Определение договора перевозки пассажира содержится в п. 1 ст. 786 ГК РФ.
По ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.
Приведенное определение воспроизведено в транспортных уставах и кодексах (ст. 177 КТМ РФ, ст. 97 КВВТ РФ, ст. 82 УЖТ РФ).
БАГАЖОМ является любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору перевозки груза, либо животных. КАЮТНЫМ БАГАЖОМ является багаж, который размещается в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем (ст. 180 КТМ РФ).
В отличие от багажа он, как и ручная кладь на других видах транспорта, не сдается перевозчику и не выбывает из владения пассажира.
РУЧНАЯ КЛАДЬ — легкопереносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднения помещаются в салонах транспортных средств на местах, отведенных для их размещения.
Ручная кладь следует в салоне вместе с пассажиром, и плата за ее перевозку вносится только в случае, если вес превышает установленную норму.
Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (ст. 426, 789 ГК РФ). Кроме того, данный вид договора относится к договорам присоединения.
В зависимости от скорости доставки и маршрута пассажирские перевозки классифицируются в соответствии с требованиями транспортных уставов и кодексов. Так, ст. 95 КВВТ РФ установлено, что перевозки пассажиров на судах, скорость движения которых составляет 30 км/ч и более, считаются перевозками пассажиров на скоростных судах. Маршруты перевозок на внутреннем водном транспорте подразделяются на следующие виды:
— транспортные — транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы;
— туристские — маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа;
— экскурсионно-прогулочные — маршруты перевозок пассажиров продолжительностью не более чем 24 часа (ст. 96 КВВТ РФ).
На железнодорожном транспорте поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории:
— скоростные, скорые и пассажирские в зависимости от скорости их движения;
— дальние и пригородные в зависимости от расстояния следования и условий проезда.
Законом установлен ряд прав и обязанностей, которые возникают еще до заключения договора пассажирской перевозки. Они касаются требований к оборудованию вокзалов, автовокзалов (автостанций), портов и аэропортов, а также мест посадки пассажиров в транспортное средство. Пассажирские вокзалы, аэропорты, порты, автовокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях и иных пунктах отправления сооружаются пассажирские платформы (перроны), оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов.
Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. Для оказания пассажирам услуг почтовой, телеграфной и телефонной связи владельцы инфраструктур на железнодорожном транспорте, порты, аэропорты и автостанции обязаны предоставлять организациям связи помещения на основании договоров аренды.
Камеры хранения должны принимать от пассажиров ручную кладь независимо от наличия проездных документов. Запрещается прием и сдача в камеры хранения огнеопасных, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, едких и зловонных веществ. Время работы камер хранения ручной клади устанавливается в зависимости от расписания транспортных средств, а также от местных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. 97 КВВТ РФ, ст. 82 УЖТ РФ, ст. 179 КТМ РФ). В билете, как правило, содержатся все существенные условия перевозки. Однако в подтверждение договора перевозки пассажиров по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам перевозок пассажиров вместо билета может выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (п. 2 ст. 97 КВВТ РФ). Следует обратить внимание на то, что билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора.
Транспортные предприятия обязаны обеспечить продажу билетов (жетонов, магнитных карт) в кассах вокзалов, аэропортов и портов.
Пассажир должен хранить проездной билет до конца поездки. Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Однако в случае, если пассажир представит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем поезде, перевозчик должен выдать пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного (ст. 82 УЖТ РФ).
Содержанием договора перевозки пассажира и багажа являются права и обязанности его сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
— перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
— провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
— сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Транспортные уставы и кодексы предусматривают следующий
порядок осуществления перечисленных прав:
— пассажир имеет право при сдаче багажа к перевозке объявить его ценность с уплатой установленного сбора (ст. 22 УАТГНЭТ);
— приобрести билет на любой маршрут в порядке, предусмотренном Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (ст. 24 УАТГНЭТ).
Пассажир также имеет право:
перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения;
перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения (ст. 21 УАТГНЭТ);
— перевозить с собой на железнодорожном и внутреннем водном транспорте бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ);
— перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ РФ), а также ручную кладь (ст. 83 УЖТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ). Так, на речном транспорте установлено, что ручной кладью могут быть легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 м или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 м, общий вес которых составляет не более чем 36 кг и на скоростных судах — не более чем 20 кг (ст. 100 КВВТ РФ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;
— в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25% стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 25% их стоимости (ст. 23 УАТГНЭТ);
— в железнодорожных кассах дальнего следования не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается (ст. 83 УЖТ РФ);
— продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами медицинских организаций, а при невозможности продолжения поездки получить стоимость проезда за непроследованное расстояние (ст. 100 КВВТ РФ, ст. 83 УЖТ РФ);
— делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на десять суток (ст. 83 УЖТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ);
— до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути (ст. 83 УЖТ РФ, ст. 100 КВВТ РФ);
— вернуть билет в кассу до отправления транспортного средства в рейс и получить обратно полную стоимость проезда и уплаченный им сбор за предварительную продажу в случаях: опоздания отправления против расписания более чем на один час (на автомобильном транспорте — два часа), предоставления пассажиру места в транспортном средстве менее высокого класса, чем тот, на который ему продан билет; непредоставления пассажиру указанного в билете места (ст. 100 КВВТ РФ, ст. 83 УЖТ РФ).
