Неединичными являются факты ограничения права собственности граждан в жилищной сфере незаконными действиями или бездействием органов Росреестра при регистрации права собственности на жилье. Как отмечалось выше, в соответствии с гражданскими законодательством (ст. 131 ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Как свидетельствует практика органами Росреестра зачастую нарушается установленный порядок регистрации, что негативным образом сказывается на возможности реализации гражданами своего права собственности. Например, в органы Росреестра из «Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» направляются документы гражданина на регистрацию права собственности. В соответствии с регламентом предоставления государственной услуги «Регистрация права собственности на недвижимое имущество» данная услуга предоставляется в течение 10 рабочих дней. Результатом предоставления данной услуги является регистрация права собственности, отказ в регистрации либо решение о приостановлении государственной регистрации прав, принятое в соответствии с положениями Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.2015 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с Порядком взаимодействия между МФЦ и Росрее- стром, принятое решение на бумажном носителе в двухдневный срок направляется в МФЦ для выдачи заявителю. Между тем, в нарушение указанного Порядка, органы Росреестра, осуществля
ющие функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в предусмотренный законом срок зачастую не осуществляют предусмотренных законом действий (не осуществляют регистрацию права собственности, не отказывают в такой регистрации, не направляют соответствующие документы в МФЦ).
Так, в результате проведенной Тосненской городской прокуратурой Ленинградской области108 проверки исполнения законодательства об организации предоставления государственных услуг должностным лицом Тосненского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области установлено, что в указанный отдел из «Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг» филиал «Тосненский» направлены документы гражданина на регистрацию права общей долевой собственности. В нарушение требований действующего законодательства, Тосненский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области в предусмотренный законом срок не осуществил регистрацию права собственности и не отказал в такой регистрации, не направил соответствующие документы в Тосненский МФЦ. В связи с этим прокурор в отношении и.о. начальника Тосненского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области возбудил дело об административном правонарушениипо ч.1 ст. 5.63 КоАП РФ и направил материалы мировому судье судебного участка № 74 по Тосненскому району Ленинградской области.
Распространенными являются факты нарушения права владения, распоряжения, пользования гражданами объектами собственности в жилищной сфере незаконными действиями судебных приставов-исполнителей. При этом нарушенные права граждан зачастую восстанавливается лишь благодаря усилиям органов прокуратуры.
Так, прокуратура г. Калуга провела проверку в отношении бывшего судебного пристава - исполнителя, вынесшего постановление о запрете совершения сделок по квартире, находящейся в собственности гражданина109. Проверкой установлено, что исполнительного производства, в котором должником являлся бы пострадавший, в отделе судебных приставов города Калуги не было. Оснований, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» для наложения ареста на квартиру у судебного пристава не имелось. Вместе с тем, постановление судебного пристава - исполнителя о запрете совершения сделок было исполнено Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. В результате собственник помещения был лишен возможности распоряжаться личным имуществом. Согласно статье 286 Уголовного кодекса РФ, совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства, влечет уголовную ответственность.
Таким образом, судебный пристав - исполнитель, являясь должностным лицом, превысила свои должностные полномочия, что привело к нарушению прав собственника. Прокуратура города направила материалы проверки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ руководителю следственного отдела по г. Калуга Следственного управления Следственного комитета России по Калужской области для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам проверки следственным комитетом возбуждено уголовное дело по статье 286 УК РФ.
В настоящее время усилена роль органов прокуратуры в защите права собственности граждан в сфере жилищно — коммунального хозяйства. Деятельность прокурора направлена на защиту прав частных собственников помещений в жилых домах, владельцев как квартир, так и нежилых помещений, в которых ведется коммерческая деятельность.
В данной сфере наиболее распространенными мерами являются принесение протеста на незаконные нормативные правовые акты или обращение в суды с заявлениями об оспаривании незаконных нормативных правовых актов, поскольку нарушения права собственности как правило допускаются органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, а также внесение уполномоченным органам представлений об устранении нарушений. Зачастую незаконными правовыми актами устанавливаются необоснованные тарифы на услуги предприятий ЖКХ. Весьма распространены неправомерные действия управляющих компаний, не обеспечивающих должную сохранность, ремонт общего имущества собственников многоквартирных жилых домов, рациональное использование денежных средств, полученных от жильцов в качестве оплаты за оказанные услуги.
