Четверг, 28.11.2024, 12:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Договор фрахтования

Положения о договоре фрахтования получили свое закрепление в ст. 787 ГК РФ.

По ДОГОВОРУ ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕР) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

До недавнего времени чартерные перевозки пассажиров и грузов осуществлялись только на морском и воздушном транспорте. Теперь договоры фрахтования получили широкое распространение также на автомобильном транспорте. УАТГНЭТ выделяет три вида перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси. При этом нерегулярные перевозки (перевозки пассажиров по заказам и перевозки легковыми такси) осуществляются в настоящее время на основании договора фрахтования (ст. 27 и 31). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 18 на основании договора фрахтования осуществляется перевозка груза:

— в отношении которого не ведется учет движения товарноматериальных ценностей (мусор, снег и т.п.);

— с сопровождением представителя грузовладельца.

На воздушном транспорте в последнее время широко стало использоваться понятие «авиатакси» («аэротакси»), которое обычно отличается от иных видов коммерческой авиации количеством перевозимых мест или грузов. В большинстве стран мира под термином «услуги авиатакси» понимаются заказные и маршрутные коммерческие авиаперевозки пассажиров и грузов с использованием самолетов и вертолетов легкой авиации. В России аэротакси осуществляют полеты по правилам для коммерческих авиакомпаний.

На морском транспорте различают рейсовый чартер, фрахтование на последовательные рейсы и контрактное фрахтование морского тоннажа.

РЕЙСОВЫЙ ЧАРТЕР (voyagecharter) — наиболее распространенный вид фрахтования, перевозка по которому, как правило, занимает один рейс. Чартер обычно предусматривает полную загрузку судна.

ФРАХТОВАНИЕ НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЙСЫ (consecutive voyages) осуществляется, если количество груза, предъявляемое к перевозке, велико и судно может перевезти его только за несколько рейсов. В этом случае весь груз должен быть перевезен на одном судне, которое после выгрузки очередной порции груза возвращается в порт погрузки в балласте (без груза), и так до тех пор, пока груз не будет перевезен.

КОНТРАКТНОЕ ФРАХТОВАНИЕ МОРСКОГО ТОННАЖА (contract of affreighment) часто именуют генеральным соглашением. Оно опосредует перевозки большого количества груза несколькими судами, наименования которых в контракте отсутствуют.

Кроме того, существуют краткие формы чартера. К таким формам относится БЭРСНОТ (berthnote) — договор на перевозку попутных массовых грузов, содержащий ряд статей, характерных для чартерных перевозок: порядок расчета сталийного времени, распределение расходов по грузовым операциям, ставку фрахта.

В части остальных условий дается ссылка на одну из типовых проформ чартера.

Независимо от вида транспорта чартерные рейсы относятся к категории нерегулярных и применимы как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров и багажа.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным.

Консенсуальный характер договора фрахтования предопределил то, что обязанности грузоотправителя по предъявлению груза и перевозчика по подаче транспортных средств под погрузку не составляют отдельного договора, а являются содержанием чартера. Так, на морском транспорте фрахтователь обязан обеспечить погрузку груза в течение сталийного времени. Для того чтобы отсчет сталии начался, капитан обязан подать в порт погрузки по адресам, указанным в чартере, предварительные нотисы об ожидаемой дате прибытия судна (например, за 5—15 суток) в порт. Чартером может быть предусмотрена премия за досрочное исполнение этой обязанности, т.е. за так называемое «спасенное» время — диспач. При задержке судна под погрузкой по истечении сталийного времени начинает течь контрсталийное (штрафное) время, за которое фрахтователь уплачивает судовладельцу доплату к согласованному фрахту за задержку судна — демередж.

Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Как следует из определения договора фрахтования, в качестве сторон договора выступают фрахтовщик и фрахтователь. Статья 2 УАТГНЭТ дает следующие определения.

ФРАХТОВАТЕЛЬ — физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

ФРАХТОВЩИК — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

К примеру, в качестве фрахтовщика по договору фрахтования легкового такси может выступать юридическое лицо, которое имеет в штате водителей такси. На фрахтовщика при этом возлагаются обязанности по производству планового медицинского осмотра и планового технического осмотра, заполнению путевых листов, установке на такси таксометров со встроенными сертифицированными кассовыми аппаратами и полная ответственность по страхованию пассажиров от несчастного случая.