При осуществлении железнодорожных перевозок при проезде в поездах дальнего следования пассажир в соответствии со ст. 83 УЖТ РФ вправе также:
— занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории;
— продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета);
— при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе;
— возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда.
Статья 84 УЖТ РФ устанавливает, что в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) перевозчик обязан предоставить ему при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. В случае если пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда. Следует учитывать, что пассажир имеет право занять место в транспортном средстве соответствующей категории, даже если оно не указано в билете. Приобретение билета без указания в нем места не свидетельствует о том, что пассажир поставлен в менее выгодное положение по сравнению с теми, кто приобрел билет с указанным в нем местом.
Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира.
Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. За несвоевременную подачу транспортных средств перевозчик несет материальную ответственность. Следует отметить, что перевозчик обязан бесплатно обеспечить своевременной и достоверной информацией о времени отправления и прибытия поездов (судов, автобусов и т.п.), а также иной необходимой информацией (ст. 85 УЖТ РФ, п. 2 ст. 99 КВВТ РФ).
Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ, в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ РФ). При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа. Так, на железнодорожном транспорте к перевозке багажом на один проездной документ (билет), оформленный на одного пассажира, принимается не более 200 кг. Пассажир имеет право предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью, за что взимается дополнительный сбор. Продовольственные и скоропортящиеся грузы перевозятся в качестве багажа без объявления ценности (ст. 86 УЖТ РФ). Перевозчик не имеет права перегружать либо переадресовывать багаж в пути следования (ст. 87 УЖТ РФ). Целостность и сохранность ручной клади обеспечиваются пассажиром (ст. 88 УЖТ РФ).
Современные транспортные уставы и кодексы также содержат положения, направленные на заботу о жизни и здоровье пассажиров. Так, в соответствии со ст. 98 КВВТ РФ жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством РФ на время перевозок их на внутреннем водном транспорте, за исключением пассажиров, перевозимых по пригородным, внутригородским, экскурсионно-прогулочным маршрутам перевозок пассажиров и на переправах.
Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164 «Об утверждении Правил расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего» установлена страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров в размере 2 млн руб. за смерть пассажира и меньшие суммы в зависимости от ущерба здоровью пассажира.
Обязанностью воздушного перевозчика является обязательное страхование своей ответственности перед пассажиром, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам. Здесь обращает на себя внимание то, что ст. 133 Воздушного кодекса РФ предписывает страховать не жизнь и здоровье пассажира, а ответственность перевозчика за наступление страхового случая. В данном случае речь идет о возмещении перевозчику страховой компанией затрат, которые уже возникли у перевозчика в связи с выплатой страховой суммы пассажиру. Пассажир в таких отношениях не участвует. Однако это не означает, что в Кодексе отсутствуют нормы о страховании перевозчиком жизни и здоровья пассажира. Страхование жизни и здоровья членов экипажа пилотируемого воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным. Страховая сумма на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна устанавливается в размере не менее чем 1 млн руб. (си. 132 Воздушного кодекса РФ).
Наряду с обязательным страхованием на железнодорожном транспорте может производиться добровольное страхование пассажира и багажа по правилам гл. 40 ГК РФ.
В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса.
Перевозчик обязан доставить пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). Транспортные уставы и кодексы устанавливают, что пассажирские перевозки должны осуществляться по расписанию (ст. 80 УЖТ РФ, п. 1 ст. 95 КВВТ РФ). Большое влияние на исчисление сроков доставки оказывает правильность определения моментов ее начала и окончания.
Так, на морском транспорте перевозка пассажира включает в себя период его доставки водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира. Время доставки каютного багажа начинает исчисляться с момента, когда каютный багаж принят к перевозке на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении (ст. 182 КТМ РФ).
На железнодорожном транспорте срокам доставки багажа посвящен целый ряд правовых норм. В соответствии со ст. 89 УЖТ РФ срок доставки багажа определяется временем следования поезда, которым он отправлен, до станции назначения. Даты отправления и прибытия указываются перевозчиком в перевозочных документах. Багаж выдается на станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездного документа (билета) под роспись. Его выдача осуществляется в течение всего времени, когда станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа, грузобагажа. На станции назначения прибывшие багаж, грузобагаж хранятся бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. Расходы перевозчика, связанные с хранением багажа сверх указанного срока, возмещаются пассажиром, получателем (ст. 90 УЖТ РФ). Багаж выдается на станции назначения после внесения всех причитающихся перевозчику платежей. В случае уклонения пассажира, получателя багажа от внесения этих платежей перевозчик вправе удержать багаж и реализовать его. На автомобильном транспорте принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию (ст. 22 УАТГНЭТ).
Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза (ст. 82 УЖТ РФ). Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 181 КТМ РФ).
В соответствии со ст. 800 ГК РФ ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Названная глава ГК РФ устанавливает общее правило, согласно которому вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064).
Юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в частности с использованием транспортных средств, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником (ст. 1079 ГК РФ). При причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором (ст. 1085 ГК РФ).
Транспортные уставы и кодексы регулируют ответственность за причинение вреда пассажиру не одинаково. Статья 113 УЖТ РФ ограничивается общей отсылкой к законодательству РФ. Воздушный кодекс РФ дополнительно уточняет, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна охватывает период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (ст. 117 КВВТ РФ). На морском транспорте существует правило об ограничении ответственности перевозчика. В соответствии со ст. 360 КТМ РФ по требованиям возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью пассажиров судна, если они возникли из одного и того же происшествия, пределом ответственности судовладельца является сумма 175 тыс. расчетных единиц[1], умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с пассажирским свидетельством. Очевидно, что в тех случаях, когда предел такой ответственности окажется ниже предела ответственности, установленного по правилам гл. 59 ГК РФ, приоритет будут иметь правила ГК РФ, а ст. 360 КТМ РФ применяться не должна.
В соответствии со ст. 795 ГК РФ за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Что касается просрочки доставки багажа на железнодорожном транспорте, то здесь действуют правила, несколько отличающиеся от правил, регулирующих ответственность перевозчика за задержку в отправлении и доставке пассажира. Согласно ст. 108 УЖТ РФ за просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пассажиру, получателю при его выдаче пени в размере 3% платы за перевозку багажа за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку багажа. Просрочка доставки багажа исчисляется с 24 часов суток, когда должен прибыть багаж.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа устанавливается по правилам ст. 796 ГК РФ, в соответствии с которой перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
На воздушном транспорте перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.
Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его от железной дороги либо автоперевозчика, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа (ст. 91 УЖТ РФ). На внутреннем водном транспорте багаж считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки (ст. 117 КВВТ РФ). Если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, грузополучатель вправе потребовать выдачи этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение (ст. 91 УЖТ РФ, ст. 117 КВВТ РФ, п. 3 ст. 796 ГК РФ).
Ответственность перевозчика за утрату либо повреждение (порчу) багажа является ограниченной, поскольку упущенная выгода как составная часть убытков, предусмотренных ст. 15 ГК РФ, в этом случае не взыскивается. В соответствии с п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
— в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
— в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
— в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа (ст. 107 УЖТ РФ, ст. 119 КВВТ РФ).
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Некоторой оригинальностью отличаются правила, установленные ст. 119 Воздушного кодекса РФ, которая ограничивает размер стоимости утраченного багажа 600 руб. за 1 кг веса багажа.
Наряду с мерами гражданско-правовой ответственности транспортные уставы и кодексы предусматривают правила, направленные против неосновательного обогащения перевозчика. Так, перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает пассажиру, получателю плату за перевозку багажа, а также иные причитающиеся пассажиру, получателю платежи, взысканные за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) багажа (ст. 107 УЖТ РФ).
Изменение пределов ответственности перевозчика возможно только в определенных законом случаях. По общему правилу, установленному п. 2 ст. 793 ГК РФ, соглашения транспортных организаций с пассажирами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Иная ситуация складывается с регулированием ответственности перевозчика на морском транспорте. Здесь перевозчик может быть освобожден от ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, полностью или частично, если докажет, что причиной вреда явились умысел или грубая неосторожность самого пассажира (ст. 189 КТМ РФ).
Что касается повышения пределов ответственности, то оно возможно по соглашению сторон (ст. 191 КТМ РФ).
Пассажир несет ответственность за искажение наименования багажа, а также сведений о свойствах багажа, при перевозке которого требуются особые меры предосторожности. Например, на железнодорожном транспорте в этом случае он уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа (ст. 111 УЖТ РФ). За отправление в сданных для перевозки предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере 10- кратной стоимости платы за перевозку багажа, если в соответствии с законодательством РФ перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Пассажир несет ответственность за полную или частичную утрату, повреждение (порчу) им имущества железнодорожного транспорта, в том числе предоставленного ему в пользование в процессе перевозки. За такое правонарушение с пассажира взимается стоимость утраченного или поврежденного (испорченного) имущества в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 112 УЖТ РФ). Обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности пассажиров при осуществлении соответствующих перевозок, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы, составляемыми перевозчиками получателей багажа (ст. 160 КВВТ РФ).
