Под территорией (от лат. terra — земля, суша) в международном праве принято понимать различные пространства земного шара (его сухопутную, водную поверхности, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Все эти виды территорий представляют собой пространственную сферу действия норм международного права.
Территориальные проблемы издавна играли важнейшую роль в международных отношениях и дипломатии, поскольку любая территория — это одновременно и пространство, и сфера жизнедеятельности того или иного государства, народа, общества, предоставляющая им средства к существованию. Так, один из древнейших известных науке международных договоров — договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма (около 3100 г. до н.э.) — подтверждал существовавшую между ними государственную границу и провозглашал ее неприкосновенность[1] [2]. Развитие цивилизации, средств производства и коммуникаций сделало возможным активное использование пространств, не входящих в традиционно понимаемую сухопутную территорию государств. Прежде всего это освоение пространств и объектов открытого моря, затем — воздушного пространства, Арктики и Антарктики. Наконец, со второй половины ХХ в. человечество перешло к все более уверенному использованию космического
пространства. Соответственно стали создаваться нормы, оформляю-
2
щие международно-правовой режим новых осваиваемых территорий ;
этот процесс продолжался до последнего времени. В качестве примера приведем подписанный 24 марта 1992 г. в Хельсинки 24 государствами так называемый Договор по открытому небу, имеющий своей целью обеспечить государствам-участникам возможность совершать облеты воздушных территорий друг друга для наблюдения за проводимой ими военной деятельностью[3] [4].
В зависимости от особенностей правового режима все пространства Земли, космическое пространство, включая находящиеся в нем Луну и другие небесные тела, принято подразделять на три вида:
государственная территория;
пространства с международным правовым режимом;
пространства со смешанным правовым режимом2.
Следует отметить, что зарубежными представителями науки международного права дается и более широкий перечень видов территорий. Так, например, известный английский юрист-международник Я. Броун- ли различал следующие виды территорий по их правовому режиму: территориальный суверенитет; территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группы государств и которая имеет свой собственный статус (например, подмандатные и подопечные территории); res nullius (ничейная территория) и res communis (территория, принадлежащая всем)[5]. Однако на сегодняшний день такая классификация не является актуальной в связи с практическим отсутствием территорий, которые можно было бы отнести к подопечным или подмандатным, а равно ничейных территорий.
Территория государства — это его сухопутные, водные и воздушные пространства, а также недра под ними, в пределах которых государство осуществляет свою суверенную власть и юрисдикцию.
Пространства с международным правовым режимом, напротив, характеризуются тем, что на них не распространяются суверенные права ни одного государства, вследствие чего они находятся в общем пользовании всего человечества (для их обозначения некоторыми авторами используется термин «международная территория общего пользования»). Традиционно к ним относят открытое море и воздушное пространство над ним, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство с находящимися в нем небесными телами, Антарктику и воздушное пространство над ней.
Третью группу составляют пространства со смешанным правовым режимом (к ним относят континентальный шельф и морскую экономическую зону), которые не входят в состав государственных территорий и не находятся под полным суверенитетом государств, но примыкающие к ним (прибрежные) государства осуществляют там ряд своих суверенных прав на разведку и разработку их природных ресурсов, а также на охрану природной среды этих районов[6] [7]. Объем и содержание этих прав определяются как нормами международного права (в частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.), так и законодательством прибрежных государств.
[1] Курс международного права. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. С. 34.
во: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М.: Международные отношения, 1995. С. 71; Зотова О.В., Колосов Ю.М. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности // Московский журнал международного права. 2001. № 2. С. 204-208; Международное публичное право: Учебник для бакалавров / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. С. 544-546. Иногда в международных соглашениях наряду с ним применяется термин «правовой статус» той или иной территории (см. преамбулу, ст. 34, 55, 78 и др. Конвенции ООН по морскому праву // Действующее международное право. В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М., 1996. Т. 3. С. 322-455).
[3] Московский журнал международного права. 1993. № 2. С. 129-156.
[4] Международное право: Учебник / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: Юрайт, 2011. С. 164; Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 574.
[5] Броунли Я. Указ. соч. С. 173.
[6] Данное обстоятельство позволило некоторым авторам сделать вывод, что исключительная экономическая зона и континентальный шельф не относятся к территориям со смешанным режимом (см.: Международное публичное право: Учебник для бакалавров / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. С. 546).
Курс международного права. Т. 3: Основные институты международного права. С. 23.
139
|