Особую социальную значимость имеет проблема обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Одной из форм реализации данного конституционного положения является закрепление в законодательстве особого порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты).
Право на обеспечение жильем данной категории граждан закреплено в ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ).
С 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен новый порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанная статья действует в новой редакции, согласно которой детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также тем, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Следует отметить, что в связи с подготовкой к вступлению указанного закона прокурорами практически всех регионов предпринимались активные меры к принятию необходимых нормативных правовых актов.
Например, с учетом замечаний прокуратуры Чувашской Республики Министерством строительства, архитектуры и жилищнокоммунального хозяйства разработаны законопроекты, предусматривающие механизм обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, которые впоследствии приняты.
По предложению прокуратуры Пермского края создана рабочая группа из представителей исполнительных органов государственной власти и Правового управления Аппарата Правительства края по разработке финансово-экономического обоснования и проектов правовых актов Пермского края.
Прокуратурой Ленинградской области в порядке законодательной инициативы разработан проект закона «О внесении изменений в Областной закон Ленинградской области от 28.07.2005 № 65-оз «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области».
После вступления в силу нового порядка правотворческая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере продолжалась на протяжении 2013 года и продолжается в настоящее время, в том числе в связи с понуждением к этому со стороны органов прокуратуры (например, республики Алтай, Башкортостан, Татарстан, Забайкальский край, Костромская, Тамбовская области).
Например, в Республике Алтай необходимая нормативная правовая база в срок до 01.01.2013 разработана не была. Поскольку указанные обстоятельства препятствовали реализации на территории Республики Алтай установленных федеральным законодательством социальных гарантий по обеспечению жилыми посещениями детей-сирот, ограничивая тем самым их право собственности, прокурором республики в адрес Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики внесено представление с требованием в кратчайшие сроки разработать и принять закон субъекта, регулирующий порядок обеспечения жильем детей- сирот на территории Республики Алтай. Требования прокурора удовлетворены, принят Закон Республики Алтай от 26.03.2013 № 12-РЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай».
В ряде субъектов Российской Федерации по инициативе прокуратуры введены дополнительные случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, имеющим закрепленное жилье, вселение в которое по ряду причин становится невозможным (Республика Мордовия, Ставропольский край, Курганская, Пензенская, Тульская области).
Так, Закон Республики Мордовия от 26.03.2013 № 24-З «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» предусматривает возможность предоставления жилых помещениям тем детям-сиротам, в жилых помещениях которых проживают больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, а также граждане, имеющие или имевшие судимость либо подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за престу-
пления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
В большинстве регионов в настоящее время государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа переданы органам местного самоуправления. Нормативные правовые акты, принятые на уровне органов местного самоуправления, достаточно подробно регламентируют порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации выявлялись незаконные правовые акты, что влекло прокурорское вмешательство (Республика Хакасия, Костромская, Смоленская, Оренбургская, Челябинская области и другие).
Органами прокуратуры Смоленской области установлено, что в 50 городских и сельских поселениях в действующие правовые акты не были своевременно внесены изменения, касающиеся определения уполномоченного органа по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, а также регулирования порядка осуществления данных государственных полномочий. В связи с этим прокурорами указанных районов в феврале-июле 2013 года принесено 50 протестов, которые рассмотрены и удовлетворены.
Отметим, что в целях обеспечения права частной собственности детей-сирот и лиц из их числа в жилищной сфере органами прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе осуществляется надзор за полнотой регионального законодательства, его соответствием федеральному законодательству. (республики Бурятия, Коми, Кабардино-Балкарская Республика, Татарстан, Чувашская Республика, Забайкальский, Пермский края, Астраханская, Кировская, Новгородская, Тверская, Тульская и Ярославская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.).
Например, по результатам рассмотрения представления прокуратуры Новгородской области внесены изменения в постановление администрации области «О комитете образования, науки и молодежной политики Новгородской области», предусматривающие возложение на указанный комитет полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Кроме того, Губернатору Новгородской области внесено предложение о принятии нормативного правового акта, регулирующего порядок ведения списков (реестров) не имеющих закрепленного жилого помещения детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В результате разработаны проекты соответствующих документов, которые впоследствии приняты.