Водитель, являющийся работником фрахтовщика, действует в отношениях с фрахтователем от имени фрахтовщика. Данная ситуация вполне согласуется с положениями ст. 182 ГК РФ, согласно которой полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель. При этом сделка, совершенная водителем от имени фрахтовщика, создает гражданские права и обязанности у представляемого. Иная ситуация складывается, если юридическое лицо, организующее перевозки такси, нанимает водителей такси по гражданскоправовому договору. В качестве таких организаторов перевозок такси могут быть, например, так называемые диспетчерские службы, которые сами не осуществляют перевозок, а оказывают посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом. Водители, заключившие гражданско-правовые договоры с диспетчерскими службами, должны иметь статус индивидуального предпринимателя и зарегистрировать таксометр в налоговой инспекции. Контрагентом фрахтователя, т.е. фрахтовщиком, в рассматриваемом случае является водитель такси, действующий от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у водителя такси.

На морском транспорте чартер — это письменный документ, подписанный сторонами договора. Необходимыми его реквизитами являются: наименование сторон, обозначение судна и груза, места погрузки, места назначения или направления судна. Для оформления чартера в судоходстве широко применяются стандартные формы чартеров, которые одобрены такими организациями, как Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов (FONASBA) и BIMKO. Иными словами, используются проформы (от лат. proforma — «ради формы» — форма или формуляр документа), представляющие собой один из способов типизации договорных форм. В стандартный чартер можно вносить изменения, вычеркивая или добавляя некоторые формулировки. Существуют стандартные чартеры на перевозку отдельных грузов: нефти, удобрений, угля, сахара, зерна, руды, леса. Одним из наиболее популярных стандартных чартеров является разработанный BIMKO рейсовый чартер для сухогрузных перевозок «Дженкон» (Gencon). Для контрактного фрахтования выпущены две стандартные формы: «Волкоа» (Volcoa) для сухогрузных перевозок и «Интеркоа 80», разработанная INTERTANKO и одобренная BIMKO.

При перевозках грузов по договору фрахтования автомобильным транспортом договор заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Заказ-наряд представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза. Реквизиты и порядок заполнения заказа-наряда устанавливается правилами перевозок грузов.

При автомобильных перевозках пассажиров по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда в письменной форме (ст. 27 УАТГНЭТ).

Договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме, что отличает его от договора фрахтования, опосредующего перевозки пассажиров и багажа по заказу. Устная форма считается соблюденной, если заказ сделан по телефону, Интернету и т.п., а также в тех случаях, когда сделка заключается непосредственно при посадке в такси.

Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

Содержание договоров фрахтования существенно отличается в зависимости от вида транспорта, поэтому полагаем, что дальнейшее рассмотрение прав и обязанностей сторон, а также ответственности по договору целесообразно осуществлять по каждому виду транспорта отдельно.

Поскольку договор фрахтования является разновидностью договора перевозки, назовем лишь специфические права и обязанности сторон договора, которые свойственны чартеру.

Фрахтователь имеет право не принимать судно до тех пор, пока оно не будет приведено в мореходное состояние, а если эти работы закончатся позже даты канцеллинга (разрыва договора), фрахтователь имеет право расторгнуть договор. Понятие мореходности судна включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. Если немореходность судна выявилась в рейсе и привела к утрате или порче груза либо к задержке в его доставке, то судовладелец должен доказать, что дефект судового оборудования, который вызвал немореходность, появился уже после выхода в рейс.

Фрахтовщик обязан надлежащим образом разместить груз согласно грузовому плану, который утверждается капитаном судна. При приеме груза обязанностью перевозчика является выдача фрахтователю коносамента.

Основной обязанностью перевозчика является доставка груза в установленные сроки. Перевозчик обязан в пути следования проявить надлежащую заботу о сохранности груза.

Судовладелец обязан указать в чартерем грузовместимость, характеризующую объем судна в кубических метрах или кубических футах. Неисполнение этой обязанности влечет право требования фрахтователем с грузовладельца возмещения убытков в том случае, если в результате правонарушения он не сможет погрузить на судно весь груз. Грузовместимость является одной из важнейших характеристик договора фрахтования. Наряду с этим большое значение играет грузоподъемность судна — максимальный вес груза в тоннах, который разрешается погрузить на судно. Она является частью дедвейта — общего веса груза, топлива, воды и запасов, которые может принять судно.

Одной из особенностей чартера является то, что перевозчик не имеет права использовать отфрахтование судно (или помещения) для других, даже попутных перевозок, если это не согласовано с фрахтователем.

