В ГК РФ договору транспортной экспедиции посвящена одноименная гл. 41.
Характеризуя договор транспортной экспедиции как обязательство, необходимо отметить, что оно содержит большое количество юридических связей, а потому является сложным. Договор транспортной экспедиции представляет обширный круг услуг, которые подчинены единой цели — освобождению грузоотправителя (грузополучателя) от забот, связанных с перевозкой груза.
По ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза. [1] [2] [3]
вой деятельности обусловило появление на рынке транспортных услуг новых правовых субъектов — операторов смешанной перевозки грузов, которые взяли на себя полную организацию процесса доставки груза. Международная практика сложилась таким образом, что в качестве оператора смешанной (мультимодальной) перевозки грузов чаще всего выступает экспедитор, которого по праву называют «архитектором перевозки».
Действующее российское законодательство предоставляет правовую возможность экспедитору выступать в качестве организатора и исполнителя полного обслуживания клиента и принимать на себя обязанность доставки груза по схеме от склада грузоотправителя до склада грузополучателя. При этом экспедитору необходимо не только выполнить ряд транспортно-экспедиционных услуг, но и заключить от своего имени либо от имени клиента договор (договоры) перевозки. В этом случае экспедитор осуществляет деятельность в качестве транспортного посредника, который в одном лице совмещает функции экспедитора и транспортного агента — представителя перевозчика. Основные условия такого двойного сотрудничества — полный нейтралитет «экспедиторов-агентов» ко всем физическим и юридическим лицам, с которыми они вступают в договорные отношения, и неразглашение коммерческих тайн своих клиентов.
Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет. Предметом договора транспортной экспедиции являются действия транспортного экспедитора по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза.
Как видно из определения договора, законодателем выделено два блока действий, связанных с перевозкой груза. 1) выполнение услуг; 2) организация выполнения услуг. Деятельность экспедитора по выполнению услуг, связанных с перевозкой груза, может быть двух видов: экспедитор может выполнять услуги самостоятельно либо вступая в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента.
Под ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ понимается совокупность действий экспедитора, направленных на подготовку процесса транспортировки, его налаживание.
зующих единую систему действий: упаковка (тарирование) груза, доставка перевозчику, погрузка в транспортное средство, перемещение груза в пространстве, перевалка груза с одного вида транспорта на другой, хранение груза, доставка груза от перевозчика на склад грузополучателя и т.п. Примером организации перевозки в соответствии с российским законодательством могут служить следующие действия экспедитора: выбор маршрута перевозки и видов транспорта, предварительные переговоры с перевозчиками и иными лицами, координация деятельности лиц, задействованных в процессе доставки груза.
Правовая связь между перевозчиком и экспедитором проявляется в том, что контрагентами по договору и того, и другого является грузоотправитель (грузополучатель), а отнюдь не в наличии либо отсутствии в предмете договора транспортной экспедиции юридических действий.
Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор.
Для осуществления транспортно-экспедиционной деятельности нет необходимости получать соответствующую лицензию.
Экспедиторы могут быть классифицированы по следующим признакам:
— по специализации: юридические, страховые, терминальные (погрузочно-разгрузочные работы, хранение), стивидорные (погрузка и крепление груза в вагонах, на судах или автомобилях, выгрузка, взвешивание), экспедиторские (сопровождение груза в процессе перевозки), тальманские (прием, передача или выдача груза по количеству мест и массе);
— по сфере деятельности: международные экспедиторы (осуществляют деятельность, связанную с транспортно-экспедиционным обслуживанием экспортно-импортных и транзитных перевозок), операторы смешанных перевозок (осуществляют деятельность в пунктах стыка разных видов транспорта и при перевозках в смешанных сообщениях), а также внутренние экспедиторы (осуществляют деятельность в пунктах погрузки и выгрузки, а также при перевозке груза одним видом транспорта в пределах России).
Грузополучатель в соответствии с действующим законодательством не является стороной договора перевозки, но может выступать стороной договора транспортной экспедиции.
Согласно ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Стороны транспортно-экспедиционного соглашения могут заключить договор, составив и подписав единый документ. Такой документ в соответствии со ст. 160 ГК РФ должен выражать содержание договора. В качестве оферты, содержащей существенные условия договора, клиентом могут быть использованы: стандартизированный документ, именуемый поручением на экспедирование; экспедиторское поручение на оформление стивидорного (на погрузку и размещение груза в транспортном средстве) и тальманского (на счет груза в ходе погрузки и выгрузки) контрактов; поручение, связанное с таможенным оформлением грузов и т.п. Письменный акцепт любого из перечисленных документов означает заключение договора транспортной экспедиции на выполнение конкретного поручения. Оферта в любом случае должна быть письменной, в то время как акцепт может быть в виде конклюдентных действий экспедитора, направленных на выполнение условий договора.
