Четверг, 28.11.2024, 10:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Условия действительности завещания

Закон придает форме завещания особое значение - от ее соблюдения зависит, действительность завещания.

Для законодательства большинства стран континентальной Европы характерны три основные формы завещания. «Собственноручное завещание - завещание, полностью написанное завещателем, датированное им и содержащее его подпись»[1]. Это удобная и простая форма составления завещания. Однако, хотя такое завещание и гарантирует соблюдение полной тайны как акта его составления, оно содержит в себе и недостатки, так как не исключает ни возможности гибели завещания, ни опасности составления его под воздействием третьих лиц.

Завещание в виде публичного акта. Эта форма более близка к нашей форме завещания. Во Франции подобное завещание составляется при участии двух нотариусов, в присутствии двух свидетелей. В Швейцарии - при участии одного нотариуса и двух свидетелей (ст. 499 Гражданский Кодекс Швейцарии). Подобная форма предусматривается законодательством Венгрии - публичным является завещание, совершенное перед нотариусом или судом.

Тайное завещание - завещание, составленное наследодателем и переданное в запечатанном виде на хранение нотариусу в присутствии свидетелей. Такое завещание предусмотрено во Франции, ФРГ, некоторых кантонах Швейцарии. Аналогом тайного завещания является секретное завещание, предусмотренное Гражданским Кодексом Италии.

По российскому законодательству завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 1125 ГК РФ, статьей 1127 и пунктом 2 статьи 1128 КГ РФ.

В целом современное российское законодательство о наследовании предусматривает три формы завещания: нотариально заверенное, простое письменное и закрытое.

Пункт 1 ст. 1125 ГК РФ, устанавливает следующее правило: «Нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом. При написании или записи завещания могут быть использованы технические средства (электронновычислительная машина, пишущая машинка и другие»).

Следует отметить, что данная норма содержится в статье, касающейся только нотариально удостоверенных завещаний, поэтому не ясно, применима ли она к завещаниям, не являющимся нотариально удостоверенным, к завещаниям, написанным в чрезвычайных обстоятельствах. Если бы эта норма была расположена среди общих положений о форме завещания, такой вопрос не возникал бы. Гуев А.Н.[2] отвечает утвердительно на вопрос, может ли завещатель при написании закрытого завещания воспользоваться компьютером, правила п. 2 Ст. 1126 ГК РФ этому не препятствуют.

Однако Ч. Сулейманова[3] высказалась против написания завещания с помощью технических средств. В качестве аргумента она представляет такую ситуацию. Завещатель пришел к нотариусу с уже напечатанным завещанием. Других доказательств о собственноручном написании завещателем текста завещания, кроме устного подтверждения самого завещателя, у нотариуса нет, как и возможностей удостовериться в этом. Нотариус удостоверяет завещание, и после смерти завещателя оно, по общему правилу, вступает в силу. В этот момент появляются лица, заинтересованные в оспаривании завещания, которые, к примеру, посредством свидетельских показаний доказывают, что текст завещания был написан не самим завещателем, а по его просьбе другим лицом.

Возникает вопрос: действительно ли такое завещание? Исходя из буквального толкования закона, оно недействительно. Но с точки зрения здравого смысла совершенно очевидно, что в ситуации, когда завещатель в присутствии нотариуса прямо заявил, что данный текст выражает его посмертную волю, вопрос о том, кто именно перепечатывал завещание, то есть выполнил чисто техническую функцию, юридического значения не имеет.

Согласно п. 3 ст. 1131 ГК РФ описки и другие незначительные нарушения порядка составления, подписания или удостоверения завещания не могут служить основанием недействительности завещания, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя. Ростовцева Н. В. указывает, что данное уточнение вполне заслуживает одобрения[4].

По мнению Ч. Сулеймановой[5] это правило установлено в интересах охраны, не воссоздаваемой заново записи посмертной воли завещателя. Данное пояснение отвечает потребностям судебной практики, когда возникают затруднения при решении вопроса о нарушениях требований совершения завещаний.

Недействительность завещания. Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Завещание, как и любая гражданско-правовая сделка, может быть признано недействительным. Введение в законодательство о наследовании отдельной нормы о недействительности завещания (ст. 1131 ГК РФ) является новеллой.

В юридической литературе также обращается внимание на тот факт, что действительность завещания зависит от характера допущенных нарушений.

