Четверг, 28.11.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Договор буксировки

Перемещение материальных объектов может быть опосредовано не только договором перевозки, когда груз, багаж либо грузобагаж передаются под ответственность перевозчика. Возможны случаи, когда перевозчик предоставляет только услуги тяги (толкания) транспортного средства, не владея перемещаемым объектом. Обычно это происходит, когда необходимо доставить в пункт назначения несамоходное либо иное транспортное средство, которое не может самостоятельно перемещаться. Такие услуги оформляются договором буксировки.

Услуга по буксировке транспортных средств получила широкое распространение, например на внутреннем водном и морском транспорте. Именно КВВТ РФ и КТМ РФ содержат наибольшее количество норм, посвященных буксировке груза. К сожалению, в ГК РФ отсутствует единое определение договора буксировки для всех видов транспорта. Поэтому, обобщив положения транспортных уставов и кодексов, а также научные взгляды на правовую природу договора буксировки, приведем следующее его определение.

По ДОГОВОРУ БУКСИРОВКИ владелец одного транспортного средства обязуется переместить другое транспортное средство либо плавучий объект на определенное расстояние и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а владелец перемещаемого (буксируемого) объекта обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее (ст. 88 КВВТ РФ, ст. 225 КТМ РФ).________

Указание в определении на «плавучий объект» можно считать условным. В подобных случаях имеется в виду не просто «объект, обладающий свойством плавучести», а то, что именно это его свойство используется при перемещении. Подтверждением может служить уже то, что, например, бревна, представляющие собой как таковые плавучий объект, могут быть транспортированы путем размещения их на палубе или в трюме обычного грузового судна, т.е. в традиционных рамках договора перевозки груза.

Сторонами договора буксировки являются владельцы транспортных средств, один из которых (буксировщик) выступает в роли исполнителя, а другой (владелец буксируемого объекта) является заказчиком. Вместе с тем участником правоотношения по буксировке так же, как и при перевозке грузов, может быть грузополучатель. В связи с этим договор буксировки следует квалифицировать в качестве договора в пользу третьего лица.

Договор буксировки является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

КТМ РФ различает два вида буксировки:

— морскую буксировку — буксировку судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;

— портовую буксировку — выполнение маневров на акватории порта (в том числе ввод судна в порт либо вывод его из порта).

Портовая буксировка является наиболее часто используемым видом буксировки. Для крупных судов заключение договора такой буксировки в большинстве случаев является обязательным. Услуги буксиров необходимы для оказания помощи при осуществлении маневров, особенно на ограниченной акватории порта. На речном транспорте владелец буксирного судна также может на основании заявки в письменной форме осуществлять работы на рейде порта (п. 4 ст. 88 КВВТ РФ).

Договор буксировки на речном транспорте заключается в письменной форме. Согласно ст. 88 КВВТ РФ транспортная накладная и оформленные на основании ее дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки подтверждают заключение договора буксировки. Однако допускается заключение договора портовой буксировки в устной форме. Статья 227 КТМ РФ содержит специальное правило о том, что соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна должно быть заключено в письменной форме. Устная форма договора распространена и при автомобильной буксировке. На практике некоторые буксировщики вырабатывают стандартные формы договоров буксировки, заключить которые можно только лишь путем присоединения к их условиям в целом.

Условно исполнение договора буксировки можно разбить на три стадии:

— подготовка к буксировке;

— предоставление буксирующего транспортного средства буксировщиком и буксируемого объекта — отправителем;

— осуществление буксировки.

Подготовка к буксировке равным образом лежит на обеих сторонах. Их обязанностью при этом является заблаговременно привести свое судно в состояние, пригодное для безопасного плавания, в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки. Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки. Обязанность предоставить буксирное оборудование (тросы и т.п.) лежит на владельце буксира (ст. 228 КТМ РФ, ст. 89 КВВТ РФ).

Если в качестве буксируемого объекта выступает плот, то его отправитель на стадии подготовки обязан осуществить:

— формирование плотов;

— оборудование причальных устройств в портах отправления, а также в пунктах отстоя и переформирования плотов (ст. 90 КВВТ РФ).

Владелец буксируемого объекта должен его предъявить для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления. Буксировщик, в свою очередь, обязан до приема буксируемого объекта:

— провести его осмотр;

— проверить необходимые для буксировки документы, оснастку (такелаж) и оборудование буксируемого объекта;

— проверить габариты буксируемого объекта;

— проверить соответствие буксируемого объекта правилам плавания, а в отношении плотов — соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов.

В случае обнаружения дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, должен быть составлен акт с перечнем таких дефектов и недостатков и указанием сроков их устранения. При отсутствии или устранении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, стороны составляют акт о готовности буксируемого объекта к буксировке, на основании которого оформляется транспортная накладная на буксировку (ст. 91 КВВТ РФ).

Буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой (ст. 228 КТМ РФ). Буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна (п. 1 ст. 229 КТМ РФ). В случае если буксируемый объект имеет на борту экипаж, его члены обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом (п. 3 ст. 89 КВВТ РФ). Однако стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта (ст. 229 КТМ РФ). Противоположное правило действует для портовой буксировки, которая осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта (ст. 230 КТМ РФ). Но и в этом случае стороны вправе своим соглашением предусмотреть иное.