Однако кардинальным образом изменить ситуацию с обеспечением жильем детей-сирот в большинстве регионов Российской Федерации не удается. Требования Закона № 159-ФЗ о предоставлении им жилых помещений по достижении 18 лет зачастую не выполняются. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации по состоянию на 01.01.2015 право на обеспечение жильем нарушено у 119,048 тыс. детей-сирот. Например, в республиканском бюджете Республики Дагестан предусмотрены средства на приобретение жилых помещений для данной категории граждан[1]. Между тем ежегодно число детей-сирот, у которых возникло, но не реализовано право на обеспечение жильем, не уменьшается. На 1 января 2013 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике состояло 1183 детей- сирот, на 1 января 2014 года - 1740, на 1 января 2015 года - 2164. В 2014 году из 283 лиц, предоставление жилья которым было запланировано, обеспечено им 181 человек (в 2013 году - 277).
В связи с невыполнением соответствующих законодательных требований, прокуроры принимают весь спектр мер реагирования в целях восстановления нарушенного права частной собственности детей-сирот и лиц из их числа в жилищной сфере. По итогам работы за 2015 год органами прокуратуры выявлено свыше 30 тыс. нарушений в сфере соблюдения жилищных прав детей- сирот, в целях устранения данных нарушений внесено почти 2 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 997 должностных лиц, на незаконные правовые акты принесено 941 протестов, в защиту прав и интересов детей-сирот в суды направлено свыше 14,8 тыс. исков и заявлений.
Как видно из приведенных цифр, а также из анализа имеющихся материалов прокурорского надзора, наиболее распространенной и действенной мерой, применяемой для защиты прокурорами права частной собственности детей-сирот и лиц из их числа в жилищной сфере является направление в суды исков и заявлений в порядке 45 ГПК РФ.
Основными категориями заявленных исков являются требования о предоставлении жилья, признании незаконными различных решений органов власти, постановки на учет или включении в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, проведении ремонта. Также прокурорами предъявлялись требования о закреплении жилого помещения, вселении и выселении, признании права на предоставление жилой площади, об установлении статуса сироты и другие.
Как правило, иски прокуроров удовлетворяются, в результате чего дети-сироты и лица из их числа обеспечиваются жильем. Между тем, практика свидетельствует о неединичном затягивании сроков исполнения судебных постановлений.
Анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод о том, что основными причинами длительного неисполнения судебных постановлений является отсутствие необходимого бюджетного финансирования данного расходного обязательства, а также свободного жилищного фонда на территории муниципальных образований, (на вторичном рынке - жилых помещений), отвечающих требованиям исполнительных документов.
Например, администрацией городского округа г Уфа Республики Башкортостан неоднократно объявлялись конкурсы на приобретение жилых помещений, однако они признавались несостоявшимися, поскольку предложений заключить муниципальный контракт на условиях аукциона (по установленным ценам) не поступило. Причиной явилось отсутствие реальной оценки рыночной стоимости жилых помещений, расположенных на различных территориях г. Уфы, при рассмотрении вопроса о выделении денежных средств. При таких обстоятельствах прокурором республики в адрес премьер-министра Республики Башкортостан направлено письмо о принятии дополнительных мер, позволяющих решить данную проблему в кратчайшие сроки и снять возникшую социальную напряженность.
Кроме того, значительным является количество неисполненных решений судов, находящихся на исполнении в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов.
В деятельности судебных приставов-исполнителей выявляются многочисленные факты неорганизованности и волокиты, которые негативным образом сказываются на понуждении ответчиков к своевременному исполнению решений судов, и влекут принятие мер реагирования (республики Алтай, Башкортостан, Забайкальский край, Амурская, Вологодская, Костромская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская, Смоленская, Тульская, Челябинская области и другие), в связи с чем органами прокуратуры принимаются меры, направленные на устранение нарушений закона.
