В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг», Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», на внеочередное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют право ветераны Великой Отечественной войны.
Практически во всех муниципальных образованиях имеются огромные очереди граждан, состоящих в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти очереди постоянно пополняются людьми, по той или иной причине утратившими свой социальный статус (дети-сироты; пострадавшие от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; лица, имеющие хронические заболевания; малообеспеченные многодетные семьи; т.д.). Например, к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являются граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, включенных в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378; с различными формами инвалидности, в том числе в связи с заболеваниями, полученными при исполнении обязанностей военной службы, связанных ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») и др.
Однако в условия когда имеется бюджетный дефицит средств на фоне постоянного повышения цены на жильё, своевременное исполнение государственных обязательств становится затруднительным, в результате чего нарушается конституционно гарантированное право на жилье. Как следствие, граждан, перед которыми эти обязательства не исполнены, вносят в реестры, а попросту они составляют очередь льготников. «Очередь внеочередников» - к сожалению, такое понятие прочно входит в обиход. Неприемлемость такой ситуации очевидна, поскольку одним из ключевых направлений оценки качества жизни населения является его жилищнобытовое обеспечение. Безусловно, решение значительной части проблем в этой сфере требует финансовых средств, вместе с тем ряд нарушений прав можно избежать при неукоснительном соблюдении норм действующего законодательства. Поэтому, безусловно, возрастает роль прокурора, осуществляющего надзор за точным исполнением этих норм. Не случайно, практика свидетельствует о том, что средствами прокурорского надзора зачастую удается эффективно помочь гражданам в реализации конституционно гарантированного им права собственности в жилищной сфере.
Так, по иску прокурора г. Березники Пермского края защищены права собственности в жилищной сфере гражданина - участника ликвидационных мероприятий последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получившего 2 группу инвалидности бессрочно, в результате заболевания полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Несмотря на то, что заявитель в апреле 2013 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, до мая 2015 г. он и совместно проживающие с ним близкие родственники жильем не обеспечены. Действуя в защиту прав данного гражданина и его семьи, прокурор города направил в суд исковое заявление об обязании Администрации города Березники признать членами семьи истца его супругу, дочь, зятя и 2-х внуков, как участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС для получения государственного жилищного сертификата. Решением Березниковского городского суда иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
Семеновская городская прокуратура (Вологодская обл.)[1] добилась восстановления прав местных жителей, являющихся инвали
дами, на обеспечение мерами социальной поддержки для приобретения жилья, после проведения проверки по обращениям местных жительниц - матерей о нарушении жилищных прав их сыновей 19 и 20 лет, являющихся инвалидами с детства, страдающих хроническими заболеваниями, включенными в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Министерством социальной политики Нижегородской области, уполномоченным на обеспечение инвалидов выплатой на строительство или приобретение жилого помещения, такая выплата им предоставлена не была. В связи с этим, городской прокурор обратился к Министерству социальной политики Нижегородской области в Нижегородский районный суд г. Н.Новгорода с исковыми заявлениями об обязании предоставить инвалидам единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако решениями Нижегородского районного суда в удовлетворении требований прокурора отказано в полном объеме. Не согласившись с указанными решениями суда, городским прокурором были принесены апелляционные представления. 09 декабря 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда согласилась с позицией городского прокурора, отменила решения районного суда, удовлетворив исковые заявления и апелляционные представления прокуратуры. Благодаря принципиальной позиции прокуратуры право собственности жителей было восстановлено.
По иску прокурора Юрлинского района Пермского края администрация муниципального района обязана выдать члену семьи участника Великой Отечественной войны жилищный сертификат88. Установлено, что с декабря 2013 состоит на учете на получение жилищного сертификата член семьи умершего участника Великой Отечественной войны 1941- 1945, при этом заявитель является инвалидом с детства. Между тем, должностными лицами районной администрации в нарушение требований Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» от 07.05. 2008 № 714 до 2015 г. вопрос о предоставлении жилья данному гражданину решен не был. Действуя в защиту жилищных и имущественных прав заявителя, прокурором в суд направлено исковое заявление с требованием обязать администрацию Юрлинского муниципального района за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, предоставить денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата. Решением Юрлинского районного суда иск прокурора удовлетворен.
Следует отметить, что предоставление законно положенного жилья зачастую осуществляется в виде субсидий на его приобретение или улучшение жилищных условий. В связи с этим проблемной областью, затрагивающей право частной собственности граждан в жилищной сфере, является получение государственной поддержки, в том числе, в виде безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, что является одной из мер социальной поддержки определенных категорий граждан (инвалидов, ветеранов, молодых специалистов и т.д.). Например, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданин, получивший инвалидность вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и члены его семьи имеют право на получение мер социальной поддержки, в том числе и на улучшение жилищных условий.
Органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение подобного рода выплат, как правило, являются региональные Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства социальной политики, Министерства социального развития и др. Однако зачастую законная выплата указанным
категориям граждан Министерством не предоставляется. Поэтому на протяжении последних лет проблема нарушения прав собственности граждан в рассматриваемой сфере зачастую находит разрешение только после вмешательства органов прокуратуры.
Например, только после вмешательства прокуратура г. Ново- чебоксарска (Чувашская Респ.) 92-летнемо участнику Великой Отечественной войны был выделен сертификат на приобретение жилого помещения[2]. Установлено, что с ноября 2014 года он состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилого помещения в собственность ему не были предоставлены. В защиту прав участника Великой Отечественной войны прокуратура направила в Новочебоксарский городской суд исковое заявление об обязании Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Решением городского суда требования прокурора удовлетворены, в 2015 г. участнику Великой Отечественной войны выдан жилищный сертификат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Ленинский районный суд города Перми рассмотрел иск прокурора Осинского района к Министерству социального развития Пермского края о признании незаконным отказа в предоставлении вдове участника Великой Отечественной войны субсидии на приобретение жилого помещения[3]. Установлено, что Министерство социального развития Пермского края обосновало данный отказ тем, что супруг заявительницы принимал участие в военных действиях с Японией в период с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года, которые не подпадают под действие Федерального закона от 12.01.1995 N° 5-ФЗ «О ветеранах». Между тем, данный нормативный акт приравнивает участников данных боевых действий к категории ветеранов Великой Отечественной войны и распространяет на них применение указанных социальных льгот. Решением суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, суд обязал ответчика выплатить вдове ветерана Великой Отечественной войны субсидию на приобретение жилого помещения.
Прокурор Республики Саха (Якутия) в интересах 3 лиц обратился в Якутский городской суд с заявлениями об оспаривании решения республиканской Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета91. Как установлено проведенной проверкой, Комиссия, созданная при Правительстве Республики Саха (Якутия), отказала 3 гражданам, один из которых является ветераном боевых действий, а двое инвалидами, во включении в реестр ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение об отказе принято Комиссией без законных на то оснований. В связи с нарушением прав и охраняемых законом интересов социально незащищенных граждан, прокурор республики обратился в суд. Якутский городской суд 26.06.2014 г. удовлетворил требования прокурора в полном объеме и признал решения Комиссии незаконными и обязал включить указанных лиц в республиканский реестр с целью последующего предоставления им социальной выплаты на приобретение жилья за счет бюджетных средств. Не согласившись с решениями суда, Правительство Республики Саха (Якутия) обратилось с апелляционными жалобами в вышестоящий суд. Верховный суд Республики Саха (Якутия), рассмотрев 25.08.2014г. гражданские дела в апелляционном порядке, отклонил жалобы и оставил решения Якутского городского суда без изменения.
Следует отметить, что в данной сфере действенной мерой является не только обращение прокурора в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав граждан, но и внесение представлений об устранении нарушений.
Так, Мценской межрайонной прокуратурой Орловской обл.[4] по поступившему обращению местного жителя проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения при исполнении программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы». Установлено, что семью заявителя необоснованно не включили список молодых семей, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья. В связи с этим прокурор внес главе администрации г. Мценска представление, по результатам рассмотрения которого главный специалист отдела по работе с молодежью, физической культуре и спорту администрации г. Мценска привлечен к дисциплинарной ответственности. В настоящее время выявленные нарушения устранены, семья заявителя включена в список молодых семей, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилья.
Во Владимирской области прокуратура защитила жилищные права 93-летней вдовы участника Великой Отечественной войны[5] - Юминовой В.Ф. В феврале 2013 года постановлением главы муниципального образования город Курлово пенсионерка была снята с учета нуждающихся в жилье. Указанное решение было мотивировано тем, что общая площадь дома, в котором она проживает, соответствует установленным нормативам. Вместе с тем, прокуратурой установлено, что Юминова В.Ф. не являлась собственником указанного помещения. Более того, здание находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствуют канализация и горячее водоснабжение, требует ремонта кровельное покрытие. Для защиты прав пенсионерки прокурор главе муниципального
образования Гусь-Хрустальный район внес представление, в котором поставлен вопрос о постановке ее на учет нуждающихся в жилье. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Вдова ветерана Великой Отечественной войны признана нуждающейся в жилье, ей перечислены денежные средства для его строительства или приобретения.
[1] http://proc-nn.ru/ru/news/?nid=6186&a=entry.show
[2] http://chuvprok.gov.ru/news.php?id=2286400
[3] http://prokuror.perm.ru/news/2014/05/14/6631/
[4] http://www.prokuratura-orel.ru/news echo.php?id news=4222
[5] http://vladprok.ru/vo-vladimirskoi-oblasti-prokuratura-zaschitila-zhilischnve-prava-93- letnej-vdovv-uchastnika-velikoi
|