При несоблюдении письменной формы экспедитор в соответствии со ст. 162 ГК РФ вправе приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора. Между тем подобные документы широко применяются в мировой экспедиторской практике. В соответствии с Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. и Правилами для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП 1992 г. организации BIMCO и FLATA разработали стандартизированные документы COMBIDOC, MULTIDOC и FBL.
Пункт 2 ст. 802 ГК РФ обязывает клиента выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. На доверенности основаны представительские полномочия экспедитора в отношениях с третьими лицами — перевозчиками, таможней, терминалами и т.д.
Содержание договора транспортной экспедиции составляет совокупность прав и обязанностей сторон.
Основной обязанностью экспедитора является выполнение или организация выполнения определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. В случае если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента. В любом случае экспедитор должен действовать в интересах клиента. Указания должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными и не должны противоречить договору. Несколько иная ситуация складывается в тех случаях, когда указания клиента точные, но экспедитору необходимо отступить от них. Экспедитор обязан попытаться согласовать необходимые изменения с клиентом, а если это ему не удастся, то возможно одностороннее отступление от условий договора. Для этого необходимо одновременное наступление трех условий: необходимость отступления создана сложившимися обстоятельствами; отступления производятся в интересах клиента; согласие клиента не получено в силу невозможности обратиться к нему либо неполучения ответа в разумный срок.
Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитору предоставлено право удержания, если это право четко обозначено в договоре транспортной экспедиции. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором ответственность несет клиент.
В случае если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных изменениях.
До представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей по договору. Непредставление клиентом информации о свойствах груза и условиях его перевозки может привести не только к ущербу клиента, но и к причинению вреда экспедитору и третьим лицам. Экспедитор вправе, но не обязан, проверять достоверность предоставленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения обязанностей по договору. Это означает, что если документы оформлены неверно, с нарушением требования законодательства, скреплены поддельными подписями и печатями контрагента клиента по договору поставки, то все неблагоприятные последствия принимает на себя клиент. В случае предоставления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Клиент имеет право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта. Клиент может требовать от экспедитора предоставления информации о процессе перевозки груза только в случаях, когда это предусмотрено договором. Экспедитор не всегда имеет техническую возможность отслеживать груз в пути следования. Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотрено право клиента давать указания экспедитору в соответствии с договором.
Основной обязанностью экспедитора является оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции. Праву, предусмотренному п. 1 ст. 3 Закона, корреспондирует обязанность экспедитора уведомить клиента о допущенных отступлениях. В случае если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным. Порядок такого уведомления должен быть определен договором. Если же такой порядок договором не определен, то экспедитор обязан уведомить клиента наиболее быстрым и надежным способом.
Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 8—10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах. Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг на русском языке, а дополнительно (по усмотрению исполнителя) — на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов России.
При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ. Имеется в виду экспедиторская расписка в получении груза. Она имеет важное доказательственное значение, поскольку в связи с консенсуальным характером договора транспортной экспедиции момент заключения договора и момент передачи груза экспедитору не совпадают. Что касается закрепления в законе обязанности экспедитора представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности, то следует исходить из того, что клиент является стороной таких договоров и имеет право требовать их предоставления.
Экспедитору запрещено страховать грузы без разрешения клиента. Этот запрет широко применяется в мировой практике.
При заключении договора транспортной экспедиции стороны вправе предусмотреть обязанности, не предусмотренные Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», ГК РФ, но не противоречащие им.
Главной обязанностью клиента является уплата вознаграждения экспедитору, а также возмещение понесенных им расходов в интересах клиента. Условия выплаты вознаграждения и суммы расходов экспедитору, как правило, устанавливаются условиями договора транспортной экспедиции.
Однако в процессе исполнения договора стороны могут по соглашению сторон изменять основание и порядок расчетов. При этом такое изменение возможно не только путем составления единого документа — дополнительного соглашения или обмена письмами, но и путем конклюдентных действий. Цена вознаграждения экспедитора должна определяться по соглашению сторон либо быть установлена тарифными руководствами и прейскурантами. Не исключено установление фиксированной платы за весь комплекс услуг, оказываемых экспедитором. Такой способ определения цены широко распространен в мировой практике при доставке груза по схеме «от двери до двери». При этом экспедитор принимает на себя ответственность за сохранность груза на всех этапах транспортировки. Для клиента такой вид ответственности наиболее предпочтителен, поскольку в случае утраты, порчи или повреждения груза ему нет нужды обращаться к каждому из перевозчиков, выполнявших смешанную перевозку грузов. Экспедитор, принимая на себя повышенную ответственность, получает дополнительное вознаграждение в виде разницы между фиксированной ценой и реальной стоимостью оказываемых услуг.
Клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Кроме того, на клиента возложена обязанность предоставления экспедитору документов, необходимых для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля. Обязанность клиента по предоставлению информации подразумевает два аспекта: если ошибка в информации или ее непредставление клиентом наносят вред экспедитору, клиент должен возместить потери; если же отсутствие информации наносит вред клиенту, он не может требовать никакой компенсации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ. Из этого правила существует одно исключение, установленное п. 2 ст. 803 ГК РФ: в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции в зависимости от оснований, субъекта ответственности и воли сторон может быть различной.
По общим правилам об ответственности нарушившая сторона должна возместить контрагенту убытки и уплатить неустойку. За отдельные виды нарушений (например, за утрату, повреждение (порчу), недостачу груза) предусматриваются ограничения размера ответственности. Стороны вправе своим соглашением установить повышенный размер ответственности. Вместе с тем п. 2 ст. 11 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлен запрет на ограничение ответственности по сравнению с требованиями, установленными настоящим Законом.
Названным Законом установлена ответственность как экспедитора, так и клиента, за односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции. В соответствии со ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Нарушившая сторона должна возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплатить штраф в размере 10% суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат. Указанным Законом, в отличие от ст. 806 ГК РФ, за односторонний отказ от исполнения договора, повлекший расходы другой стороны, предусмотрен штраф в размере 10% суммы расходов.
Пункт 1 ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза. Экспедитор, виновный в несохранности груза, несет ответственность в следующих размерах:
— за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
— за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
— за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, — в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере объявленной ценности;
— за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, — в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Экспедитор отвечает за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза только при наличии вины, которая презюмируется. Необходимость наличия вины здесь выражена в отрицательной форме словами «если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Следовательно, для освобождения экспедитора от ответственности он должен доказать, что несохранность перевозимого груза вызвана не какими-то обстоятельствами, которые могут быть поставлены ему в вину, а иными, выходящими за пределы его возможностей обстоятельствами. В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор, принявший все меры к обеспечению сохранности груза, но не выполнивший договора транспортной экспедиции по не зависящим от него обстоятельствам, должен быть освобожден от ответственности.
Экспедитор обязан возвратить клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если только в договоре транспортной экспедиции это особо оговорено. Экспедитор должен также возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по его вине наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения. Такое требование соответствует общим нормам ГК РФ об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, которые предусматривают, что в состав убытков включаются реальный ущерб и упущенная выгода.
Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения. Определение стоимости недостающего груза зависит от его характера.
Пункт 7 ст. 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» устанавливает срок, по истечении которого груз считается утраченным. В данном случае законодатель применяет специальный прием, который можно назвать юридической фикцией. Само по себе истечение срока не свидетельствует о физической утрате груза. Возможны случаи неправильного оформления документов, в результате которых груз длительное время не может быть идентифицирован, и иные подобные случаи, когда груз на самом деле не утрачен. В большинстве случаев судьба груза просто неизвестна, и для того чтобы придать определенность сложившимся отношениям сторон договора транспортной экспедиции, его утрата предполагается. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если же такой срок договором не определен, то груз не считается утраченным, если он доставлен в течение разумного срока, исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Разумность срока является понятием субъективным, поскольку при возникновении спора каждый раз оценку разумности придется давать суду. Сделать это довольно сложно, поскольку период доставки зависит от многих факторов.
В случае если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, что они получили груз неповрежденным. Экспедитор вправе приводить доказательства обратного. В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение 13 календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления. Речь идет о скрытых недостатках груза, т.е. таких, которые не могли быть установлены при приеме груза обычным способом.
Экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Законная неустойка в данном случае применяется для защиты слабой стороны в договоре в широком смысле этого слова. Экспедитор имеет не только более выгодное материальное положение в силу того, что является предпринимателем, но и обладает большими знаниями в области транспортно-экспедиционной деятельности, дающими преимущество при составлении договоров и иных документов. Для освобождения от возмещения неустойки, так же как и убытков, экспедитор должен доказать, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Все остальные случаи, свидетельствующие о невиновности экспедитора, в расчет не принимаются.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации. В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов.
Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов. Ответственность клиента за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов предусмотрена в виде уплаты неустойки, которая составляет 1/10% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки. Размер неустойки ограничен суммой причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.