Например, в Республике Башкортостан волокита, допущенная по одному из исполнительных производств о предоставлении жилья, длилась в течении 10 месяцев, в Республике Хакасия - 9 месяцев.
Органами прокуратуры Свердловской области внесено 14 представлений в УФССП России по Свердловской области, поскольку при принудительном исполнении решений судов о предоставлении жилья детям-сиротам не выяснено, какие меры принимаются
Министерством строительства и архитектуры Свердловской области для исполнения судебных решений, сделаны ли заявки на дополнительное финансирование в случае недостаточности финансовых средств, имеются ли свободные жилые помещения, отвечающие требованиям исполнительных документов, причины непредставления их взыскателям.
Прокурором г. Благовещенска Амурской области установлено, что судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Благовещенску в нарушение требований ст.ст. 36, 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ), ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» в течение 4-х месяцев с момента возбуждения исполнительного производства не принимались меры принудительного исполнения в интересах 6 человек. При этом ответчик - администрация г. Благовещенска не ходатайствовала перед судом об отсрочке исполнения и не принимала мер к получению дополнительных бюджетных средств на обеспечение граждан жилыми помещениями. Только после вмешательства прокуратуры г. Благовещенска, направившей соответствующие представления и.о. Главного судебного пристава УФССП по Амурской области и главе администрации г. Благовещенска, нарушения закона пресечены, взыскателям предоставлены жилые помещения.
Незаконное решение о прекращении исполнительного производства выявлено органами прокуратуры Калининградской области.
Проверкой 36 исполнительных производств, должником по которым является мэрия г. Кызыла Республики Тыва, установлено их безосновательное окончание. По протестам прокурора г. Кызыла незаконные постановления об окончании исполнительного производства отменены, исполнительные производства возобновлены.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. Нарушения указанных норм законодательства выявлялись органами прокуратуры Удмуртской Республики, Брянской, Курганской, Тульской областей и других регионов.
К примеру, прокуратурой Петуховского района Курганской области в ходе проверки 18 исполнительных производств о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, установлено, что в судебный пристав-исполнитель постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении должнику нового срока для исполнения решения не выносил.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что право частной собственности детей-сирот и лиц из их числа в жилищной сфере ограничивается многочисленными нарушениями.
Неединичными являются факты закрепления за детьми непригодного для проживания жилья, принадлежащего опекунам и родственникам либо коммерческим организациям; отсутствия контроля за состоянием и сохранностью закрепленного за детьми жилья, как муниципального, так и принадлежащего подопечным на праве собственности; непринятия мер к выселению из закрепленных за детьми жилых помещений родителей, лишенных родительских прав, которые приводят занимаемое жилье в непригодное для проживания состояние; отсутствия в статьях расходов бюджетов органов местного самоуправления денежных средств на ремонт закрепленных жилых помещений.
Например, предоставляемые детям-сиротам и лицам из их числа жилые помещения зачастую не отвечают требования безопасности, что является основанием для вмешательства органов прокуратуры в целях защиты прав и законных интересов этой категории граждан.
Например, в одном из районов Республики Башкортостан 16 домов, предоставленные детям-сиротам, не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и техническим нормам для жилых зданий и по заключению специалистов непригодными для проживания. По данному факту в адрес главы администрации района внесено представление об устранении нарушений. Кроме того, проведены строительные исследования, материалы которых направлены в Следственный комитет Российской Федерации по Республике Башкортостан для дачи уголовно-правовой оценки действиям главы администрации муниципального района и застройщика.
Органами прокуратуры Республики Хакасия выявлено 56 жилых помещений, не соответствующих техническим правилам и санитарным нормам, в связи с чем прокурорами заявлен 51 иск по качеству предоставляемого жилья, внесено 2 представления. Кроме того, прокурором республики в связи с ненадлежащим осуществлением государственного контроля со стороны Министерства образования и науки республики за качеством предоставляемого жилья вносилось представление министру образования и науки республики.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Закона № 159- ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Непригодность для постоянного проживания, несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства Российской Федерации влечет признание невозможным проживания в нем детей-сирот.
