Пространственным горизонтальным пределом государственной территории служат границы государства. Прохождение линий государственной границы обычно определяется международными соглашениями с сопредельными странами, хотя в практике межгосударственных отношений встречаются и так называемые исторические границы, которые не закреплялись в договоре граничащих государств, но длительное время соблюдаются ими на практике, вследствие чего формируется международно-правовой обычай относительно положения такой границы1.
Какие же пространства входят в состав государственной территории? Прежде всего это сухопутная территория государства, границы которой обозначаются на местности в соответствии с международными соглашениями и внутригосударственным законодательством. Так, в Российской Федерации действует Закон о государственной границе, ст. 5 которого регламентирует подходы к определению данных пространственных пределов.
Следующий элемент — недра, находящиеся под сухопутной территорией государства. Вопрос об их подземных пределах пока не урегулирован. Вопреки высказанному некоторыми юристами мнению о том, что глубинным пределом недр является центр Земли, и даже об отсутствии такого предела Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» определяет последние как «часть земной коры, расположенную
ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».
К водной территории государства относятся реки, озера, водохранилища, проливы и другие водоемы, расположенные внутри государственных границ. Если государство является прибрежным, то в его водную территорию включаются также внутренние морские воды (воды портов, бухт, заливов, в том числе исторических) и территориальное море, т.е. примыкающая к побережью данного государства морская полоса шириной до 12 морских миль (согласно ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).
Наконец, к воздушной территории государства относится часть воздушного пространства Земли, которая находится над его сухопутной и водной территориями. Высотный предел воздушного пространства в настоящее время конвенционно не определен. В отечественной доктрине широкое признание получила точка зрения о формировании в международном праве обычной нормы, определяющей верхнюю границу воздушного пространства государства как воображаемую плоскость, отделяющую его от космического пространства — международной территории общего пользования (ориентировочно 100—110 км от поверхности Земли)[1] [2]. Данный набор элементов принадлежащей государству территории получил закрепление в ст. 67 Конституции РФ.
Состав государственной территории может уточняться в национальном законодательстве. В частности, в сухопутную территорию России (находившуюся в то время в составе СССР) Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. были включены открытые и могущие быть открытыми в будущем земли и острова (за исключением признанных Союзом ССР в качестве территории иностранных государств), расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса между линиями долготы, проходящими по середине Берингова пролива на востоке и по точке сухопутной границы полуострова Рыбачий на западе. Законодательные акты, подтверждающие территориальный суверенитет и юрисдикцию над соответствующими полярными секторами, были приня-
2
ты и другими приарктическими странами .
[1] См., в частности: ЛукашукИ.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 1998. С. 6; Международное право. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. С. 392-393; Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос: Правовые вопросы / Ю.М. Колосов, С.Г. Сташевский. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2014. С. 93.
[2] Моисеев А.А. Российская Арктика // Актуальные проблемы международного права: LIBER AMICORUM в честь профессора Р.М. Валеева. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. С. 285-286.
|