В большинстве случаев фрахтователь принимает на себя обязанность по погрузке или разгрузке судна. Однако до этого момента он должен подготовить его соответствующим образом к отправке и предъявить к перевозке в установленный срок.

Фрахтователь обязан уплатить провозную плату — фрахт. Чаще всего по соглашению сторон устанавливается фрахтовая ставка за единицу груза. В некоторых случаях, когда характеристики груза еще не известны, в чартере может быть оговорена ставка за тонну дедвейта или единицу объема грузовых помещений судна.

В чартере может быть предусмотрен опцион — право фрахтователя грузить на судно один из нескольких названных грузов. В этом случае фрахтовые ставки могут оговариваться раздельно для каждого груза. Оплата должна быть произведена либо непосредственно перед отправлением судна, либо через обусловленное количество дней после подписания коносамента.

Перевозчик в течение срока договора сохраняет за собой контроль и управление работой судна.

Согласно ст. 121 КТМ РФ допускается уступка прав по чартеру. При перевозке груза по чартеру фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступать свои права по договору морской перевозки груза третьим лицам. Фрахтователь, а также третье лицо, которому он уступил свои права, несет перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение договора морской перевозки груза.

Перевозчик несет ответственность за порчу, утрату или задержку доставки груза. Он также несет все коммерческие риски, связанные с простоем судна на рейсе, если они произошли не по вине фрахтователя (метеопричины, праздники), риски увеличения портовых расходов и цен на топливо и снабжение (по сравнению с расчетными на момент заключения чартера), риски гибели и повреждения судна, кроме тех случаев, когда это произошло по вине фрахтователя или его служащих (стивидоров).

По общему правилу вина перевозчика презюмируется. Однако если груз сопровождался проводником отправителя либо прибыл на место за исправными пломбами отправителя груза или в исправной таре, бремя доказывания возлагается на отправителя или получателя.

Прежде чем рассматривать права и обязанности по договору воздушного фрахтования, отметим, что легальное определение данного договора несколько отличается от определения, приведенного в ГК РФ. Воздушный кодекс РФ в ст. 104 следующим образом определяет договор воздушного чартера: «по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты».

В пассажирских проформах воздушного чартера обычно содержится обязанность авиакомпании выделить самолет определенного типа с экипажем для перевозки пассажиров. Кроме того, могут указываться вариант самолета, количество кресел и предельная коммерческая загрузка. Такой подход позволяет при наличии у фрахтовщика парка взаимозаменяемых воздушных судов заменить судно на аналогичное.

Фрахтовщик обязан выполнить свои обязательства в установленный срок. Сроки в договоре воздушного фрахтования устанавливаются приблизительно путем ссылки на график полета. При этом фрахтовщик должен привести воздушное судно в состояние, пригодное для полета и перевозки. В случаях, когда выполняется несколько последовательных рейсов, в договоре обычно указывается их общее количество, а конкретные дни и время полетов определяются специальным графиком, являющимся частью чартерного договора. В случае задержки рейса по вине авиакомпании фрахтователь вправе потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Иное может быть предусмотрено положениями договора чартера.

К обязанностям фрахтовщика может относиться выполнение всех предполетных формальностей. К таковым можно отнести разрешение иммиграционных, таможенных, карантинных и пограничных вопросов, получение всех необходимых авиационных разрешений, обеспечение членов экипажа необходимой документацией и визами.

Фрахтовщик обязан в течение определенного договором периода времени погрузить груз на борт воздушного судна. Задержка же по вине фрахтовщика будет рассматриваться как нарушение его обязательств по договору.

Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю перевозочные документы. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ также лежит на фрахтовщике в соответствии с правилами перевозок соответствующей авиакомпании.

Важнейшей обязанностью фрахтовщика является осуществление перевозки пассажиров, багажа и грузов по установленному в чартере маршруту. Договором может быть предусмотрено возложение и иных обязанностей, а также предоставление иных правомочий фрахтовщику.

Фрахтователь обязан уплатить фрахт, который обычно исчисляется исходя из себестоимости летного часа воздушного судна определенного типа. Летный час включает в себя амортизационные отчисления, эксплуатационные расходы, главной статьей которых являются расходы на топливо, оплата суточных экипажу, различные аэронавигационные и аэропортовые сборы и т.д. В настоящее время цена в договоре воздушного чартера в отличие от чартера морского не является существенным условием. Она обычно определяется в приложениях к договору (актах согласования цены рейса). В договоре воздушного чартера обычно не предусматривается уплата «мертвого фрахта», но оговаривается, что фрахтовщик имеет право использовать ту часть вместимости воздушного судна, которая не была использована фрахтователем.

