«Конституцию» международного права (далее по тексту главы — МП), его несущую конструкцию образуют основные принципы МП.
Принципы МП представляют собой основополагающие общепризнанные нормы МП, обладающие высшей юридической силой в данной системе права.
Все остальные нормы МП и международно-значимые действия субъектов МП должны соответствовать положениям основных принципов МП.
Принципы МП носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или международно-правовые акты, нарушающие положения основных принципов МП, считаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.
Все принципы МП имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.
Принципы МП взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.
Поскольку принципы МП представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников МП.
Первоначально принципы МП выступали в форме международноправовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы МП приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов МП (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения
и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава ООН предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.
Содержание основных принципов МП подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, других документах ООН (Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/51 от 5 декабря 1988 г., резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/62 от 9 декабря 1991 г. «Развитие и укрепление добрососедских отношений между государствами» и др.).
Применительно к европейским условиям содержание основных принципов МП было конкретизировано актами СБСЕ, в частности Заключительным актом СБСЕ, Итоговым документом Венской встречи 1989 г. представителей государств — участников СБСЕ, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после Совещания (Вена, 15 января 1989 г.), и др. В последнее время в формировании дополнительных обязательств в этой сфере важную роль играет ЕС.
Однако развитие МП далеко не всегда носит поступательный характер. Так, наряду с принципом невмешательства некоторыми государствами (США, Великобритания) признается право на «гуманитарную интервенцию» и «защиту демократии». Не всегда однозначно понимается право наций на самоопределение. Действует политика «двойных стандартов» в отношении обеспечения прав человека и терроризма. В настоящее время приходится признать, что Россия в области МП слишком «законопослушна». Наше государство старается не нарушать нормы МП, следовать устоявшейся практике. В то же время США и страны Запада полностью «развязали себе руки». Они чувствуют себя свободными от международных обязательств, если те противоречат их интересам. Они создают новые международно-правовые доктрины (например, концепция гуманитарной интервенции), чтобы оправдать военное вторжение на территорию иностранных государств (Югославия), и смело заменяют их новыми (ответственность за защиту), когда те перестают их устраивать (Ливия). Они не признают легитимными выборы в Сирии на том основании, что «там идет гражданская война», но признают выборы на Украине, несмотря на то, что «там идет гражданская война». К сожалению, почти весь остальной мир следует этой логике.
В нынешней ситуации следует признать, что сложившееся сегодня МП — это МП США и Западной Европы. Оно защищает западные интересы и ценности. Необходимо кардинально менять ситуацию. Наше государство должно возглавить течение по формированию Евразийского (в самом широком значении этого слова) МП. Мир нуждается в многополярном МП. России необходимо шире использовать международные организации типа БРИКС, ШОС, АС, АСЕАН для отстаивания своих интересов и формулирования новых принципов и норм МП. Мир должен перестать быть «западным».
|