Четверг, 28.11.2024, 11:03
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особые завещательные распоряжения

К особым завещательным распоряжениям относится подназначение наследника. Подназначение наследника (субституция) - один из видов завещательных распоряжений, сущность которого заключается в назначении запасного наследника к «основному». В случаях наследственной субституции не происходит приращение наследственных долей.

Вот как разъясняет Палшкова А.М. суть наследственной субституции: «когда наступит указанное в завещании условие, в права наследования вступит дополнительный наследник. Таким образом, произойдет прямое непосредственное преемство запасным наследником во всем объеме пассива и актива наследства»[1].

Наследодатель вправе подназначить наследника не только наследнику по завещанию, но и наследнику по закону, не только на случай если наследник умрет до открытия наследства или не примет его, но и на случай если наследник умрет одновременно с завещателем, если наследник не будет иметь права наследования или будет отстранен от наследства как недостойный. Во всех указанных случаях к наследованию призывается подназначенный наследник. Подназначенным наследником может быть не только гражданин, но и юридическое лицо, государство, международная организация.

Соответственно наследники основного наследника не могут наследовать ни по праву представления (ст. 1146 ГК РФ), ни в порядке наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК РФ). Право наследовать возникает у подназначенного наследника, когда основной наследник не принимает наследство в силу обстоятельств, перечисленных в комментируемой статье. Исчерпывающий перечень обстоятельств, закрепленный в законе позволяет устранить неопределенность.

Толкование законодательных норм позволяет сделать вывод, что подназначенным наследником может быть не только гражданин, но и юридическое лицо, государство, международная организация, это вытекает из толкования законодательных норм.

Категорично не согласен с данным положением Кирилловых А.А., он отмечает что, «подназначение в качестве наследника государства или публично-правового образования вызывает некоторые сомнения.

С одной стороны в случаях, когда наследует государство, обычно наследует оно выморочное имущество, таким образом, наследодатель, устраняя от наследования своих ближайших родственников, тем самым вступает в противоречие с главным условием законодателя: уменьшить выморочность наследства и увеличить круг наследников. С другой стороны существует законодательный запрет, который вытекает из положений ст.1151 Гражданского кодекса РФ (имущество считается выморочным, если отсутствуют наследники по закону или по завещанию)»[2]. Однако согласно статье 1116 Гражданского кодекса Российская Федерация и даже иностранные государства вполне могут быть наследниками по завещанию и не только наследниками выморочного имущества. Российский гражданин может написать завещание, оставив всю свою собственность или ее часть Российской Федерации, вариант подназначения государства, в качестве запасного наследника прямо не регламентирован, но не исключен, тому подтверждение судебная практика.

Анализ особенностей состава наследственных правоотношений при подназначении наследника позволяет сделать вывод: круг лиц, вовлеченных в правоотношение при наследственной субституции шире - наследодатель, основной наследник и запасной наследник, чем в правоотношениях возникающих при наследовании по завещанию и по закону, когда круг лиц ограничивается наследодателем и наследниками.

Кроме того, наследственное правоотношение при наследственной субституции проходит в своем развитии три этапа, а не два как при наследовании по завещанию и по закону.

На первом этапе возникающее право на принятие наследства у основного наследника остается нереализованным и переходит к запасному наследнику.

На втором этапе содержание правоотношения составляет право запасного наследника на принятие или отказ от наследства.

На третьем этапе право на принятие наследства у наследника, трансформируется в право на наследство.

Следует подчеркнуть, что если для основного наследника основанием наследования является завещание, то для запасного наследника право на принятие наследства возникает вследствие подназначения наследника. Таким образом, наследственная субституция является самостоятельным видом (основанием) наследования, в котором наследственные правоотношения возникают не со смертью наследодателя, а со смертью основного наследника.

В законодательстве не ограничивается количество подназначенных наследников. По мнению М.В. Телюкиной[3] и С.П. Гришаева1 количество подназначенных наследников может быть любым, особенно если учесть, что по общему правилу, если подназначенный наследник не примет наследства либо будет отстранен от принятия, имущество перейдет законным наследникам завещателя, а не подназначенному наследнику.

Гуев А.Н. полагает, что правом назначения другого наследника для подназначенного завещатель не обладает[4] [5]. Тем не менее, прямого запрета подназначать при определенных условиях наследников для уже подназначенных наследников закон не содержит.

Небезынтересна мысль Г.Ф. Шершеневича о фидеикомиссарной субституции, когда в завещательном распоряжении наследнику дается поручение передать, на случай своей смерти движимость или недвижимость другому лицу, также указанному в завещании[6].

