Встречный иск предъявляется по общим правилам предъявления иска.
Обращение с встречным иском составляет частный случай предъявления иска вообще. Поэтому при предъявлении встречного иска судья проверяет, соблюдены ли условия, предусмотренные в ст. 31 Основ гражданского судопроизводства.
Встречный иск является самостоятельным требованием ответчика к истцу и может быть предметом отдельного иска, но он предъявляется для одновременного рассмотрения с первоначальным иском, в одном процессе с ним. Поэтому при предъявлении ответчиком иска судья решает вопрос не только о принятии иска вообще, а о принятии его в качестве встречного.
Совместное же рассмотрение первоначального и встречного исков зависит от определенных условий.
Каковы эти условия?
Ранее действовавшие гражданские процессуальные кодексы союзных республик не отличались единством в определении условий, при которых встречный иск допускается к совместному рассмотрению с иском первоначальным. Гражданские процессуальные кодексы
РСФСР, Белорусской ССР и ряда других республик вообще не предусматривали условий принятия встречных исков судом. Гражданские процессуальные кодексы других союзных республик в основном ограничивались указанием на необходимость связи встречного иска с иском первоначальным, не разъясняя, в чем эта связь должна проявляться.
Более детально регламентировал предъявление встречного иска ГПК Туркменской ССР. По ст. 98 этого Кодекса встречный иск ответчика допускался судом к совместному рассмотрению с первоначальным иском при условии, если он вытекал из одного основания или имел внутреннюю связь с ним или же мог повести к зачету требований, вытекающих из обоих исков.
Определение характера связи встречного и первоначального исков было дано также в ст. 81а ГПК Азербайджанской ССР. Встречный иск допускался лишь в том случае, если его связь с первоначальным иском выражалась в возможности зачета встречного требования или в таком их соотношении, когда соответствующее право ответчика поглощало право истца.
Новые гражданские процессуальные кодексы четко регламентируют условия принятия встречного иска судом. Эти условия единообразны в кодексах почти всех союзных республик.
На основании ст. 132 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик судья принимает встречный иск:
если встречное требование направлено к зачету первоначального требования;
если удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска;
если между встречным и первоначальным иском имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.
Может возникнуть вопрос, связаны ли между собой первоначальный иск и встречный иск, направленный к зачету или к опровержению первоначальных требований, так как законодатель выделил как самостоятельное условие принятия встречного иска связь его с иском первоначальным.
Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать судебную практику.
Обобщение судебной практики дает возможность установить наиболее типичные виды связи первоначального и встречного исков.
Связь первоначального и встречного исков может проявляться в таком их соотношении, когда встречное требование исключает первоначальное ввиду несовместимости с ним.
Приведем примеры таких встречных исков.
Тутуков обратился в суд с иском о принудительном обмене жилой площади ввиду невозможности совместного проживания с Шериевой. В свою очередь Шериева предъявила встречный иск о выселении Ту- тукова по тому же основанию[1].
В период брака Серкина и Сальниковой у них родилась дочь. Впоследствии брак был признан недействительным; Сальникова, оставив дочь у отца, уехала. Через три года Сальникова приехала за дочерью, однако Серкин отдать дочь отказался и обратился в суд с иском об оставлении ребенка у него на воспитании. Ответчица предъявила встречный иск о передаче ребенка ей на воспитание по тем мотивам, что у нее имеются лучшие условия для воспитания дочери, чем у Серкина[2].
И в первом, и во втором случае, предъявляя встречный иск, ответчик просит признать наличие у него тех или иных прав, что должно повлечь отказ в первоначальном иске, поскольку наличие у ответчика этих прав исключает существование прав первоначального истца, подтверждение которых тот просит у суда. И наоборот, удовлетворение первоначального иска влечет отказ во встречном иске.
Ответчик противопоставляет праву первоначального истца принадлежащее ему право. При этом ответчик не только добивается отклонения иска, но и присуждения истца к совершению каких-либо действий, признания определенных правоотношений.