Заслуживает внимание мнение Ануфриевой Л.П.[6], которая предлагает дифференцировать существенные и несущественные нарушения в зависимости от того, создают ли они препятствия пониманию волеизъявления завещателя. При этом она отмечает, что к несущественным относятся «технические» нарушения, которые не влияют на понимание волеизъявления завещателя, например, описки при указании номера завещанного дома, или наличие записи о номере регистрации нотариального действия лишь на одном из двух экземпляров.

Существенными же следует считать те нарушения, которые не позволяют воспринимать завещание как фактическое волеизъявление завещателя.

Примером признания завещания недействительным в связи с указанным нарушением может послужить решение Раменского районного суда МО по делу № 2-38 за 2008г., основанием, для вынесения которого послужило удостоверение завещания лечащим врачом районной больницы (такое право предоставлено ст. 1127 ГК РФ главным врачам, их заместителям по медицинской части или дежурным врачам)[7].

Эксперты справедливо отмечают, что ГК РФ не предусматривает специальные последствия недействительности завещания, лишь уточняет некоторые из них[8]. В некоторых случаях отдельные виды завещаний могут рассматриваться, как абсолютно недействительные (ничтожные сделки). В этих случаях судебного признания недействительности завещания не требуется. В других случаях завещание может быть признано оспоримым[9]. Важно отметить, что завещание может быть признано недействительным как полностью, так и в части.

Еще одним обязательным условием удостоверения завещания является то, что завещатель должен являться дееспособным лицом. Понятие дееспособности четко определено в законодательстве. «Лица признанные недееспособными, не могут совершать никаких сделок, в том числе и составлять завещания»[10].

Что касается, ограничено дееспособных лиц, то многие авторы отстаивают точку зрения, согласно которой: «лица, в судебном порядке признанные ограниченно дееспособными, не имеют права завещать».

Из этой же позиции исходит и нотариальная практика. Об этом, в частности, говорится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами Российской Федерации об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами»[11]. В п.2 среди действий, которые ограниченно дееспособный гражданин не вправе производить без согласия попечителей, прямо называется и завещание.

В юридической литературе дискутируется вопрос о завещательной правоспособности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Большинство авторов, основываясь на действующем законодательстве, приходят к выводу о том, что частично дееспособные лица правом завещать не обладают. Указанная позиция полностью соответствует законодательству.

В полном объеме гражданская дееспособность возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста, то есть совершеннолетия. Однако законодательство из этого правила делает следующие исключения:

Во-первых, лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Во-вторых, несовершеннолетний, достигший 16 лет, согласно ст. 27 ГК РФ может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, с согласия законных представителей занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя.

Действительно, завещать принадлежащее им имущество несовершеннолетние, по общему правилу не могут.

Однако из анализа п. 2 ст. 26 ГК РФ, предоставляющего несовершеннолетнему право распоряжаться своим заработком и стипендией, следует сделать вывод о том, что, так как понятие «право завещать» входит в понятие «распоряжаться», то в отношении указанного имущества несовершеннолетние обладают завещательной правоспособностью.

М.Ю. Барщевский[12] высказал мнение, что «можно было бы предоставить несовершеннолетнему право завещать денежные средства и имущество, источником накопления которых являются его личные заработок и стипендия, а также гонорары автора изобретения или рационализаторского предложения либо иные авторские вознаграждения».

Соглашаясь с данным мнением, следует добавить, что завещательная правоспособность должна быть предоставлена только несовершеннолетним, которые объявлены полностью дееспособными. Сущность эмансипации, которая регламентируется статьей 27 ГК РФ состоит в том, что несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Если обратиться к зарубежному опыту, то в Испании завещание может составить любое лицо, достигшее 14 лет, в Словении и Черногории это возможно с 15 лет, во Франции, ФРГ, Сербии и Хорватии - с 16, в Швейцарии - с 18.

Завещание, приравненное к нотариально удостоверенному, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание. Требование о присутствии одного свидетеля, предусмотренное ст. 1127 ГК РФ, является, во-первых, новеллой российского наследственного права, во-вторых, важнейшей гарантией лиц, совершающих завещания, приравниваемые к нотариально удостоверенным завещаниям.

Наряду с некоторыми требованиями к завещанию, которые остались неизменными, появились новые формы завещания - закрытое и завещание в чрезвычайных обстоятельствах, которые представляют собой новеллу.

Завещатель вправе совершить завещание, не предоставляя при этом другим лицам, в том числе нотариусу, возможности ознакомиться с его содержанием.