В соответствии со ст. 11 Закона в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным указанным законом или международным договором РФ размером ответственности. Ужесточение ответственности экспедитора по соглашению сторон не противоречит общим положениям ГК РФ об ответственности за неисполнение обязательств. Обычно стороны предусматривают повышенную ответственность экспедитора в случаях доставки груза по схеме «от двери до двери», когда экспедитор устанавливает повышенное вознаграждение за весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Однако право увеличивать степень ответственности экспедитора редко используется в международной экспедиторской практике, хотя положения об этом содержатся почти во всех правилах транспортного экспедирования. Если клиент желает увеличить степень финансовой защиты, он обычно предпочитает это сделать путем грузового страхования. По этой причине модельные правила FIATA, касающиеся услуг грузового экспедирования, непосредственно не предусматривают возможность клиента «купить» повышенную ответственность.
Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» запрещает всякие соглашения экспедитора с клиентом, имеющие целью уменьшить или исключить возлагаемую на них ответственность.
При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.
Исключение из правила об ответственности при осуществлении международных перевозок грузов составляют случаи ответственности экспедитора, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Речь идет о нарушениях установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. В этом случае экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения. Кроме того, экспедитор обязан возместить убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. Однако названные правила ограничения ответственности не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
Ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза не может превышать две расчетные единицы за 1 кг общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор. Следует отметить, что ответственность за утрату и повреждение груза устанавливается только за 1 кг веса утраченного груза, а не за место и транспортную единицу. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода экспедитором возмещается в полном объеме, но не более 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.
За исключением случаев, когда споры возникают из отношений по оказанию экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, до предъявления экспедитору иска клиент должен обязательно предъявить претензию. Обязательный претензионный порядок обеспечивает расследование каждого случая нарушения экспедитором обязательств по договору транспортной экспедиции и выявление вызвавших его причин и дает возможность добровольного урегулирования спора между экспедитором и клиентом без вмешательства суда. Статья 13 Закона о транспортноэкспедиционной деятельности устанавливает, что срок исковой давности исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска. Поскольку названная статья указанного Закона не содержит правила о том, что иски к экспедитору могут быть предъявлены только в случаях полного или частичного отказа экспедитора удовлетворить претензию либо неполучения от экспедитора ответа в течение установленных сроков, срок исковой давности должен исчисляться с момента, когда клиент узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Претензионный срок в данном случае входит в срок исковой давности, т.е. момент возникновения прав на предъявление претензии к экспедитору совпадает по времени с моментом возникновения права на предъявление иска.
В п. 2 ст. 12 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлен круг субъектов, которым предоставлено право предъявления претензии экспедитору. К ним относятся клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, а также страховщик, приобретший право суброгации. При этом уполномоченное лицо клиента должно надлежащим образом подтвердить свои полномочия. Что касается страховщика, то кроме своих полномочий он должен также подтвердить право суброгации, которое предусмотрено не только нормами указанного Закона, но и ст. 965 ГК РФ. При рассмотрении в дальнейшем спора в суде последний вправе проверить обоснованность такого права. Для этого должна быть исследована причинная связь между конкретным нарушением и теми последствиями, которые послужили основанием для выплаты страховки.
ПРЕТЕНЗИЕЙ является направленное экспедитору письменное требование об уплате денежной суммы за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору транспортной экспедиции.
В случаях, когда клиент и экспедитор строят свои отношения на долгосрочной основе (например, по договору об организации транспортно-экспедиционного обслуживания), претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться экспедитору по каждому договору отдельно. К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены соответствующие документы. К претензии должно быть приложено два вида документов. Документы первого вида должны подтверждать право на предъявление претензии, т.е. удостоверять, что предъявителем претензии является одно из лиц, перечисленных в п. 2 ст. 12 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Ко второму виду относятся документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза. Это первичные документы, подтверждающие покупку клиентом отправляемого товара, экспедиторская расписка в приеме груза под ответственность, складское свидетельство и т.п. Закон не требует приложения документов, подтверждающих качество товара, переданного экспедитору. В случаях с повреждением или порчей груза выявление вызвавших их причин и определение степени порчи и повреждения могло бы быть более быстрым, если бы соответствующие документы были приложены к претензии. Документы, прилагаемые к претензии, должны быть в подлиннике. Могут быть также приложены копии документов, засвидетельствованные в установленном порядке. Имеется в виду, что на копии документа руководитель организации, предъявляющей претензию, должен поставить свою подпись в том, что копия верна, и скрепить ее печатью организации. Если к претензии не приложены документы или требования объединены с нарушением закона, такая претензия подлежит возврату.