Между тем, прокурорами выявляются и пресекаются многочисленные факты ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами органов опеки и попечительства, а также администрациями образовательных, социальных и иных организаций, наделенных функциями и полномочиями опекунов, по исполнению ими обязанностей по защите жилищных прав детей-сирот при обеспечении сохранности и правомерности использования жилых помещений.
Указанными органами допускается незаконное проживание посторонних граждан в жилых помещениях, закрепленных за детьми-сиротами, сдача их в аренду за необоснованно низкую плату и без необходимого контроля за перечислением денежных средств, нерегулярное обследование жилья, бездействие при необходимости проведения ремонта, что существенным образом нарушает право собственности детей-сирот. Возможность для защиты прав детей-сирот, в том числе в судебном порядке фактически не используется.
Суммы задолженности за жилье и оплату жилищнокоммунальных услуг, допущенной, как правило, родителями, лишенными родительских прав, и ведущими асоциальный образ жизни, значительны. Например, в Ивановской области сумма задолженности составляет свыше 20 млн. руб., в Амурской области - 9, 9 млн. руб., в Ямало-Ненецком автономном округе - 6 млн. руб. Зачастую необходимого взаимодействия с управляющими компании, ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений не налажено.
К примеру, в г. Иваново после лишения матери родительских прав было закреплено право пользования в жилом помещении за четырьмя детьми, направленными на воспитание в государственное учреждение. Вскоре мать скончалась, оставшийся проживать в квартире отец, привел её в состояние, непригодное для проживания. Образовалась большая задолженность по коммунальным платежам, которые начислялись в том числе и на временно отсутствующих детей. В результате были отключены газ, водоснабжение и электричество. Администрация г. Иваново располагала информацией о разрушении квартиры, однако никаких мер к отцу не принимала, вопрос о его выселении не решала. По результатам рассмотрения представлений, внесенных прокурором Советского района г. Иваново в адрес территориального управления социальной защиты населения по г. Иванову и администрации г. Иваново, дети включены в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, в квартире запланирован ремонт, вопрос о списании задолженности решается в судебном порядке.
Распространенными являются факты несвоевременного установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее закрепленных за ними жилых помещениях (Владимирская, Кировская, Иркутская, Тульская области и другие).
Например, Александровским городским прокурором Владимирской области установлено, что решения об установлении факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях администрацией Александровского района не принимались в отношении 50 лиц, несмотря на то, что основания для этого имелись. В связи с этим прокурором в адрес главы администрации района внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Органами прокуратуры Свердловской области в 9 районах и городах области выявлялись факты незаконного отказа в признании невозможнымпроживания сирот в ранее занимаемых помещениях. В целях восстановления прав граждан указанной категории прокурорами принесено 23 протеста на приказы управлений социальной политики об отказе в признании невозможным проживания граждан в ранее занимаемых помещениях и постановки на учет для предоставления жилья. В суды направлены исковые заявления, которые рассмотрены и удовлетворены.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
Общим для всех регионов является то, что формирование списка ведется уполномоченным органом на основании принимаемых решений о внесении в него соответствующих сведений.
При проверке деятельности уполномоченных органов прокурорами выявлялись факты ненадлежащего ведения списка, связанные с несвоевременным выявлением лиц, подлежащих учету, незаконным отказом во включении в список, незаконным включением и исключением из него, отсутствием должного контроля за работой в этом направлении территориальных органов, ведущих первичный учет.
Нарушение жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа во многом связано с несвоевременной отменой незаконных правовых актов о закреплении жилых помещений, принадлежащих посторонним гражданам, опекунам, родителям, лишенным родительских прав.
К примеру, в Удмуртской Республике в 2013 году опротестовано 67 незаконных постановлений о закреплении за детьми- сиротами жилых помещений. Протесты рассмотрены и удовлетворены. В 2014 году опротестовано 26 подобных постановлений и внесено 2 представления об устранении нарушений закона.
Органами опеки и попечительства, администрациями учреждений для детей-сирот и лиц из их числа допускаются случаи длительного бездействия по инициированию вопроса о включении лиц данной категории в список, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, что ограничивает право собственности указанных лиц.
