Завещание - это распоряжение своим имуществом на случай смерти, сделанное в установленном законом порядке. В настоящее время в России все заметнее становится тенденция возрастания роли завещания при определении дальнейшей судьбы наследства после смерти ее собственника.
Если раньше первостепенное место отводилось наследованию по закону, а наследование по завещанию носило второстепенный характер, то теперь законодатель изменил структуру раздела, счел актуальным придать большее значение предоставлению возможности гражданину распорядиться правом частной собственности на случай своей смерти.
Основная норма нашего наследственного права гласит: «Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием» (ч. 2 ст. 1111 ГК РФ). Законодатель стремился расширить свободу завещания, сферу дозволений в российском праве, предусмотреть более глубокое проникновение диспозитивных норм, свободы усмотрения[1].
Завещание обладает определенной самостоятельностью, проявляющейся в специфической направленности действия и неизменяемости после открытия наследства. Завещательные распоряжения обладают юридической силой после смерти завещателя. Этой силой завещание наделено законом.
При физическом отсутствии завещателя его воля по распоряжению наследством как основание соответствующего порядка наследования охраняется властью закона и опирается на интерес самих наследников по завещанию.
Однако завещание не обладает исключительной правовой силой, и при определенных обстоятельствах, несмотря на всю безупречность завещания как сделки, наследование по завещанию уступает место наследованию по закону[2].
Безусловно, соотношение наследования по завещанию и наследования по закону составляет главный пункт общих положений о наследовании вообще и общих положений о наследовании по завещанию, в частности.
Следует отметить, что в зависимости от условий завещания и конкретных обстоятельств наследование по завещанию полностью замещается наследованием по закону, если:
- наследники по завещанию отсутствуют на день открытия наследства (ст. 1116 ГК РФ);
- ни один из наследников по завещанию не принял наследства, либо каждый из них отказался от наследства по завещанию (ст. 1157, 1158, 1161 ГК РФ);
- ни один из наследников по завещанию не имеет права приобрести наследство в силу недостойности (ст. 1117 ГК РФ);
- завещание в целом признано недействительной сделкой (ст. 1131 ГК
РФ).
Так, в соответствии с п.3 ст.1158 ГК РФ, если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким основаниям, он вправе отказаться от части наследства, причитающейся ему по одному из этих оснований, по нескольким или по всем.
Учитывая значение завещания, необходимо иметь в виду, что наследование - это один из производных способов возникновения права собственности, при котором правопреемство наступает лишь благодаря наличию определенного состава юридических фактов. Имущество гражданина становится имуществом умершего только в результате его смерти, т.е. юридического факта, с которым ГК РФ связывает прекращение гражданской правоспособности этого физического лица.
Действующее законодательство, подробно регламентируя наследование по завещанию, вместе с тем не содержит определения самого понятия «завещание», однако С. П. Гришаев считает легальным определением завещания, данное в п. 5 ст. 1118 ГК РФ[3]: «завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства».
В теории наследственного права наиболее распространено определение завещания как личное распоряжение гражданина о своем имуществе на случай смерти, с назначением наследников; единственный юридически обеспеченный способ распоряжения одного полностью дееспособного гражданина своим имуществом на случай смерти»[4].
До революции завещание определялось как «удовлетворяющее известным законным условиям изъявление воли лица относительно судьбы его имущественных отношений в случае его смерти»; «односторонний акт воли», «законное объявление воли владельца о его имуществе на случай его смерти»[5].
В советский период завещание определялось как: «распоряжение гражданина на случай смерти о своем имуществе, сделанное в установленной законом форме»;[6] «личное распоряжение гражданина на случай его смерти о переходе его передаваемых по наследству имущественных и личных неимущественных прав к назначенным им наследникам, сделанное в пределах, допускаемых законом, и облеченное в установленную законом форму»[7].
Действующее гражданское законодательство устанавливает, что завещание является единственным, исключительным способом распоряжения имуществом на случай смерти. Это означает, что распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Завещание по своей гражданско-правовой сути является односторонней и срочной сделкой, с отсрочкой исполнения[8]. Это означает, что по общему правилу завещание создает права и обязанности только для одной стороны - наследника.
В русской цивилистической науке завещание тоже рассматривалось как односторонняя сделка[9], хотя некоторые ученые говорили о том, что завещание стоит на грани между односторонней и двусторонней юридической сделки, обосновывая свою точку зрения тем обстоятельством, что в данном случае требуется впоследствии согласие наследника на принятие наследства[10].
Большая часть исследователей (Ю.К. Толстой, М.В. Телюкина и др.) утверждают, что завещание сделка срочная, потому что смерть завещателя, на случай которой составляется этот документ, рано или поздно, то есть в определенный срок, неизбежно наступит.