Фрахтователь обязан предоставить фрахтовщику список пассажиров, который не может быть изменен без согласия фрахтовщика. В договорах чартера иногда указывается, что в обязанности фрахтователя входит сосредоточение всех пассажиров и багажа (грузов) в аэропортах отправления в предусмотренные сроки до вылета самолета, с учетом специфики каждого аэропорта и возможности обеспечения выполнения всех операций по посадке и погрузке. Фрахтователь, как правило, принимает на себя обязанность по договору обеспечить наличие соответствующих разрешений на ввоз, вывоз и на следование транзитом, в отношении пассажиров — наличие всех необходимых документов на въезд в страну следования, транзита и т.п.

В обязанности фрахтователя может входить своевременное обеспечение точной информацией пассажиров об условиях перевозки.

При совершении грузового воздушного чартерного рейса фрахтователь обязан подготовить соответствующим образом груз, включая его маркировку и упаковку, а также сообщить о свойствах груза фрахтовщику.

Ответственность сторон по данному договору наступает по общим правилам гл. 40 ГК РФ.

Фрахтовщик обязан возместить убытки, если он не обеспечил перевозку всего установленного в договоре объема груза.

Ни Воздушный кодекс РФ, ни ГК РФ не устанавливают какие- либо особенности при задержке воздушного чартерного рейса. Если же задержка рейса происходит по вине фрахтователя, фрахтовщик имеет право на возмещение ему убытков, связанных с простоем, и компенсацию расходов за дополнительные летные часы.

Особенности прав и обязанностей сторон чартера на автомобильном транспорте установлены УАТГНЭТ. Остановимся на наиболее существенных отличиях.

При осуществлении пассажирских перевозок по заказу фрахтовщик вправе устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади. Багаж и ручная кладь должны соответствовать требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Ручная кладь не должна также препятствовать входу пассажиров в транспортное средство и выходу из него. При нарушении данных требований фрахтовщик вправе отказаться от перевозки багажа и провоза ручной клади. Багаж в неисправной упаковке к перевозке не принимается.

Договор фрахтования является консенсуальным, и обязанность фрахтовщика по подаче исправных транспортных средств под посадку вытекает непосредственно из договора фрахтования.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 УАТГНЭТ договор фрахтования наряду с иными условиями должен включать в себя тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество транспортных средств), место подачи транспортного средства. К существенным условиям относятся также сроки перевозки, которые включают в себя помимо сроков доставки также сроки отправления и сроки подачи транспортных средств под посадку. Опоздание в подаче транспортных средств, равно как подача неисправных транспортных средств либо подача в иное место, чем указано в договоре, приравнивается к их непредоставлению. В таких случаях фрахтователю предоставляется право расторгнуть договор в одностороннем порядке, потребовать от фрахтовщика оплаты штрафа.

Фрахтователь имеет право расторгнуть договор или изменить его условия в связи с неисправностью транспортного средства, аварией и аналогичными причинами. Учитывая обстоятельства, при которых изменяется договор, а также учитывая характер изменения договора, первоначально уведомление может быть сделано в устной форме, что не исключает его последующего письменного оформления. При расторжении договора фрахтовщик обязан возвратить стоимость фрахта. Данное правило вполне согласуется с положениями п. 4 ст. 453 ГК РФ, согласно которым стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. Представляется, что в рассматриваемом случае речь как раз и идет об «ином» установленном законом, а именно ч. 2 ст. 29 УАТГНЭТ.

При замене неисправного транспортного средства происходит изменение условий договора по соглашению сторон. Вопросы о возможности возврата части провозной платы фрахтователю при замене фрахтовщиком транспортного средства на автомобиль либо автобус более низкой комфортности или вместимости лучше урегулировать договором фрахтования при его заключении. Вопрос о замене транспортного средства должен решаться фрахтователем с учетом мнения пассажиров, которые, к сожалению, лишены права предъявления претензий напрямую к фрахтовщику. Однако в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира в результате аварии они имеют право предъявлять требования о возмещении вреда в соответствии с положениями гл. 59 ГК РФ.