Как известно, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
— при существенном нарушении договора другой стороной;
— в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ст. 450 ГК РФ). В особых случаях, установленных транспортными уставами и кодексами, договор перевозки может быть прекращен как по инициативе перевозчика, так и по инициативе пассажира.
Прекращение по инициативе перевозчика действия договора перевозки пассажира допускается в случае:
— нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством РФ норм (п. 5 ст. 110 КВВТ РФ);
— отказа пассажира выполнять требования, предъявляемые к нему федеральными авиационными правилами;
— если состояние здоровья пассажира требует особых условий воздушной перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
— отказа пассажира оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
— отказа пассажира оплатить перевозку следующего с ним ребенка;
— нарушения пассажиром правил поведения, создающего угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения распоряжений командира воздушного судна;
— наличия в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ;
— военных или иных действий, создающих угрозу захвата судна;
— блокады пункта отправления или пункта назначения;
— задержания судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
— привлечения судна для государственных нужд;
— гибели судна или его захвата;
— признания судна непригодным к плаванию;
— недоступности порта отправления или порта назначения для судна (блокады порта, аварии судна, недостаточного для судоходства уровня воды и другого).
При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса — их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.
Одной из специфических обязанностей пассажира является прохождение предполетного досмотра, осуществляемого уполномоченными лицами служб авиационной безопасности в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна. При отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым.
Прекращение договора перевозки по инициативе пассажира на воздушном транспорте допускается в случаях отказа от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок (ст. 108 Воздушного кодекса РФ). В этом случае пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку. На морском транспорте отказ пассажира от договора морской перевозки пассажира допускается как до отхода судна, так и после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров. В случае если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее установленного срока либо не явился к отходу судна вследствие болезни или отказался от перевозки по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращается вся уплаченная им плата за проезд и плата за провоз багажа.
Статья 185 КТМ РФ допускает одностороннее изменение договора морской перевозки пассажира. Перевозчик вправе задержать отход судна, изменить маршрут перевозки пассажира, место посадки и (или) высадки пассажира, если такие действия необходимы вследствие стихийных явлений, неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условий в пункте отправления, пункте назначения или в пути следования по маршруту перевозки пассажира, а также вследствие других обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В указанных случаях перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в пункт отправления или возместить пассажиру реально понесенные им расходы. Однако это не умаляет право пассажира отказаться от договора морской перевозки пассажира.
Если стороны не смогли достичь соглашения по возникшим спорам, заинтересованная сторона может обратиться за защитой нарушенного права в суд. Однако для того чтобы суд принял дело к рассмотрению, должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. Такой порядок установлен транспортными уставами и кодексами.
В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска. Однако в данном случае, как и при разрешении споров, вытекающих из железнодорожной перевозки, предъявление претензии является правом, а не обязанностью пассажира. Соответственно, независимо от предъявления претензии пассажир вправе заявить перевозчику иск.
Право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:
— в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;
— в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир (ст. 125 Воздушного кодекса РФ).
Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок в случаях возмещения вреда пассажиру исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса РФ).
На морском транспорте пассажир должен направить заявление в письменной форме перевозчику или его агенту в следующих случаях:
— явное повреждение каютного багажа — до или в момент высадки пассажира, явное повреждение иного багажа — до или в момент его выдачи;
— утрата или повреждение багажа, которые не являются явными, — в течение 15 дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа либо с момента, когда он должен быть выдан.
В случае если пассажир не выполнил это требование, предполагается, если не доказано иное, что пассажир получил свой багаж неповрежденным. Заявления пассажира в письменной форме не требуется, если багаж осмотрен или состояние его проверено перевозчиком (ст. 402 КТМ РФ).
На внутреннем водном транспорте претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения. К претензии должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии. К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) багажа должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость багажа. Претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, которые исчисляются в отношении:
— возмещения утраты багажа — по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки багажа;
— возмещения ущерба за недостачу, повреждение багажа — со дня выдачи багажа;
— задержки отправления или прибытия с опозданием пассажирского судна — со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии (ст. 161 КВВТ РФ).
На автомобильном транспорте до предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок пассажиров, могут быть предъявлены претензии. Право на предъявление претензий в досудебном порядке имеют лица, заключившие договоры перевозки, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа, предоставлению транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов (ст. 39 УАТГНЭТ).
Претензии предъявляются перевозчикам по месту их нахождения. К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:
— коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;
— билет — в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении.
Претензии могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Перевозчики обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение 30 дней со дня получения соответствующей претензии.
Срок исковой давности по требованиям, возникающим из договора международной морской перевозки пассажира, составляет два года, при внутренней — три года (ст. 408, 411 КТМ РФ). На железнодорожном транспорте пассажиры и перевозчики могут предъявить заявление в суд в отношении друг друга в течение одного года (ст. 125, 126 УЖТ РФ).
[1] Под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на определенную дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон
|