Прямое смешанное сообщение является эффективным способом доставки грузов на большие расстояния, когда в перевозке задействованы транспортные организации различных видов транспорта. Например, груз может сначала доставляться железнодорожным транспортом, затем морским, далее автомобильным и, наконец, воздушным.
При этом виде перевозок грузоотправителю не нужно заботиться о передаче груза с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы. Основанием возникновения правоотношений, складывающихся при осуществлении такой доставки, является договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении.
Существует две характерные особенности такой перевозки:
— она осуществляется по единому транспортному документу, выписанному на весь путь следования;
— в перевозке участвуют два и более вида транспорта.
Правовому регулированию отношений, возникающих при осуществлении прямой смешанной перевозки грузов, посвящена ст. 788 ГК РФ, в соответствии с которой взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. В настоящее время разработан, но пока не принят закон о смешанных (комбинированных) перевозках. До его принятия следует руководствоваться правилами, установленными транспортными уставами и кодексами (гл. XIV КВВТ РФ, гл. УЖТ РФ).
Несколько слов следует сказать о терминологии, которая применяется в международном сообществе при правовом регулировании прямых смешанных перевозок:
— мультимодальная перевозка — смешанная перевозка грузов, при которой лицо, ее организующее, несет ответственность на всем пути следования независимо от количества принимавших участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа;
— комбинированная перевозка — интермодальная перевозка, в рамках которой большая часть рейса приходится на железнодорожный, внутренний водный или морской транспорт и любой первоначальный и (или) конечный отрезок пути, на котором используется автомобильный транспорт, является максимально коротким. При этом перевозка производится в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве путем комбинации автомобильного, железнодорожного и внутреннего водного или морского транспорта, по одному транспортному документу. Она производится без перегрузки с одного вида транспорта на другой. Это достигается применением специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или речных и морских судах;
— контрейлерная перевозка — это комбинированная железнодорожно-автомобильная перевозка, при которой перевозится трейлер, полуприцеп или съемный кузов без водителя или тягача на железнодорожной платформе;
— роудрейлерная (бимодальная) перевозка — перевозка грузов в специализированных транспортных средствах. Роудрейлер — это обычный автомобильный полуприцеп, снабженный парой стальных железнодорожных колес, который может двигаться как по железной дороге, так и по шоссе;
— лихтерная перевозка — перевозка, при которой на специальное судно — лихтеровоз — грузится небольшая грузовая баржа — лихтер, которая доставляется к месту назначения и выгружается на воду.
При заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении грузоотправитель и первый перевозчик заключают договор, который удостоверяется накладной. Накладная следует вместе с грузом на всех участках перевозки вне зависимости от того, каким видом транспорта производится последняя. Транспортная организация, выполнив свой этап перевозки, передает в пунктах перевалки груз перевозчику другого вида транспорта. Передача груза подтверждается передаточным актом. Пунктами перевалки груза может быть не любая железнодорожная станция (автостанция) или порт (аэропорт), а только те из них, которые названы в качестве таковых в опубликованных сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области отдельных видов транспорта. Кроме того, организации, имеющие право осуществлять перевалки, должны быть письменно уведомлены соответствующим органом.
До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о правовом положении так называемых соперевозчиков, т.е. тех задействованных в доставке груза транспортных организаций, которые в отличие от первого перевозчика изначально в заключении договора с грузоотправителем не участвовали и транспортную накладную на смешанную перевозку грузов не выписывали. Вопрос заключается в том, состоят ли последующие перевозчики в договорных отношениях с грузоотправителем или стороной договора является только первый перевозчик.
В соответствии с п. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Представляется, что приведенные нормы как нельзя лучше подходят для объяснения правовой конструкции договора смешанной перевозки грузов.
Договор прямой смешанной перевозки грузов обладает рядом особенностей, одной из которых является особый перечень грузов, которые могут быть предъявлены к такой перевозке. Например, в соответствии со ст. 106 КВВТ РФ не допускается предъявление для перевозок в прямом смешанном сообщении грузов наливом в цистернах, а также сформированного в плоты леса. Перечень допускаемых для перевозок в прямом смешанном сообщении скоропортящихся и опасных грузов, а также грузов, которые должны сопровождать представители грузоотправителей, грузополучателей, устанавливается Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожноводном сообщении, утвержденные Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством речного флота РСФСР 17—24 апреля 1956 г. Аналогичные правила установлены ст. 68 УЖТ РФ. Грузоотправитель обязан ясно и четко маркировать каждое грузовое место. В пункте перевалки не замаркированные грузы к дальнейшей перевозке не принимаются.
Специфика существует и в отношении правил подачи заявки на перевозку. Поскольку первому перевозчику требуется время на согласование всех условий перевозки с иными транспортными организациями, участвующими в перевозочном процессе, срок подачи заявок на осуществление перевозки в прямом смешанном сообщении является сокращенным. Статья 11 УЖТ РФ устанавливает, что заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также, если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт. В рассмотрении заявки участвует и владелец инфраструктуры, который в необходимых случаях согласовывает ее с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств в срок не более чем 5 дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем 10 дней при перевозках в прямом и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.