Для предъявления претензии к экспедитору установлен шестимесячный срок со дня возникновения соответствующего права. С учетом того, что срок исковой давности составляет один год, а экспедитору предоставляется право рассмотрения претензии в течение 30 календарных дней, срок на предъявление претензии представляется неоправданно большим. Для объективного и быстрого разбирательства вполне достаточно было бы и двухмесячного срока на предъявление претензии. Пунктом 4 ст. 12 указанного Закона установлено, что в отношении возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза срок на предъявление претензии исчисляется со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан. Вместе с тем п. 7 ст. 7 Закона предусмотрено, что груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении 30 дней со дня срока доставки. Таким образом, эти два срока начинают течь одновременно.
В течение 30 дней со дня получения претензии экспедитор обязан в письменной форме уведомить заявителя о результатах рассмотрения претензии. Невыполнение этого требования дает право заявителю предъявить иск в установленном законом порядке. Возврат экспедитором претензии без рассмотрения ее по существу при нарушении заявителем порядка претензионного урегулирования возникшего спора не является отказом в удовлетворении претензии и не дает права на обращение с иском. В тех случаях, когда экспедитор отказался рассмотреть претензию по существу со ссылкой на нарушение заявителем претензии установленного претензионного порядка, а истец оспаривает правильность такого отказа в рассмотрении претензии и считает претензионный порядок разрешения спора соблюденным, арбитражный суд принимает исковое заявление и возникшее разногласие по этому вопросу разрешает в судебном заседании. При признании претензионного порядка соблюденным исковое заявление рассматривается судом по существу. Если же претензия подлежит частичному удовлетворению, то в уведомлении должны быть указаны основания принятого решения. Получение такого уведомления не лишает права заявителя обратиться в суд за разрешением спора в неудовлетворенной части претензии. К уведомлению должны быть приложены возвращаемые заявителю документы, о чем должно быть указано в уведомлении.
Соблюдение претензионного порядка — необходимое условие возникновения у правомочного лица права на предъявление иска к перевозчику. Пропуск претензионного срока по отношению к экспедитору влечет за собой утрату права на иск. Срок для предъявления претензий к экспедитору является пресекательным и не может быть восстановлен судом. Однако экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию и по истечении установленного срока, если сочтет причину пропуска срока для предъявления претензии уважительной.
Договор транспортной экспедиции относится к обширной группе договоров на оказание услуг и, как большинство из них, является двусторонним, возмездным и консенсуальным.
Согласно ст. 801 ГК РФ договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.
Представляется целесообразным выделить следующие виды договора транспортной экспедиции:
[2] договор на организацию транспортно-экспедиционного обслуживания. Транспортно-экспедиционный договор не может иметь своим предметом услуги, связанные с узловым соглашением либо с договором на организацию перевозок грузов, поскольку последние относятся к категории предварительных договоров и их условия могут быть уточнены в основных договорах. Однако договор на организацию перевозок грузов может содержать условия о предоставлении со стороны перевозчика транспортно-экспедиционных услуг. Действующим законодательством не исключается возможность заключения долгосрочного договора на организацию транспортноэкспедиционного обслуживания. Такой договор необходим при постоянном транспортно-экспедиционном обслуживании клиента. Стороны такого договора могут согласовать в договоре условия о цене услуг, порядке расчетов, сроках подачи заявок, типах и видах используемых транспортных средств, маршрутах перевозки и др.;
[3] договор о полном транспортно-экспедиционном обеспечении. Услуги, связанные с договором смешанной перевозки грузов, безусловно, имеют свои особенности, которые должны быть отражены в гл. 41 ГК РФ и Федеральном законе от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Развитие внешнеторго-
Весь комплекс услуг по обеспечению перевозки груза одним или несколькими видами транспорта состоит из следующих частей, обра-
В качестве КЛИЕНТА может выступать как отправитель, так и получатель груза. Законодателем установлено, что в качестве клиента могут выступать лишь грузоотправители или грузополучатели. Клиентами могут быть физические или юридические лица любой организационноправовой формы, признаваемые субъектами гражданских прав и обязанностей.
ЭКСПЕДИТОР — гражданин или юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании государственной лицензии и принявшее на себя обязательства выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с договором (договорами) перевоз^___________________
Функции экспедитора может выполнять перевозчик. В настоящее время образованы новые коммерческие организации, которые ранее представляли собой структурные подразделения транспортных организаций, выступавших в роли перевозчика либо экспедитора. Предметом деятельности указанных организаций является выполнение различных услуг, связанных с перевозкой грузов. В ряде случаев они являются участниками договорных транспортно-экспедиционных отношений.
|