Например, прокурором г. Донской Тульской области установлено, что жилое помещение одного из воспитанников учреждения для детей-сирот заключением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания. Несмотря на это, с заявлением в орган опеки и попечительства для признания факта невозможности проживания подростка сироты в данном жилье и включения в список администрация учреждения не обращалась, орган опеки и попечительства своевременно данный факт не выявил и не принял мер к устранению нарушения. В связи с этим прокурором внесены представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечены 3 должностных лица.
Особую тревогу вызывают постоянно отмечаемые прокурорами факты длительного нарушения жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа. Например, на учете в целях предоставления жилых помещений свыше 15 лет состоят 230 человек в Вологодской области. Свыше 10 лет ожидают жилье 400 чел. в Вологодской области, 179 чел. в Забайкальском крае, 152 чел. в Брянской области, свыше 5 лет - 671 чел. в Брянской области, 231 чел. в Удмуртской Республике, 55 чел. в Республике Башкортостан.
Основной причиной такого положения является недостаточные бюджетные ассигнования на цели обеспечения жильем из бюджетов различных уровней. Поэтому вполне обоснован вывод о том, что в наибольшей степени право частной собственности в рассматриваемой сфере ограничивается нарушениями, связанными с финансированием соответствующей статьи бюджетных расходов.
К примеру, общая потребность в финансировании в Удмуртской Республике только в 2014 году составляла почти 1,5 млрд. руб. При этом в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 24.12.2013 № 88-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено 191,7 млн. руб., а также субсидия из федерального бюджета в размере 51,2 млн. руб. В Вологодской области на реализацию мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот в 2014 году предусматривалось 178,8 млн. руб. из областного бюджета и 97,8 млн. руб. из федерального бюджета, что позволило бы решить проблему с жильем лишь 250 человек из 2 тыс. нуждающихся в нем.
Нельзя не отметить, что инициативность и принципиальность прокуроров ряда субъектов Российской Федерации в вопросах защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа способствовали увеличению бюджетных ассигнований регионов на цели обеспечения жильем этой категории граждан (республики Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский края, Астраханская, Владимирская, Иркутская, Курганская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и другие). Так, заинтересованность прокуратуры Волгоградской области в разрешении жилищных проблем детей-сирот в условиях максимального сокращения расходов областного бюджета способствовала сохранению в 2015 году финансирования мероприятий по обеспечению их жильем в объеме 724,6 млн. руб., а также формированию реестра земельных участков для строительства жилых домов для детей-сирот на территории 8 районов области, формированию маневренного жилищного фонда.
Прокуратурой Республики Мордовия путем направления отрицательного заключения в Государственное Собрание Республики Мордовия предотвращено принятие республиканского закона, предусматривающего объем финансирования, недостаточный для обеспечения жильем детей-сирот в 2015 году. В результате объем бюджетных средств увеличен на 100 млн. руб.
В Свердловской области на учете для получения жилья по состоянию на 01.01.2014 состоит 5260 детей-сирот, из которых у 2540 чел. это право возникло, но не реализовано. Прогнозным планом расходов на 2014 год в бюджете Свердловской области на цели обеспечения жильем детей-сирот предусматривались финансовые средства в размере 436 млн. руб. Прокуратурой Свердловской области в порядке ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Губернатору
Свердловской области направлялись информации о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на увеличение бюджетного финансирования. По результатам их рассмотрения Законом Свердловской области от 09.12.2013 № 125-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на обеспечение жильем детей-сирот в 2014 году предусмотрен 1 млрд. руб.
По результатам рассмотрения актов реагирования прокуратуры Астраханской области дополнительно выделены денежные средства в размере более 10 млн. рублей на расходы, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, для исполнения вступивших в законную силу судебных решений - более 17 млн. рублей, что позволило увеличить количество обеспеченных жильем лиц с 62 до 106.
По итогам рассмотрения информации прокуратуры Волгоградской области органам местного самоуправления на реализацию государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот из областного бюджета предусмотрено выделение свыше 367 млн. рублей для приобретения жилых помещений 379 гражданам данной категории.