Особые правила предусмотрены транспортными уставами и кодексами относительно сроков доставки грузов.
На внутреннем водном транспорте общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется, исходя из совокупности сроков доставки их внутренним водным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов. В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка. Следует отметить, что для заявителя требования о просрочке создают немало неудобств, поскольку на него возлагаются заботы по определению перевозчика, допустившего просрочку.
Сроки начала приема грузов внутренним водным транспортом от транспорта других видов в портах перевалки грузов при открытии навигации и сроки окончания приема грузов перед закрытием навигации сообщаются в организации транспорта смежного вида в соответствии с правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов до наступления объявленного срока окончания приема грузов, принимаются в портах перевалки грузов от транспорта других видов беспрепятственно. В случае если такие грузы не могут быть доставлены в порты назначения внутренним водным транспортом в связи с закрытием навигации, организации, осуществляющие их перевалку в портах, обязаны по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определить, как поступить с такими грузами. Грузы, доставленные в порты перевалки грузов после наступления объявленного срока окончания приема грузов, могут быть сданы в портах перевалки грузов на хранение с согласия организаций, осуществляющих их перевалку в таких портах. При отказе указанных организаций от приема грузов на хранение организации транспорта других видов по согласованию с грузоотправителями или грузополучателями определяют, как поступить с такими грузами. Грузы, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении и которые не доставлены в порты перевалки грузов в связи с закрытием навигации, должны быть с согласия в письменной форме грузоотправителей отправлены из другого порта по назначению в прямом железнодорожном сообщении. В указанных случаях сроки доставки грузов увеличиваются на время их задержки в связи с закрытием навигации.
На железнодорожном транспорте установлены аналогичные правила (ст. 71, 72 УЖТ РФ). Однако более конкретный срок установлен для сообщения портами об открытии или закрытии навигации в средствах массовой информации. Он должен быть сообщен не менее чем за 20 дней до даты открытия навигации или ее закрытия (ст. 71 УЖТ РФ). В отличие от правил, действующих на иных видах транспорта, ст. 75 УЖТ РФ специально оговаривает, что в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которого допущена просрочка доставки груза. Такая схема ответственности для грузоотправителей и грузополучателей является более предпочтительной. Им нет необходимости «ходить по перевозчикам» в поисках виновного.
Транспортными уставами и кодексами специально урегулирован вопрос о принадлежности железнодорожных путей в портах, предназначенных для перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В соответствии с КВВТ РФ они принадлежат железным дорогам. Строительство и реконструкция в портах прирельсовых складов, предназначенных для приема и отправления грузов, перевозки которых осуществляются в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, проводятся в соответствии с проектами, согласованными с железными дорогами и другими заинтересованными организациями.
Поскольку в осуществлении прямой смешанной перевозки грузов участвует сразу несколько видов транспорта, особого регулирования по сравнению с обычным договором перевозки грузов требует вопрос о расчетах. Так, в соответствии со ст. 113 КВВТ плата за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении взимается:
— на железнодорожных станциях и в морских портах отправления — с грузоотправителей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям;
— в речных портах перевалки грузов — с грузоотправителей или грузополучателей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям.
Плата за перевозки грузов в прямом смешанном водножелезнодорожном сообщении взимается:
— в речных портах отправления — с грузоотправителей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по внутренним водным путям;
— на железнодорожных станциях и в морских портах перевалки грузов — с грузоотправителей или грузополучателей исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов по железным дорогам или морским путям.
Суммы указанных сборов включаются в перевозочные документы для взыскания с грузополучателей.
В соответствии со ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Некоторые особенности существуют и при решении вопроса об ответственности перевозчиков, участвующих в исполнении прямой смешанной перевозки, за несохранность перевозимого груза. В соответствии со ст. 114 KBВТ РФ, ст. 79 УЖТ РФ ответственность за несохранность грузов до передачи их в портах перевалки лежит на сдающей грузы стороне, после передачи — на стороне, принявшей грузы. Охрана в портах груженых и порожних вагонов ведется организациями, осуществляющими перевалку грузов в портах. При установлении вины конкретного перевозчика в утрате, недостаче или повреждении (порче) грузов ответственность возлагается на этого перевозчика.
Имеет свои особенности и порядок предъявления и рассмотрения претензий участников прямой смешанной перевозки. Правилами п. 7 ст. 114 КВВТ РФ установлено, что претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
— к перевозчику, осуществляющему деятельность на внутреннем водном транспорте, если конечным пунктом перевозки грузов является речной порт;
— другому перевозчику, который обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которого находится данный пункт (порт, аэропорт, автостанция, железнодорожная станция).
Срок предъявления претензий к перевозчику о возмещении ущерба за утрату груза, возникшего при перевозках в прямом смешанном сообщении на железнодорожном транспорте, равен четырем месяцам (ст. 123 УЖТ РФ). На остальных видах транспорта специальный срок для предъявления претензий не установлен.
Некоторые транспортные уставы и кодексы предусматривают специальный порядок исчисления срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза в прямом смешанном сообщении, о возмещении ущерба за утрату груза. Например, правилами ст. 408 КТМ РФ указанный срок начинает исчисляться по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки.
|