном виде. К ним должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. 161 КВВТ РФ, ст. 405 КТМ РФ). К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие количество, качество и стоимость отправленного груза, а также расчет суммы претензии.

Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На каждом виде транспорта установлены свои сроки исковой давности.

Исковой давностью признается срок для защиты прав по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (ст. 797 ГК РФ).

Иски к перевозчику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на предъявленную претензию в 30дневный срок.

Вопрос о начале течения срока исковой давности решается на различных видах транспорта неодинаково.

Поскольку срок исковой давности исчисляется годами, то он истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (ст. 192 ГК РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.06.2017)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%