В этих условиях четко функционирующий и гибкий рыночный механизм лицензирования становится ключевым элементом для успешной деятельности интернет-компаний и нового медийного сектора.
Вместе с тем получение лицензий на использование аудио- и аудиовизуальных произведений в режиме онлайн встречается с многочисленными трудностями, связанными с организацией, необходимостью получения группы разнообразных лицензий и правовой неопределенностью.
Создание наиболее полной базы данных глобального репертуара произведений является шагом в правильном направлении. Высокие административные расходы, вызванные необходимостью сбора лицензий и юридическими рисками, вынуждают многих выходить или воздерживаться от онлайн-бизнеса, сокращая потенциальные доходы культурной индустрии.
Выход из этой ситуации ассоциация видит в том, чтобы изменить систему коллективного управления правами и коммерческого лицензирования, а именно:
1) ввести систему коммерческого лицензирования, что предполагает использование обществами по коллективному управлению правами лицензионных модулей (licensing frameworks), адаптирующихся к характеру услуг и потребностям конкретного вида цифрового бизнеса;
2) действие панъевропейской лицензии должно распространяться не только на ЕС, но также и на нынешних и потенциальных участников Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) (это 27 членов ЕС (сейчас их 28) плюс Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, а также, если они того пожелают, Турция и Украина, которые уже соответствуют требованиям ЕЭЗ);
3) лицензирование должно касаться предоставления цифровых услуг и распространяться на весь репертуар в целом, тогда как временные рамки и условия каждой конкретной лицензии должны прописываться исходя из потребностей каждого коммерческого лицензиара. В том случае, если речь идет о сложных или составных произведениях, права должны предоставляться лицензиаром в совокупности;
4) прозрачность и четкость - это не просто звонкая фраза. Потребитель должен понимать и иметь возможность проверить, какие права, на какое коммерческое использование и на какие произведения он получает, приобретая лицензию. Лицензии должны уйти от территориально выстроенной системы к системе репертуарной, строящейся не вокруг представительства на территории, а вокруг источника, владеющего репертуаром. Это возлагает на общества по коллективному управлению правами в приоритетном порядке обязанность обеспечить прозрачность владения правами, чтобы лицензиаты не оказывались в ситуации, когда они выплачивают вознаграждение обществам, которые не являются владельцами прав и не управляют ими. Это становится критически важным в ситуации, когда более одного общества или агента правообладателя имеет полномочия выдавать лицензию или претендует на то, что у него есть такие полномочия. Речь идет о том, чтобы обязать общества по управлению правами предоставлять коммерческим пользователям информацию о том, какие именно произведения переданы им в управление и кем из правообладателей им предоставлено право на управление.
На общества по коллективному управлению должна быть возложена легальная обязанность гарантировать лицам, оказывающим цифровые услуги, что выдаваемая ими лицензия распространяется на все виды использования, права на которые необходимы для предоставления данных услуг;
5) разрешение споров - ассоциация считает, что коммерческим пользователям по условиям соглашения с обществами по коллективному управлению правами должна быть предоставлена возможность в случае спора с правообладателями или обществами по коллективному управлению правами обратиться к беспристрастному арбитражу, способному выносить решения оперативно;
6) повышение эффективности - не требовать от лицензиатов обременительной отчетности;
7) авторские сборы. Ассоциация полагает, что нынешний сбор за частное копирование в личных целях представляет собой проблему, решение которой предполагает срочный пересмотр действующих положений. Территориальная природа сбора за копирование в личных целях привела к фрагментации внутреннего рынка, воздвигает барьеры на пути торговли и искажает конкуренцию в отношении продукции, становящейся объектом налогообложения. Системы авторских сборов за копирование в личных целях являются наследием аналогового мира, тогда как в цифровую эпоху, где контент используется в цифровом формате, распространение цифровых устройств и вездесущность связи принципиально меняют способы оказания цифровых услуг, позволяя потребителю приобретать, потреблять и пользоваться цифровыми файлами, содержащими музыку и видео. Сборы за частное копирование не должны рассматриваться как источник доходов для правообладателей, так как на практике они становятся главным образом источником доходов для самих обществ. Правообладатели должны вознаграждаться через систему прямых лицензий. Это более справедливо и отражает рыночную стоимость игроков, способных привлечь наибольшее количество пользователей. Нужно избегать создания системы, стимулирующей правообладателей к тому, чтобы искусственно завышать платежи, сужая сферу или области пользования лицензией.
Кристиан Гауптман (Christian Hauptmann) из RTL Group <1> напомнил, что еще в октябре 2009 г. Комиссия ЕС выпустила документ, где признала, что традиционная практика предоставления лицензий не соответствует потребностям цифровой дистрибуции.
--------------------------------
<1> http://ec.europa.eu/internal_market/copyright/management/index_en.htm
С учетом того что Комиссия ЕС включила создание единого цифрового рынка в число первоочередных приоритетов, которые должны быть реализованы до 2020 г., была анонсирована необходимость законодательных мер, направленных на создание современного, конкурентоспособного, а самое главное, дружественного потребителю единого цифрового рынка.
Единый цифровой рынок не ограничивается проблемой скачиваний и дистрибуции с использованием Интернета. Он касается всех аспектов эксплуатации цифровых сервисов. Готовящееся регулирование должно учитывать не только текущие, но и потенциальные проблемы.
|