Например, в ходе проверочных мероприятий прокуратурой Об- лученского района Еврейской автономной обл. в деятельности управляющей компании выявлены нарушения в части ненадлежащего содержания имущества собственников в многоквартирном доме110. Установлено, что уборка подъездов не осуществляется; шиферная кровля жилого дома имеет многочисленные сколы и трещины, в результате чего происходит увлажнение стен дома дождевой и талой водой. По данному факту в адрес управляющей компании МУП «Единый заказчик» прокуратурой района внесено представление. За нарушение правил содержания и ремонта жилых домов в отношении директора предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7. 22 КоАП РФ.
Многочисленными являются факты неполучения по вине управляющих компаний гражданами оплаченных ресурсов, несоблюдение порядка содержания и текущего ремонта общедомового имущества, необоснованное взимание платы за коммунальные услуги в повышенном размере, недостатки при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, ненадлежащее качество предоставляемых коммунальных услуг.
Всё это создает препятствия в надлежащем использовании собственником принадлежащей ему частной собственности - жилого помещения.
Кроме того, результатами таких нарушений может стать незаконное лишение граждан своего имущества как в виде денежных средств и недвижимого имущества в случаях, если недобросовестные действия управляющей компании могли привести к разрушению недвижимости.
Следует подчеркнуть, что участие прокурора в восстановлении нарушенных прав в жилищно-коммунальной сфере обусловлено различием между «неопределенным кругом лиц» и «значительным числом граждан». Этот критерий является ключевым для определения возможности подачи иска прокурором в защиту прав собственников. Например, жильцы многоквартирного дома, которым неверно рассчитана плата за установку приборов, не признаются неопределенным кругом лиц, а прокурор - не имеющим право выступать от их имени без их заявлений в связи с тем, что собственников (арендаторов) помещений в жилом доме можно точно установить.
В то же время ненадлежащее содержание электропроводки в многоквартирном жилом доме может повлечь возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Мотивом, по которому прокурор будет иметь право защищать жильцов и собственников помещений в данном случае является тот факт, что группа лиц, в защиту которой прокурором подается заявление, подвержена постоянной ротации в виде сменяемости жителей в многоквартирном доме и невозможности определить временно находящихся по каким-либо причинам граждан в данном доме.
Также данный критерий является ключевым в случае недобросовестности управляющей организации в части начисления платы за услуги по содержанию недвижимого имущества. В данной ситуации речь идет о защите определенного круга лиц - собственников помещений в многоквартирном доме, которые являются сторонами частного правоотношения по предоставлению услуг
Указанные критерии должны быть определяющими и при принятии решения прокурором о принятии иных мер прокурорского реагирования, кроме обращения в судебные органы.
В Ленинградской области судами удовлетворено 156 исков Волховской городской прокуратуры об обязании управляющих организаций произвести текущий ремонт подъездов многоквартирных жилых домов.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре рядом управляющих компаний в течение длительного времени в состав платы за содержание и ремонт жилых домов включалась плата за ремонт несуществующих детских спортивных площадок. По представлениям прокурора г. Сургута жителям домов произведен перерасчет, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Нарушения права частной собственности в сфере ЖКХ в ряде случае носят уголовно-наказуемый характер. Зачастую это хищение или присвоение денежных средств собственников многоквартирных домов.
Так, в ходе проведения прокуратура Медведевского района Республики Марий Эл проверку соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства[1] при проведении капитального ремонта многоквартирных домов на территории района установлено, что ООО «Альянс-Сервис» в рамках заключенных договоров с Республиканским фондом капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Марий Эл провело работы по капитальному ремонту дома. Акты приемки выполненных работ по ремонту многоквартирных домов подписаны в ноябре 2014 года. В ходе проведенной прокурорской проверки выявлено отсутствие ряда выполненных работ. При этом денежные средства за данные работы были оплачены в полном объеме. Материалы проверки прокурор в порядке ст. 37 УПК РФ направил в органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.159 УК РФ (мошенничество).
В ходе проверки ряда ТСЖ городского округа, проведенной Борской городской прокуратурой Нижегородской обл. с целью выявления преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства[2] установлено, что бывший председатель одного из ТСЖ, используя свое служебное положение, присваивал денежные средства собственников многоквартирного дома. Он получал от собственников жилого дома денежные средства, на которые выдавались приходно-кассовые ордера но не оприходовались в кассе ТСЖ. По результатам проверки городской прокуратурой в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ вынесено постановление о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании. Следователем возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения).
[1] http://proc.gov12.ru/sfera-zhkkh/item/2403-85.html
[2] http://proc-nn.ru/ru/news/?nid=5404&a=entrv.show
|