Однако есть и другое мнение, с которым трудно согласиться. В частности Богданова А.А., утверждает: «факт оформления волеизъявления завещателя в установленную законом форму уже свидетельствует о совершении сделки. Таким образом, факт смерти завещателя не входит в пределы реализации такой сделки»[11].
Следует отметить, что нормы Г ражданского кодекса РФ не предусматривают условных завещаний, но в литературе вопрос этот дискутируется довольно часто.
Возможность совершения завещания под отменительным или отлагательным условиями была не урегулирована в должной мере в законодательстве и нотариальная практика условные завещания не признает. Г. Ф. Шершневич[12] не отрицал возможности совершения завещательных распоряжений под условием, при этом автор указывал, что условие может быть лишь отлагательным, наследственное имущество поступает лишь во временное пользование назначенного к этому имуществу наследника впредь до наступления срока и переходит к наследникам назначенного наследника, если условие при его жизни не наступит.
Признавая условные завещания допустимыми, В. И. Серебровский[13] обращал особое внимание на неопределенность правового положения имущества, которое перешло к наследнику, но до наступления завещательного условия не может стать его собственностью.
В новейшей литературе (А.М. Эрделевский[14], С.П. Гришаев, У.А. Омарова[15] и др.) высказано мнение о допустимости условных завещаний как не противоречащих закону, если условие завещания не направлено на ограничение конституционных прав и свобод граждан. Мусаев Р.М.[16] обосновывает необходимость включения нормы о завещании под условием в виде дополнения в ГК РФ с целью совершенствования законодательства.
Иной точки зрения придерживается Маковский А.Л.[17], который признает их недопустимыми, как противоречащие закону, независимо от того, что сами по себе условия не нарушают требований нравственности, свободы выбора рода деятельности, профессии, места проживания, свободы вступления в брак с определенным лицом и другие.
Утвердившаяся на сегодня нотариальная практика и позиция Маковского А.Л. выглядят убедительно соответствуют интересам конституционного права наследования и частной собственности.
В качестве аргументов в пользу этой позиции можно привести следующие доводы:
- при совершении завещаний под условием наследственное правопреемство оказывается незавершенным на неопределенный срок;
- отсутствует полный правопреемник наследственного имущества, заменяющий наследодателя в правоотношениях с участием последнего. Это препятствует нормальному гражданскому обороту вещей и прав, не имеющих своего определенного правообладателя, приводит к ущемлению прав
кредиторов наследодателя, поскольку после принятия наследства требования
0 погашении долгов наследства должны предъявляться к наследникам, а не к наследственному имуществу.
Завещание - как односторонняя сделка - может быть составлено лишь от имени одного лица. Если же завещание содержит волеизъявление двух и более лиц, то оно может быть признано недействительным. Согласно разъяснению отдела нотариата Министерства юстиции РФ «государственный нотариус не вправе удостоверить одно завещание от имени нескольких лиц»[18].
[1] Ануфриева Л.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный). М., 2010. С.4.
[2] Ануфриева Л.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья. М., 2010. С.65.
[3] Гришаев С.П. Наследственное право и социальная справедливость / С.П. Гришаев, У.А. Омарова. М., 2010. С.29.
[4] Толстой Ю.К. Наследственное право. М., 2000. С.82.
[5] Толстой Ю. К. Наследственное право. М., 2000. С.199.
[6] Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права. М., 1953. С. 92.
[7] Серебровский В.И. Очерки советского наследственного права. М., 1953. С. 99.
[8] Эйдинова Э.Б. Наследование по закону и по завещанию. М.,1984. С. 38.
[9] Шершневич Г.Ф. Учебник русского гражданского прав. М., 2005. С.715.
[10] Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002. С.593.
[11]Богданова А.А.Завещание как сделка в наследственном праве России:автореф. дисс канд. юрид.наук. М.,2006. С. 7.
[12] Шершневич К. Ф. Учебник русского гражданского права. М., 2005. С.321.
[13] Серебровский В. И. Очерки советского наследственного права. М., 1953. С.113.
[14] Эрделевский А. М. Постатейный комментарий к разделу пятому части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2010. С.20.
[15] Гришаев С.П. Наследственное право и социальная справедливость / С.П. Гришаев, У.А. Омарова. Махачкала, 1999. С. 113.
[16]Мусаев Р.М. Наследование по завещанию: история и современность: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2003. С.6.
[17] Маковский А.Л. Как лучше гарантировать наследование // Законодательство и экономика. 1997. №3. С.37.
[18] Разъяснения отдела нотариата Министерства юстиции РСФСР // Советская юстиция. 1976. №14. С.3.
|