В Конституции РФ закреплено положение об осуществлении правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). УПК РФ провозглашает состязательность сторон как один из принципов уголовного судопроизводства (ст. 15 УПК РФ).
Принято выделять следующие элементы, которые в совокупности составляют сущность данного принципа:
1) отделение функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела друг от друга;
2) недопустимость возложения на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо нескольких функций;
3) равноправие сторон обвинения и защиты в отстаивании перед судом своего процессуального интереса;
4) активное, самостоятельное положение суда по отношению к сторонам. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты, а создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
Действие принципа состязательности на судебных стадиях в самом общем виде выражается в том, что стороны обвинения и защиты в судебном заседании пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, предоставление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду письменных формулировок по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора.
Принцип состязательности, действуя на всем протяжении производства по уголовному делу, распространяет свое действие и на досудебное производство.
Судебный контроль представляет собой правовой механизм, обеспечивающий состязательность досудебного производства. Все следственные действия и процессуальные решения, для производства которых необходимо судебное решение, будут являться выражением состязательности, т.к. в данном случае судом реализуется его основная функция - законное, обоснованное, справедливое разрешение спора сторон.
На досудебных стадиях уголовного процесса введены и функционируют следующие правовые блоки, позволяющие говорить о действии принципа состязательности:
1) при рассмотрении судом ходатайств следователя об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста, залога, при продлении срока содержания под стражей обвиняемого, подозреваемого в порядке ст. 108, 109 УПК РФ;
2) при рассмотрении судом в порядке ст. 125 УПК РФ жалоб на решения и действия (бездействие) руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, органа дознания, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ к правосудию;
3) при рассмотрении судом ходатайств о производстве следственных действий в порядке ст. 165 УПК РФ.
В настоящее время только суд решает вопрос об избрании мер пресечения - заключения под стражу, домашнего ареста, залога. При этом следователь, дознаватель, прокурор в судебном порядке обязаны доказать законность и обоснованность принятого решения. В свою очередь, обвиняемый (подозреваемый), защитник вправе отстаивать свой процессуальный интерес. Принципиальное значение указанное положение имеет с точки зрения характеристики состязательности досудебного производства, поскольку порядок реализации рассматриваемого процессуального действия заключается в том, что процессуальные средства - предоставление в суд соответствующих доказательств, мотивирование своей позиции - у сторон равны. Итоговое решение в процессуальном споре сторон принимает суд, который не является ни стороной защиты, ни стороной обвинения.
|