Во-вторых, связь встречного и первоначального исков может проявляться в таком их соотношении, когда встречный иск подрывает основание первоначального иска.
При предъявлении встречного иска ответчик может просить признать недействительными договор, на котором основано первоначальное требование, свидетельство о праве наследования или запись отцом ребенка и т.д. При помощи такого встречного иска ответчик не только достигает отказа в удовлетворении первоначального требования, но исключает также и все возможные будущие требования, вытекающие из того же основания, исключает существование прав, основанных на оспариваемом договоре, свидетельстве о праве наследования. Именно поэтому можно сказать, что основание встречного иска подрывает основание первоначального иска.
Федотова предъявила к Григорьевой иск о возврате имущества, оставшегося после смерти ее отца Чихитских. При этом Федотова представила свидетельство о праве наследования.
Григорьева предъявила встречный иск о признании свидетельства о праве наследования недействительным.
Курский областной суд в иске Федотовой отказал, удовлетворив встречный иск.
Первоначальный иск был основан на праве наследования имущества. Признание свидетельства о праве наследования недействительным не только вызвало отказ в удовлетворении первоначального иска — такое решение по встречному иску привело к отрицанию всех прав, основанных на свидетельстве о праве наследования, и исключило полностью все будущие притязания из того же основания[3].
Если встречные иски о праве, исключающем право первоначального истца, являются, как правило, исками о присуждении, о признании существования определенных правоотношений между сторонами, то встречные иски, подрывающие основания первоначального иска, являются исками о признании отсутствия между истцом и ответчиком того правоотношения, из которого вытекает требование истца.
Предметом встречных исков о праве, исключающем право первоначального истца, и исков, подрывающих основание первоначального иска, могут быть требования, вытекающие как из общего с первоначальным требованием правового основания, так и из различных оснований. Однако для этих исков характерно не наличие близости оснований. Связь подобных встречных исков с первоначальным иском заключается прежде всего в таком их соотношении, когда удовлетворение встречного требования исключает удовлетворение первоначального требования полностью или в части.
То же самое можно сказать о характере связи первоначального требования и встречного требования, предъявленного к зачету.
Встречные требования, заявленные к зачету, и первоначальные требования могут вытекать как из разных оснований, так и из оснований, в составе которых имеются одни и те же юридические факты.
Однако сущность связи между первоначальным и встречным требованиями в такого рода случаях заключается именно в возможности прекращения требования истца путем зачета требования ответчика.
Судебной практике известны встречные иски, не направленные к зачету, не вызывающие отказ в первоначальном иске, а только связанные с иском первоначальным[4].
Законодатель выделил в качестве специального условия принятия встречного иска наличие взаимной связи встречного и первоначального исков, и судебная практика видит взаимную связь в том, что первоначальные и встречные требования вытекают из одного правоотношения, в основаниях обоих требований имеются одни и те же факты.
Для приема такого иска в качестве встречного при прочих условиях вполне достаточно наличия в основании каждого из исков общих юридических фактов, что дает возможность говорить о близости оснований исков.
Так, не возражая против иска о выселении, заявленного собственником дома по причине нуждаемости в жилой площади, Смоленцова предъявила встречный иск о взыскании 900 руб., выплаченных при капитальном ремонте. В основании первоначального и встречного исков имеются общие юридические факты, так как спор возник по поводу одного и того же домовладения[5].
В исках о расторжении брака часто предъявляются встречные иски о разделе имущества и о взыскании алиментов на содержание детей. Эти встречные иски тесно связаны с иском первоначальным, вытекают из одного правоотношения, и совместное рассмотрение их с первоначальным иском дает суду возможность разрешить весь комплекс спорных взаимоотношений сторон.
[1] См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1962. № 8. С. 2.
[2] См.: Сборник постановлений Президиума и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, 1957-1958 гг. С. 126.
[3] См.: Советская юстиция. 1960. № 13. С. 27.
[4] См. § 1 гл. I.
[5] См.: Сборник постановлений Президиума и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, 1957-1958 гг. С. 96.
|