Четверг, 28.11.2024, 10:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Способы приобретения и изменения государственной территории

Поскольку территория каждого государства является не только сферой его властвования, но и объектом его публично-правового владения, оно вправе как приобретать, так и отчуждать ее различными способами. Одни и те же действия по распоряжению государственной территорией (например, передача части территории другому государству) обычно выступают одновременно и в качестве способа изменения территории отчуждающего государства, и в качестве способа приобретения ее принимающим государством[1] [2]. Наряду с понятием «способ приобретения (изменения) государственной территории» в международно-правовой литературе используется понятие «основание приобретения (изменения) территории»2. При этом последнее иногда отождествляют с правовым актом, посредством которого оформляются те или иные территориальные изменения (к примеру, договор о передаче определенной части территории страны), хотя и не все способы предполагают наличие такого межгосударственного акта. В связи с этим важное значение имеет международная правомерность конкретного способа приобретения государством своей территории, т.е. соответствие его основополагающим принципам и нормам международного права.

Относительно же набора самих способов территориального приобретения в международно-правовой литературе выражен широкий спектр мнений; наиболее обширный их перечень приводит Я. Броунли[3]. На сегодняшний день в отсутствие кодифицирующего данные способы и основания международно-правового акта мы должны исходить и из устоявшейся межгосударственной практики по этому вопросу. Представляется возможным выделить следующие получившие широкое признание способы приобретения государственной территории:

давностное владение — вопрос о нем чаще всего возникает при наличии спора между государствами; какие-либо конкретные сроки владения международным правом не определены. Здесь необходимы, во-первых, фактическое осуществление территориального суверенитета на протяжении достаточно длительного времени; во-вторых, добросовестное поведение приобретающего государства[4];

оккупация (присоединение) территории — предполагает совершение заинтересованным государством действий по завладению территорией, не находящейся под суверенитетом другого публичного образования (terra nullius), и его намерение осуществлять на ней эффективную власть. В то же время завладение территорией путем аннексии (одностороннего присвоения территории государства против воли последнего) противоречит одному из основных принципов международного права — неприменения силы или угрозы силой, зафиксированному в ст. 2 Устава ООН;

распоряжение территорией государства-агрессора—является формой ответственности за агрессивную войну и потому применяется в отношениях между государствами-победителями и побежденными. Так, особой формой ответственности Германии после ее поражения во Второй мировой войне явилось отторжение от нее г. Кенигсберга и прилегающей к нему части Восточной Пруссии в пользу СССР по решению Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции от 1 августа 1945 г.[5];

уступка территории (цессия) — означает передачу своей территории одним государством другому государству; при этом обычно не требуется согласия жителей передаваемой территории. В основе территориальной цессии может лежать договор купли-продажи, договор дарения либо иное соглашение государств; таким образом, цессия может носить либо возмездный, либо безвозмездный характер. Одним из наиболее известных примеров возмездной цессии является продажа Российской империей Соединенным Штатам полуострова Аляска по договору 1867 г.;

обмен территорией — является более редкой формой территориального приобретения, так как здесь одновременно каждое из двух государств и предоставляет другому, и получает от него определенный участок (участки) государственной территории. В качестве примера назовем Протокол между СССР и Норвегией от 24 декабря 1963 г. о взаимном предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных на советской и норвежской территориях, необходимых для эксплуатации и содержания Борисоглебской и Скуг- фосской гидроэлектростанций[6];

приращение территории (аккреция) — представляет собой присоединение к уже существующей государственной территории нового участка суши, возникшего по естественным причинам или искусственным путем (например, в результате засыпки прибрежных морских вод). Поскольку участок суши образуется в пределах уже существующей территории государства, вопрос о его принадлежности не вызывает разногласий. Особенно актуально такое территориальное приобретение для островных и прибрежных государств (Япония, Индонезия и др.).

Значительное распространение начиная со второй половины ХХ в. получила такая причина территориальных изменений, как реализация нациями и народами своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН и в Международных пактах о правах человека 1966 г. В литературе выделяют следующие способы реализации принципа самоопределения народов: вооруженная борьба, решение парламента, плебисцит (всенародное голосование по вопросу государственной принадлежности определенной территории). Плебисцит, возникнув как способ определения населением государственной принадлежности определенной территории в период Великой французской революции, ныне получил широкое международное признание. Одним из случаев успешного применения процедуры плебисцита при реализации народом права на самоопределение явилось образование независимого государства Эритрея на территории, входившей в состав Эфиопии. Референдум по вопросу о государственной независимости Эритреи состоялся 23—25 апреля 1993 г.; при этом 99,8% принявших в нем участие проголосовали за независимость. 28 мая того же года Генеральная Ассамблея ООН приняла Эритрею в члены ООН[7]. Основные трудности при реализации принципа равноправия и самоопределения народов связаны с тем, что все основные принципы международного права взаимосвязаны и осуществление одного из них не должно наносить ущерб действию других. В данном случае принцип равноправия и самоопределения народов должен применяться в сочетании с принципами территориальной целостности государств и уважения прав человека и основных свобод[8].

 

[1] Исключение составляют такие способы приобретения, как присоединение территории, не находящейся под суверенитетом другого государства (terra nullius), и аккреция, т.е. присоединение участка суши, возникшего по естественным причинам или искусственным путем; эти способы, при которых государство, их реализовавшее, становится первым владельцем территории, поэтому относят к первоначальным.

[2] См., например: Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 6-е изд., перераб. и доп. С. 578; Международное право = Volkerrecht /

Граф Витцтум [и др.]; пер. с нем. / Науч. ред. Т.Ф. Яковлева. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 266-267.

[3] Так, им указывались следующие способы («основания титула»): договор уступки (цессии), иные формы распоряжения территорией по договору, наличие подразумеваемого соглашения, распоряжение территориями по совместному решению главных держав, отказ от территории, приобретение в силу судебного решения, эффективная оккупация, оставление или дереликция, открытие и др. (см.: Броунли Я. Указ. соч.

210-234).

[4] Международное право = Volkerrecht / В. Граф Витцтум [и др.]; пер. с нем. / Науч. ред. Т.Ф. Яковлева. С. 267-268.

[5] http://www.worId-war.ru/potsdamskaya-konferenciya-zakIyuchitelnoe-zasedanie

[6] http://docs.pravo.ru/document/view/20790816/19876435/

[7] Лемма Хома Коче. Реализация принципа самоопределения наций и народов в Эфиопии и образование государства Эритрея // Московский журнал международного права. 1998. № 3. С. 210-211.

ности, в том числе и на территории бывшего СССР (см., например: Бьюкенен А. Сецес- сия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства: Пер. с англ. / Науч. ред. Д. Фурман. М.: Рудомино, 2001. С. 201).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.06.2017)
Просмотров: 534 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%