Принимая во внимание, что в бюджете Республики Татарстан не были заложены денежные средства на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, прокуратурой республики был проинформирован Президент Татарстана. В результате на финансирование данных мероприятий было выделено 50 млн. рублей. В последующий период о недостаточности денежных средств был поставлен в известность Кабинет Министров республики, который принял решение об увеличении данных расходов в два раза, до 106600 тыс. рублей.
Однако при явно недостаточном финансировании зачастую расходование соответствующих бюджетных средств не является эффективным.
К примеру, прокурором Ставропольского края отмечено, что из запланированных на обеспечение жилыми помещениями для данной категории граждан в 2013 году 317 млн. руб. Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства края израсходовано только 256 млн., остались нереализованными 61 млн. руб., на которые возможно было приобрести около 80 жилых помещений. По данному факту прокуратурой края внесено представление Министру строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, по результатам его рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Полагаем поэтому, что в условиях недостаточности выделяемых бюджетных средств, при осуществлении надзора за исполнением законов о защите права частной собственности детей-сирот и лиц из их числа в жилищной сфере прокурорам следует обращать особое внимание на соблюдение целевого характера их расходования, выявлять факты несвоевременного оформления органами государственной власти регионов, местного самоуправления документации, необходимой для объективного расчета сумм бюджетных средств и доведения финансирования до его надлежащих получателей. Необходимо проверять полноту и обоснованность лимитов расходных обязательств с учетом плановых финансовых периодов, достаточность закладываемого финансирования и его соответствие имеющимся потребностям в данной сфере.
Например, прокурорскими проверками в Республике Бурятия вскрыты многочисленные нарушения законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере. В деятельности министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики при исполнении функции государственного заказчика по объектам капитального строительства жилья для детей-сирот и по приобретению такого жилья выявлены нарушения закона при освоении субсидии из средств республиканского бюджета в размере около 60 млн. руб. В 6 районах республики установлены нарушения при строительстве жилья для детей-сирот, выразившиеся в строительстве объектов при отсутствии правоустанавливающих документов на земельные участки, разрешений на строительство, нарушении подрядчиками сроков строительных работ, проведении работ ненадлежащего качества. Изложенное явилось основанием для внесения представления в адрес руководителя указанного ведомства.
Прокуратурой Свердловской области для отслеживания ситуации по обеспечению жильем детей-сирот организовано регулярное поступление информации из ГКУ «Фонд жилищного строительства» о количестве заключенных государственных контрактов на строительство (приобретение) жилых помещений, введенного в эксплуатацию и переданного гражданам жилья, о количестве судебных решений о предоставлении жилья и их исполнении для каждого муниципального образования отдельно. В связи с ненадлежащим осуществлением данным учреждением контроля за сроками исполнения государственных контрактов на строительство (приобретение) жилья, несвоевременным ведением претензионной исковой работы прокуратурой области внесено представление губернатору области.
По сведениям Министерства финансов Российской Федерации, из года в год имеется существенный остаток не использованных субъектами Российской Федерации средств субсидий из федерального бюджета. Только на конец 2014 года такой остаток составил 572,8 млн. руб.
Подобная ситуация во многом является следствием ненадлежащей организации работы региональных органов государственной власти по обеспечению жильем детей-сирот и требует принципиальной оценки со стороны органов прокуратуры.
В связи с этим полагаем, что приоритетом в деятельности прокуроров должно быть осуществление действенного надзора в сфере финансовой составляющей государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, за своевременностью и достаточностью планируемых бюджетных ассигнований, качественным использованием имеющихся материальных ресурсов.
На основе комплексного анализа состояния законности прокурорам целесообразно использовать иные, помимо судебной, формы организации работы по защите жилищных прав детей-сирот. Представляется, что оперативному выявлению и устранению нарушений бюджетного законодательства, препятствующих реализации права собственности детей-сирот и лиц из их числа в жилищной сфере, будет способствовать обеспечение влияния прокуроров на бюджетные процессы регионов, в том числе посредством участия в совместных с органами государственной власти рабочих группах, межведомственных совещаниях, использования права законодательной инициативы, правотворческой деятельности и др.
Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что вопросы соблюдения жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа находятся на постоянном контроле органов прокуратуры субъектов Российской Федерации. В целях выявления и устранения нарушений законодательства анализируется состояние законности в данной сфере, проводятся проверки в органах местного самоуправления, в том числе по исполнению переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц, целевого использования выделенных денежных средств, исполнения судебных постановлений. О выявленных нарушениях и недостатках информируются главы регионов, руководители законодательных и исполнительных органов власти, при необходимости принимаются меры прокурорского реагирования. Наиболее проблемные вопросы обсуждаются на коллегиях прокуратур, межведомственных совещаниях, в рамках «круглых столов» и рабочих групп.
Так, органами прокуратуры Калининградской области состояние законности и практика прокурорского надзора в данной сфере анализируется ежеквартально.
Проверками в районах Чувашской Республики были выявлены случаи приобретения непригодных для проживания жилых помещений, за что главы соответствующих сельских поселений осуждены по ч. 2 ст. 285 УК РФ к наказанию в виде 2 лет лишения свободы условно и лишены права занимать должности в государственных органах и органах местного самоуправления, связанных с исполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. По искам прокуроров сделки купли-продажи признаны недействительными, жилищные права детей восстановлены.
Незаконные действия по распоряжению бюджетными средствами, а именно случаи подписания актов о приемке жилых помещений без введения их в эксплуатацию и окончания строительных работ выявлены и в других районах Чувашской Республики. Так, в бюджеты администраций ряда сельских поселений Порецкого района из бюджета Чувашской Республики на строительство индивидуальных жилых домов для детей-сирот и лиц из их числа поступили денежные средства на общую сумму свыше 2,9 млн. руб. Муниципальные контракты на строительство четырех жилых домов администрациями сельских поселений заключены с ООО, которое свои обязательства в установленный срок на выполнило, строительство завершено не было. Стоимость невыполненных и незавершенных работ составила более 226 тыс. руб. Несмотря на это главы администраций неправомерно подписали фиктивные акты приемки законченного строительства и распорядились произвести расчет с ООО в полном объеме. По результатам проверки прокуратурой в адрес глав администраций сельских поселений внесены представления об устранении нарушений закона, в порядке п. 2 ч.2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 3 ст. 160, ч. 2 ст. 285,
ч. 2 ст. 292 УК РФ виновных лиц соответствующие материалы направлены в межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Чувашской Республике.
Администрацией муниципального образования г. А... приобретены 28 не пригодных для проживания квартир на сумму 28 млн.
рублей. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении начальника управления образования администрации г А... по ч. 1 ст.293 УК РФ. Главе муниципального образования г. А. внесено представление, жилые помещения приведены в пригодное для проживания состояние.
Прокуратурой Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа по обращению сироты установлено, что в связи со смертью родителей он с 12 лет проживал в детском доме. Затем был призван на службу в Вооруженные силы Российской Федерации, вернувшись с которой обратился в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении жилого помещения, однако в предоставлении жилья ему отказано. В целях защиты прав сироты прокуратурой в Березовский районный суд направлено исковое заявление о возложении обязанностей на муниципальные власти предоставить сироте жилое помещение, отвечающее установленным требованиям. Производство по гражданскому делу по иску прокурора прекращено в связи с добровольным исполнением исковых требований. В настоящее время сироте предоставлено благоустроенное жилое помещение.
Таким образом, анализ результатов имеющейся практики свидетельствует о том, что прокуратурами субъектов Российской Федерации применяется весь комплекс предусмотренных законом мер в целях защиты прав детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение жильем. Основная работа проводится по следующим направлениям: влияние на формирование расходной части бюджетов регионов, целевое, своевременное и результативное освоение органами местного самоуправления бюджетных средств, анализ регионального законодательства, гражданско-правовая защита нарушенных прав детей и лиц из их числа, и исполнение судебных постановлений.
[1] «Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан в 2014 г.».
|