Правоотношения, участниками которых являются владельцы транспортной инфраструктуры, возникают из гражданско-правовых договоров. Действующее законодательство предусматривает возможность, а в некоторых случаях и обязательность заключения такого договора. Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления имуществом железнодорожного транспорта» определен перечень имущества, которое ОАО «РЖД» с согласия Правительства РФ вправе передавать в залог, а также распоряжаться иным образом объектами транспортной инфраструктуры, что допускает существование нескольких владельцев инфраструктур на железнодорожном транспорте. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» одним из основных требований, предъявляемых к владельцам инфраструктур, является обязанность заключить со всеми владельцами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения, обеспечивающие согласованность действий сторон при осуществлении перевозок по территории нескольких транспортных инфраструктур.
Необходимость согласования деятельности владельцев транспортных инфраструктур в настоящее время существует на всех видах транспорта в связи с появлением большого количества частных перевозчиков. Например, на воздушном транспорте частные авиакомпании просто не в состоянии обойтись без согласованной работы диспетчерских служб, принадлежащих различным владельцам инфраструктур (аэропортов).
Показательными в этом плане являются нормы Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 16 названного Закона операторы морских терминалов (морской терминал — совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров) и иные владельцы технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры морского порта обязаны заключать между собой соглашения, существенными условиями которых являются организация и обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, ответственность сторон, в том числе ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров оказания соответствующих услуг в морском порту, перед пользователями.
Вместе с тем в действующем законодательстве имеются примеры установления императивной обязанности перевозчика заключать при осуществлении перевозки в прямом смешанном сообщении договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры и согласовать такую перевозку со всеми владельцами инфраструктур, которые участвуют в осуществлении перевозки (абз. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации»).
Итак, при необходимости осуществления перевозки грузов с использованием нескольких транспортных инфраструктур складываются два вида отношений:
— между перевозчиком и владельцами транспортных инфраструктур;
— между владельцами транспортных инфраструктур.
Первый вид отношений строится на возмездной основе согласно договорам оказания услуг. При этом перевозчик, являющийся заказчиком услуг, обязан их оплатить. Что касается второго круга отношений, то он строится на безвозмездной основе. Владельцам транспортных инфраструктур нет нужды платить друг другу, поскольку оплату за данные услуги уже произвел перевозчик. При этом ни один владелец инфраструктуры не выполняет в отношении другого каких-либо работ, не оказывает ему услуг, не передает имущество. На основании договора между владельцами транспортных инфраструктур стороны организуют свою деятельность в целях обеспечения перевозки грузов. Между сторонами складываются организационные правоотношения, которые по своей правовой природе являются неличными неимущественными. Конечно же, можно проследить их правовую связь с имущественными отношениями. Так, при определении цены воздушного чартера большое значение имеют условия коммерческих соглашений между авиапредприятиями.
ДОГОВОР МЕЖДУ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ТРАНСПОРТНЫХ ИНФРАСТРУКТУР — это соглашение, в соответствии с которым владельцы различных инфраструктур обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах перевозчика, направленные на обеспечение оказания услуг по пользованию несколькими объектами транспортной инфраструктуры.
Предметом данного договора является организация владельцами транспортных инфраструктур имущественных правоотношений по использованию перевозчиком инфраструктуры. Речь идет об организации диспетчерского управления перевозочным процессом, технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и других объектов, обмена парков локомотивов, вагонов и иного подвижного состава.
Договоры между владельцами транспортных инфраструктур не устанавливают обязанности сторон в будущем заключить основной договор, а также не предполагают формирования условий будущих договоров. Они направлены на организацию отношений владельцев транспортных инфраструктур в рамках правоотношения, возникшего из этого же договора.
Рассматриваемый договор является консенсуальным, безвозмездным, двусторонним, взаимным. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством его следует признать публичным.
Из определения договора следует, что субъектами данного договора являются владельцы транспортных инфраструктур.
Действующее транспортное законодательство применительно к различным видам транспорта определяет их по-разному.
Поскольку в качестве владельцев транспортных инфраструктур выступают коммерческие юридические лица либо индивидуальные предприниматели, то договор должен быть заключен в простой письменной форме. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» существенными условиями договоров между владельцами транспортных инфраструктур являются:
— организация диспетчерского управления перевозочным процессом;
— порядок технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава, объектов энергетики и других объектов;
— регулирование обменных парков локомотивов, вагонов, мотор-вагонного подвижного состава;
— ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении, перед перевозчиками.
Содержание договора составляют права и обязанности сторон. Особенностью любого организационного договора является то, что обязанности контрагентов являются не только встречными, но и тождественными. Обусловлено это тем, что такие договоры направлены на достижение общей цели сторон. Так, например, согласованное диспетчерское управление перевозочным процессом одновременно является обязанностью каждой из сторон и играет важную роль, поскольку непосредственно связано с безопасностью перевозок.
Для организации диспетчерского управления при пользовании смежными инфраструктурами прежде всего необходимо понять, какие диспетчерские действия должны согласовать между собой владельцы этих инфраструктур. Перечень таких действий зачастую предопределен соответствующими нормативными правовыми актами. Безусловно, порядок взаимодействия двух диспетчерских служб по выполнению перечисленных выше обязанностей должен найти отражение в условиях договора между владельцами соответствующих транспортных инфраструктур.
Сторонами договора должен быть определен порядок технического обслуживания и эксплуатации транспортных средств, объектов энергетики и других объектов. Бесперебойное обеспечение перевозочного процесса зависит от согласованности действий владельцев инфраструктур.
Перевозчик обязан согласовать заявку грузоотправителя с первым владельцем транспортной инфраструктуры, который, в свою очередь, согласовывает заявку с владельцами инфраструктур, задействованных в обеспечении перевозки. Поэтому условия заявки, а также нормы закона, регулирующие порядок подачи и акцепта заявки, оказывают влияние на содержание договора между владельцами транспортных инфраструктур. Порядок приема заявок отправителя на подачу вагонов под погрузку установлен Правилами приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 27 июля 2015 г. № 228).
Представляется, что свои обязанности владельцы транспортных инфраструктур должны выполнять лично. Характер организационных договоров исключает возможность возложить свои обязанности на третьих лиц даже с разрешения клиента.
Гражданско-правовая ответственность по договору определяется соглашением сторон и обусловлена неимущественным характером договорных отношений.
|