При перевозках пассажиров и багажа легковым такси фрахтовщик обязан подать под посадку исправное транспортное средство. Маршрут перевозки определяется фрахтователем. Если он не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать следующие обязательные реквизиты:

— наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

— наименование фрахтовщика (адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика);

— дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

— стоимость пользования легковым такси;

— фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси (п. 109—111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

В ст. 32 УАТГНЭТ рассмотрены случаи одностороннего отказа фрахтовщика от исполнения договора и его изменения, что является допустимым исключением из общих правил о расторжении договора. Такая возможность существует при простое легкового такси, связанного с ожиданием фрахтователя при остановке в пути следования по его требованию свыше времени, согласованного сторонами или оплаченного фрахтователем. Поскольку договор фрахтования легкового такси заключается в устной форме, то нет необходимости в письменном уведомлении об отказе. Более того, исходя из смысла ч. 1 ст. 32 УАТГНЭТ пассажир может быть поставлен в известность об отказе фрахтовщика исполнять договор фактом отсутствия такси.

При невозможности проезда легковым такси до пункта назначения по не зависящим от фрахтовщика причинам фрахтователь оплачивает стоимость пользования легковым такси до момента прекращения поездки (ст. 32 УАТГНЭТ), что согласуются с правилами ст. 416 ГК РФ, посвященными прекращению обязательства невозможностью исполнения по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает.

При перевозках легковыми такси фрахтовщик самостоятельно устанавливает нормы перевозки багажа и провоза ручной клади без согласования с фрахтователем (ст. 33 УАТГНЭТ). Речь идет о допустимом объеме (размере) и количестве перевозимых вещей в расчете на одного пассажира. Что касается свойств и упаковки вещей, входящих в состав багажа и ручной клади, то требования к ним устанавливаются Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а не фрахтовщиков. Предусматривается возможность одностороннего отказа фрахтовщика от приема к перевозке (провозу) вещей, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. К ним относятся взрывчатые материалы, сжатые и сжиженные под давлением газы, легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества, самовозгорающиеся вещества, окисляющие вещества и органические пероксиды, ядовитые и инфекционные вещества, радиоактивные материалы, едкие и (или) коррозионные вещества и другие вещества, обозначенные в вышеназванных Правилах. Отказ от перевозки (провоза) подобного рода вещей возможен не только на стадии их приема к перевозке, но и в процессе перевозки. Такая ситуация может возникнуть в случае, если пассажир не сообщил фрахтовщику о свойствах перевозимых вещей.

В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (п. 114 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Размер ответственности фрахтовщика за непредоставление автомобильного транспортного средства (ч. 2 ст. 34 УАТГНЭТ) определяется иначе, чем размер ответственности перевозчика (ч. 1 ст. 34 УАТГНЭТ) за аналогичное нарушение. Штраф исчисляется не от стоимости груза, а от размера платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством. Термин «плата за пользование транспортным средством» представляется неудачным, поскольку речь может идти не о пользовании, а о резервировании вместимости транспортного средства.

В случае отказа фрахтователя от использования предоставленного транспортного средства фрахтовщик вправе отказаться от исполнения договора фрахтования и требовать уплаты фрахтовщику штрафа в размере 20% платы, установленной за пользование этим транспортным средством. Данная норма является диспозитивной, поэтому иное может быть установлено договором фрахтования.

Ответственность фрахтовщика за непредоставление транспортного средства, предусмотренного договором фрахтования, установлена ч. 2 ст. 34 УАТГНЭТ. Фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 20% платы, установленной за пользование соответствующим транспортным средством. Правило является диспозитивным, поэтому иное может быть установлено договором фрахтования.

В ч. 2 ст. 35 УАТГНЭТ установлена ответственность фрахтователя за отказ от пользования транспортным средством, предусмотренным договором фрахтования. В данном случае не имеет значения цель договора фрахтования — будь то перевозка груза или перевозка пассажиров и багажа по заказу либо легковым такси. Фрахтовщик может быть уведомлен об одностороннем отказе фрахтователя как до подачи транспортного средства под погрузку или посадку, так и после такой подачи. За данное нарушение фрахтователь обязан уплатить фрахтовщику штраф в размере 20% суммы фрахта, если иное не установлено договором фрахтования. Фрахтовщик также вправе потребовать от фрахтователя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии со ст. 36 УАТГНЭТ фрахтовщик и фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной ст. 34 и 35

УАТГНЭТ, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

— непреодолимой силы;

— временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ, по не зависящим от фрахтовщика и фрахтователя причинам;

иных не зависящих от фрахтовщика и фрахтователя причин.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.06.2017)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%