Судно или иной плавучий объект, которые находятся под управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должны также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана (п. 3 ст. 228 КТМ РФ). При неблагоприятном прогнозе погоды капитан обязан задержать выход в море. В случае если во время буксировки суда будут застигнуты штормом, капитан буксирующего судна должен принять все меры предосторожности, рекомендуемые в таких случаях хорошей морской практикой (уменьшить ход, увеличить длину буксирных тросов, лечь на более благоприятный для буксируемого объекта курс, следовать в место укрытия от непогоды и т.д.).

Буксировщик обязан обеспечить переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки, профилактический и аварийный ремонт в пути (ст. 90 КВВТ РФ). В случае транспортного происшествия с буксируемым объектом капитан буксирующего судна, отправитель и члены экипажа буксируемого объекта обязаны совместно принять меры по уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба и ликвидации его последствий (п. 2 ст. 90 КВВТ РФ).

В договоре обычно не определяются сроки завершения буксировки. Это связано с тем, что владелец буксирующего судна, как правило, не может гарантировать движение каравана с предварительно установленной скоростью. В то же время предусматривается, что владелец буксирующего судна и его капитан должны, насколько позволяют обстоятельства, приложить все усилия к тому, чтобы осуществить буксировку без перерыва и задержки, которые не вызываются необходимостью.

Буксировщик обязан известить получателя о времени прибытия буксируемого объекта в порт назначения не позднее чем за 24 часа, а также повторно за шесть часов до прибытия буксируемого объекта (п. 1 ст. 93 КВВТ РФ). В свою очередь, получатель должен обеспечить круглосуточный прием извещений о прибытии плотов и указать капитану буксирующего судна место постановки буксируемого объекта и место его приема, а также безопасную постановку буксируемого объекта (п. 2 ст. 93 КВВТ РФ). Не позднее двух часов после прибытия и постановки плавобъекта в указанном получателем месте стороны должны составить акт окончания буксировки. Буксируемый объект передается получателю под роспись, которая проставляется в дорожной ведомости. В случае если буксируемый объект доставлен в порт назначения с признаками повреждения, буксировщик совместно с получателем буксируемого объекта осуществляет его осмотр и оценку повреждений. В отношении плотов также производится подсчет единиц плотов, прибывших в исправном состоянии, с указанием в акте, составленном в соответствии с правилами буксировки, количества древесины на основании спецификаций без пересчета бревен и приблизительного количества древесины в поврежденных единицах плотов. Окончательная сдача и прием древесины из поврежденных единиц плотов осуществляются при выкатке бревен из воды на берег или путем пересчета их в воде представителями обеих сторон. Указанные действия должны быть осуществлены не позднее шести суток со времени прибытия плота (п. 3 ст. 93 КВВТ РФ).

Буксируемые объекты, принятые после наступления сроков прекращения обязательного их приема для буксировки, если они не могут быть доставлены по назначению или были задержаны в пути, должны быть приняты их отправителями на хранение и поставлены на длительный отстой, в том числе в зимнее время года, в месте остановки движения. В указанных случаях провозная плата за не пройденное расстояние возвращается отправителю буксируемого объекта (ст. 94 КВВТ РФ).

Главной обязанностью владельца буксируемого средства является оплата буксировки, которая, как правило, устанавливается в твердой сумме.

Хотя услуги по буксировке относятся к предпринимательской деятельности, при которой лицо несет строгую ответственность, т.е. ответственность, выходящую за пределы принципа вины, и может освободиться от ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ), ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке, наступает при наличии вины. Вина владельца буксирующего судна презюмируется, т.е. отсутствие вины доказывается лицом, нарушающим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Вопрос об ответственности буксировщика при портовой и морской буксировке решается неодинаково.

При морской буксировке ответственность за ущерб, причиненный буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 229 КТМ РФ). Вместе с тем стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта. В таком случае действует обратное правило: ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 229 КТМ РФ).

С точностью до наоборот решается вопрос об ответственности буксировщика при портовой буксировке. Здесь ответственность за ущерб, причиненный буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 230 КТМ РФ). И только в случае, когда стороны договора возложили обязанность по управлению портовой буксировкой на капитана буксирующего судна, ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке буксируемому судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Особые правила об ответственности буксировщика установлены при буксировке в ледовых условиях, поскольку она всегда связана с повышенным риском. В зависимости от ледовых условий такая буксировка может осуществляться как обычными судами, так и ледоколами. Владелец буксирующего судна в этом случае не отвечает за ущерб, причиненный буксируемому судну либо находящимся на нем людям или имуществу, если не доказано, что ущерб причинен по его вине (ст. 231 КТМ РФ). Судно, идущее во льду на буксире ледокола, не должно давать своему движению ход вперед без даваемого каждый раз особого приказания капитана ледокола. Оно должно быть постоянно готовым отдать буксир по первому требованию капитана ледокола. Владелец ледокола не несет ответственности за убытки, причиненные проводимому судну во время и вследствие проводки через лед и связанными с этой проводкой маневрами. Следует признать, что ответственность владельца ледокола за ущерб все же возникает и основана она на принципе вины.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.06.2017)
Просмотров: 238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%