Поскольку территория каждого государства является не только сферой его властвования, но и объектом его публично-правового владения, оно вправе как приобретать, так и отчуждать ее различными способами. Одни и те же действия по распоряжению государственной территорией (например, передача части территории другому государству) обычно выступают одновременно и в качестве способа изменения территории отчуждающего государства, и в качестве способа приобретения ее принимающим государством[1] [2]. Наряду с понятием «способ приобретения (изменения) государственной территории» в международно-правовой литературе используется понятие «основание приобретения (изменения) территории»2. При этом последнее иногда отождествляют с правовым актом, посредством которого оформляются те или иные территориальные изменения (к примеру, договор о передаче определенной части территории страны), хотя и не все способы предполагают наличие такого межгосударственного акта. В связи с этим важное значение имеет международная правомерность конкретного способа приобретения государством своей территории, т.е. соответствие его основополагающим принципам и нормам международного права.
Относительно же набора самих способов территориального приобретения в международно-правовой литературе выражен широкий спектр мнений; наиболее обширный их перечень приводит Я. Броунли[3]. На сегодняшний день в отсутствие кодифицирующего данные способы и основания международно-правового акта мы должны исходить и из устоявшейся межгосударственной практики по этому вопросу. Представляется возможным выделить следующие получившие широкое признание способы приобретения государственной территории:
давностное владение — вопрос о нем чаще всего возникает при наличии спора между государствами; какие-либо конкретные сроки владения международным правом не определены. Здесь необходимы, во-первых, фактическое осуществление территориального суверенитета на протяжении достаточно длительного времени; во-вторых, добросовестное поведение приобретающего государства[4];
оккупация (присоединение) территории — предполагает совершение заинтересованным государством действий по завладению территорией, не находящейся под суверенитетом другого публичного образования (terra nullius), и его намерение осуществлять на ней эффективную власть. В то же время завладение территорией путем аннексии (одностороннего присвоения территории государства против воли последнего) противоречит одному из основных принципов международного права — неприменения силы или угрозы силой, зафиксированному в ст. 2 Устава ООН;
распоряжение территорией государства-агрессора—является формой ответственности за агрессивную войну и потому применяется в отношениях между государствами-победителями и побежденными. Так, особой формой ответственности Германии после ее поражения во Второй мировой войне явилось отторжение от нее г. Кенигсберга и прилегающей к нему части Восточной Пруссии в пользу СССР по решению Потсдамской конференции стран антигитлеровской коалиции от 1 августа 1945 г.[5];
уступка территории (цессия) — означает передачу своей территории одним государством другому государству; при этом обычно не требуется согласия жителей передаваемой территории. В основе территориальной цессии может лежать договор купли-продажи, договор дарения либо иное соглашение государств; таким образом, цессия может носить либо возмездный, либо безвозмездный характер. Одним из наиболее известных примеров возмездной цессии является продажа Российской империей Соединенным Штатам полуострова Аляска по договору 1867 г.;
обмен территорией — является более редкой формой территориального приобретения, так как здесь одновременно каждое из двух государств и предоставляет другому, и получает от него определенный участок (участки) государственной территории. В качестве примера назовем Протокол между СССР и Норвегией от 24 декабря 1963 г. о взаимном предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, расположенных на советской и норвежской территориях, необходимых для эксплуатации и содержания Борисоглебской и Скуг- фосской гидроэлектростанций[6];
приращение территории (аккреция) — представляет собой присоединение к уже существующей государственной территории нового участка суши, возникшего по естественным причинам или искусственным путем (например, в результате засыпки прибрежных морских вод). Поскольку участок суши образуется в пределах уже существующей территории государства, вопрос о его принадлежности не вызывает разногласий. Особенно актуально такое территориальное приобретение для островных и прибрежных государств (Япония, Индонезия и др.).
Значительное распространение начиная со второй половины ХХ в. получила такая причина территориальных изменений, как реализация нациями и народами своего права на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН и в Международных пактах о правах человека 1966 г. В литературе выделяют следующие способы реализации принципа самоопределения народов: вооруженная борьба, решение парламента, плебисцит (всенародное голосование по вопросу государственной принадлежности определенной территории). Плебисцит, возникнув как способ определения населением государственной принадлежности определенной территории в период Великой французской революции, ныне получил широкое международное признание. Одним из случаев успешного применения процедуры плебисцита при реализации народом права на самоопределение явилось образование независимого государства Эритрея на территории, входившей в состав Эфиопии. Референдум по вопросу о государственной независимости Эритреи состоялся 23—25 апреля 1993 г.; при этом 99,8% принявших в нем участие проголосовали за независимость. 28 мая того же года Генеральная Ассамблея ООН приняла Эритрею в члены ООН[7]. Основные трудности при реализации принципа равноправия и самоопределения народов связаны с тем, что все основные принципы международного права взаимосвязаны и осуществление одного из них не должно наносить ущерб действию других. В данном случае принцип равноправия и самоопределения народов должен применяться в сочетании с принципами территориальной целостности государств и уважения прав человека и основных свобод[8].
[1] Исключение составляют такие способы приобретения, как присоединение территории, не находящейся под суверенитетом другого государства (terra nullius), и аккреция, т.е. присоединение участка суши, возникшего по естественным причинам или искусственным путем; эти способы, при которых государство, их реализовавшее, становится первым владельцем территории, поэтому относят к первоначальным.
[2] См., например: Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 6-е изд., перераб. и доп. С. 578; Международное право = Volkerrecht /
Граф Витцтум [и др.]; пер. с нем. / Науч. ред. Т.Ф. Яковлева. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 266-267.
[3] Так, им указывались следующие способы («основания титула»): договор уступки (цессии), иные формы распоряжения территорией по договору, наличие подразумеваемого соглашения, распоряжение территориями по совместному решению главных держав, отказ от территории, приобретение в силу судебного решения, эффективная оккупация, оставление или дереликция, открытие и др. (см.: Броунли Я. Указ. соч.
210-234).
[4] Международное право = Volkerrecht / В. Граф Витцтум [и др.]; пер. с нем. / Науч. ред. Т.Ф. Яковлева. С. 267-268.
[5] http://www.worId-war.ru/potsdamskaya-konferenciya-zakIyuchitelnoe-zasedanie
[6] http://docs.pravo.ru/document/view/20790816/19876435/
[7] Лемма Хома Коче. Реализация принципа самоопределения наций и народов в Эфиопии и образование государства Эритрея // Московский журнал международного права. 1998. № 3. С. 210-211.
ности, в том числе и на территории бывшего СССР (см., например: Бьюкенен А. Сецес- сия. Право на отделение, права человека и территориальная целостность государства: Пер. с англ. / Науч. ред. Д. Фурман. М.: Рудомино, 2001. С. 201).
|