В римском праве substitution fideicomissaria означала право завещателя установить преемственность распоряжения о наследстве: завещатель мог назначить наследнику наследника, при этом первый наследник обязан был управлять имуществом для последующей передачи следующему наследнику. Такие распоряжения преследовали цель сохранить наследство у членов или нескольких поколений одной семьи[7].

Римское право кроме substitution fideicomissaria, выделяло два вида субституции, первый вид это обычная вульгарная субституция (substitutio vulgaris), второй вид касался малолетних наследников, которым подназначался наследник запасной (substitutio u illaris). В постклассический период римское гражданское право разработало третий вид квазипупилярной субституции это подначначение наследника для недееспособного лица, умалишенного, который умирал не достигнув выздоровления (substitutio gnasi uillaris)[8].

Правоведы, высказывая различные точки зрения о фидеикомиссарной субституции (Иоффе С.М.[9], Гордон М.Ф.[10] и др.), указывали, что законодательство не признает фидеикомиссарной субституции, так как она ограничивает полномочия собственника, к которому перешло имущество по наследству. В связи с этим предлагалось признавать недействительными завещательные распоряжения такого рода.

Фидеокомиссарные субституции как способы ограничения правомочий распоряжения собственностью лица, принявшего наследство и ставшего правообладателем имущества противоречат действующему

законодательству: гражданские права могут быть ограничены лишь федеральным законом и только в пределах, установленных Конституцией РФ (ст. 1 ГК РФ).

Завещатель вправе установить в своем распоряжении имуществом на случай смерти завещательный отказ (легат), т.е. возложить на одного или нескольких наследников исполнение за счет наследства какой-либо обязанности имущественного характера в пользу третьих лиц (отказополучателей), которые приобретают право требовать исполнения этой обязанности (п. 1 ст. 1137 ГК РФ).

Следует иметь в виду что легат - один из видов завещательных распоряжений и поэтому вне завещания силы не имеет.

Ранее действовавшее законодательство позволяло обременять легатом только наследника по завещанию, теперь же соответствующая обязанность может быть возложена как на наследников по завещанию, так и на наследников по закону.

Спецификой правоотношений, возникающих при исполнении завещательного отказа, является приобретение указанного имущественного права отказополучателем не непосредственно от завещателя, а через наследника, обязанного завещателем к совершению соответствующего действия в пользу отказополучателя. Такой вид приобретения имущественных прав в теории цивилистики получил название сингулярного (частного) правопреемства.

Таким образом, после открытия наследства между наследником, на которого возложено исполнение завещательного отказа, и отказополучателем возникает обязательственное правоотношение, в котором наследник выступает должником, а отказоподучатель - кредитором. К таким правоотношениям применяются положения Гражданского кодекса РФ об обязательствах, если из правил раздела V ГК РФ «Наследственное право» и существа завещательного отказа не следует иное.

Завещатель вправе возложить на одного или нескольких наследников обязанность содержать принадлежащих завещателю домашних животных, а также осуществлять необходимый надзор или уход за ними. Такое распоряжение называется завещательным возложением - это возложение на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности совершения какого-либо действия имущественного или неимущественного характера, направленного на осуществление общеполезной цели (ст. 1139 ГК РФ). На наследников может быть возложена также обязанность содержать домашних животных, осуществлять уход и надзор за ними. Указанные обязанности могут быть возложены также на исполнителя завещания (при условии выделения для этого части имущества в завещании).

 

[1] Палшкова А.М. Особые завещательные распоряжения в римском праве // Наследственное право. 2009. № 3. С. 8 - 13.

[2] Кирилловых А.А. К вопросу о завещательной субституции. Электронный ресурс. Режим доступа. URL: http://www.juristlib.ru/book_7397.html (дата обращения 12.10.2016).

[3]Телюкина М.В. Наследственное право: Комментарий к разделу пятому Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2010. С. 200.

[4] Гришаев С.П. Наследственное право и социальная справедливость / С.П. Гришаев, У.А. Омарова. М., 2010. С. 55-56.

[5] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2010. С. 32.

[6] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 2005. С. 731.

[7] Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989. С.132.

Гражданское право. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права. В 4 т. / И.А. Зенин, Е.В. Кулагина, Е.А. Суханов и др. 2008. Т. 2.

[9] Иоффе С.М. Советское гражданское право. Ч.3. Ленинград, 1965. С.318.

[10] Гордон М.В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967. С.62.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (30.06.2017)
Просмотров: 191 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%