Взаимодействие международного и внутригосударственного права подтверждается взаимным влиянием соответствующих правовых систем друг на друга. Что относится к правовой системе или каковы ее элементы? В теории права считается, что в правовую систему входят объективное право или система права, юридическая практика, правовая идеология1. Такое понимание присуще и науке международного права.
В соответствии с Конституцией РФ объективное право включает в дополнение к нормам российского права массивный блок норм
под названием «общепризнанные принципы и нормы международ-
2
ного права».
К элементам правовой системы относят также правовую деятельность (деятельность всех органов, учреждений и иных субъектов по созданию и (или) реализации действующих в стране правовых норм), правовые идеи, представления, теории, взгляды, доктрины (правосознание в широком смысле)[1] [2] [3] и правовую психологию[4].
В правовую систему Российской Федерации могут входить и рекомендации, декларации международных организаций, постановления ЕСПЧ (вынесенные в отношении Российской Федерации) и иные обязательные для России акты международных судов. В ч. 3 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что «обязательность постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации».
Что касается норм международного обычного права, то они включаются в правовую систему с учетом особенностей регулируемых внутригосударственных отношений.
Взаимодействие международного и внутригосударственного права прослеживается через процесс их согласования. Согласование есть выражение того, что отношения между государствами — это отношения равенства, координации, взаимосвязи и интеграции, в которых не допускается навязывание со стороны национально-правовых систем.
Влияние внутригосударственного права на международное право. Исторически первичным является влияние внутригосударственного права на международное право. Государства в прошлом, когда они были единственными субъектами международного права, монополизировали международное правотворчество, но в этом процессе они отталкивались от своего национального права.
История знает немало примеров влияния национального права на международное право. Показательны в этом отношении акты Французской революции 1789 г. и Октябрьской революции 1917 г.
Акты Французской революции являются первоисточниками прав человека и гражданина, институтов гражданства, защиты жертв войны, права убежища. Они также оказали воздействие на формирование права международных договоров.
Первые акты Советского государства, в особенности Декрет о мире 1917 г., провозгласили международно-правовые принципы, нормы, идеи, а именно: запрещение аннексии, право народов на самоопределение, равенство больших и малых наций, открытость и честность дипломатии, отмена тайных, сепаратных договоров, мирное сосуществование государств противоположных систем[5]. Заметную роль сыграл СССР в утверждении принципов разоружения, создании безъядерных зон, ликвидации колониальной системы, дальнейшем становлении и развитии международного права как права мира и сотрудничества государств. В 1951 г. в СССР был принят Закон о запрещении пропаганды войны, благодаря которому в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. появилась норма о запрете всякой пропаганды войны. Статья 354 Уголовного кодекса РФ установила уголовную ответственность за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. В качестве примера воздействия национального права на международное можно также рассматривать создание торговых представительств как зарубежных органов Советского государства. Статус торговых представительств определяется международными договорами.
В национальном праве государств, прежде всего в конституционном праве, закрепляются принципы и цели внешней политики, а также нормы, регулирующие конкретные виды деятельности государств. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ В.В. Путиным 12 февраля 2013 г., отмечено, что Российская Федерация намерена «содействовать кодификации и прогрессивному развитию международного права, прежде всего осуществляемого под эгидой ООН, достижению универсального участия в международных договорах ООН, их единообразному толкованию и применению».
Влияние международного права на внутригосударственное право.
Принципиальное значение для воздействия международного права на национальное имеют принципы добросовестного соблюдения международных обязательств и исполнения договоров. Обязанность следовать нормам международного права возлагается на государство в целом, а на национальном уровне само государство определяет, как привести в действие нормы международного права на своей территории и переадресовать их субъектам внутригосударственных отношений. Статья 27 Венской конвенции 1969 г. закрепила, что участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».
Нормы международного права, международные договоры влияют на правотворчество, на изменение законодательства и на правоприменение. При этом необходимо учитывать, что эти нормы должны быть санкционированы государством и не противоречить конституции. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Тем самым Конституция РФ обеспечивает единство правового пространства
и национального правопорядка на своей территории. Международный договор не обладает приоритетом над Конституцией РФ.
В законодательстве Российской Федерации определен особый порядок выражения согласия на обязательность для Российской Федерации международных договоров: «Если международный договор содержит правило, требующее изменения отдельных положений Конституции Российской Федерации, решение о согласии на его обязательность для Российской Федерации возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации или пересмотра ее положений в установленном порядке» (ст. 22 Закона о международных договорах РФ).
Можно выделить отдельные конвенции, значение которых в аспекте влияния на национальное право особенно велико. Например, Венская конвенция 1969 г. повлияла на правотворческий процесс при разработке Закона о международных договорах РФ. Под воздействием Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. в Российской Федерации было создано Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия, а при Мин- промторге России приняты федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия». В Федеральном законе от 5 ноября 1997 г. № 138-ФЗ о ратификации названной Конвенции определены меры по выполнению обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции. Для выполнения обязательств по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в России был принят Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г. послужили основой для внутренних актов о статусе дипломатического представительства и консульских учреждений. Во исполнение международных обязательств установлена ответственность за незаконное вмешательство в дела гражданской авиации и др.
В преамбуле Конституции РФ сказано, что Россия осознает себя частью международного сообщества. В связи с этим ведущее место в правовой системе Российской Федерации занимают нормы международного права о правах и свободах человека и гражданина: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17 Конституции РФ). В этом контексте защита прав и свобод предполагает совмещенный предмет регулирования, когда нормы международного и внутригосударственного права предназначены для согласования регламентации однородных отношений[6] [7].
Взаимное влияние международного и национального права друг на друга характеризует взаимодействие данных правовых систем.
[1] См.: Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 87-88.
[2] См.: Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации / / Московский журнал международного права. 1994. № 4. С. 4.
[3] Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации. М., 2011.
[4] Гаврилов В.В. Понятие и взаимодействие международной и национальной правовых систем. Владивосток, 2005. С. 69-70, 53.
[5] Н.В. Миронов отмечает, что в течение пяти лет (1917—1922 гг.) Советским государством было принято 270 актов, имеющих международно-правовое значение (см.: Миронов Н.В. Советское законодательство и международное право. М., 1968. С. 9).
[6] См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2009. С. 33.
[7] Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. М., 1997. С. 12. См. также: Зимненко Б.Л. Указ. соч. С. 64170; Гавердовский А.С. Имплементация норм международного права. Киев, 1980. С. 62; Гаврилов В.В. Теории трансформации и имплементации норм международного права в отечественной правовой доктрине / / Московский журнал международного права. 2001. № 2. C. 59.
|