Закрытое завещание в заклеенном конверте передаётся завещателем нотариусу в присутствии двух свидетелей, которые ставят на конверте свои подписи. Конверт, подписанный свидетелями, запечатывается в их присутствии нотариусом в другой конверт, на котором нотариус делает надпись, содержащую сведения о завещателе, от которого нотариусом принято закрытое завещание, месте и дате его принятия, фамилии, об имени, отчестве и о месте жительства каждого свидетеля в соответствии с документом, удостоверяющим личность.

Учитывая требования п.2 ст. 1126 ГК РФ о собственноручном написании закрытого завещания можно утверждать, что возможности составления завещательного распоряжения в этой форме лишены лица, которые по каким-либо причинам не в состоянии написать завещание лично.

Гуев А.Н. считает, что лица, которые в силу каких-либо причин не в состоянии писать завещание лично, не могут совершать закрытое завещание, ибо не выполняется ни одно из императивных требований, содержащихся в п.2 ст. 1126 ГК РФ[13].

Богданова А.А. предлагает уравнять в правах граждан, не способных написать завещание собственноручно и дополнить п. 2 ст. 1126 ГК РФ положением, допускающим возможность совершения закрытого завещания при помощи аудио-, видео- или иной записи, позволяющей

идентифицировать личность завещателя[14].

Что же касается составления завещания в чрезвычайных

обстоятельствах, угрожающих жизни, когда не было возможности удостоверить завещание надлежащим образом, то согласно п. 1 ст. 1124 ГК РФ, составление завещания в этой форме допускается только в виде исключения, в случаях, когда гражданин находится в чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в положении, явно угрожающем его жизни и не позволяющем совершить завещание в соответствии с правилами статей 11241128 ГК РФ.

Для того чтобы завещание было признано действительным, необходимо соблюдение следующих условий: собственноручное составление и подпись; наличие двух свидетелей; чтобы из содержания было ясно, что это завещание; наконец, чтобы по заявлению заинтересованных лиц суд подтвердил факт совершения завещания в чрезвычайных обстоятельствах. Но если в течение месяца после прекращения чрезвычайных обстоятельств завещатель не воспользуется возможностью совершить завещание в надлежащей форме, составленное завещание утрачивает силу.

В законе указано, что свидетели должны расписаться на завещании, но, как справедливо отмечает Ануфриева Л.П. логика требует, чтобы были обозначены фамилии свидетелей и хотя бы их инициалы, - тогда впоследствии их можно будет идентифицировать[15]. Некоторые юристы- практики отмечают, что в письменном тексте должно обязательно быть написано слово «завещание», но в законе это не предусматривается. Передача завещаний по электронным каналам связи в единый реестр учета завещаний позволит сохранить даже в критической ситуации последнюю волю человека в части определения судьбы его имущества[16].

Понятие чрезвычайных обстоятельств в нормах ГК РФ не раскрыто. Очевидно, в каждом конкретном случае суд должен будет установить, имела ли место ситуация, создающая явную угрозу жизни гражданина и лишающая его возможности совершить завещание. Можно привести пример из судебной практики, когда в рассматриваемом случае чрезвычайной была признана ситуация, которая таковой не являлась, (завещание было написано больным в простой письменной форме в больнице, в день, когда нотариальные конторы не работали)[17].

Часто возникают проблемы, связанные с установлением самого факта наличия чрезвычайных обстоятельств. Гуев А.Н.[18] обращает внимание на то, что чрезвычайные обстоятельства, упомянутые в ст. 1129 ГК РФ не совпадают с обстоятельствами непреодолимой силы ст. 401 ГК РФ. Иванов Г.А.[19] полагает, что круг чрезвычайных ситуаций может определить только практика. Однако для исключения противоречий в судебной практике необходимо иметь обоснованные критерии, которым должна удовлетворять ситуация, признаваемая чрезвычайной.

В нотариальной и судебной практике целесообразно использовать определение чрезвычайной ситуации, которое содержится в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 

[1] Гражданское и торговое право зарубежных государств. Т.2 / Е.А. Васильев, А.С. Комаров. М., 2010. С. 280.

[2] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2010. С. 52.

[3] Сулейманова Ч. Порочное завещание // Домашний адвокат. 2009. № 9. С.12.

[4] Ростовцева Н.В. Новое в наследственном праве Российской Федерации // Бюллетень нотариальной практики. 2010. №3. С. 10.

[5]Сулейманова Ч. Порочное завещание // Домашний адвокат. 2009. № 9. С.10.

[6] Ануфриева Л.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный). М., 2010. С.68.

[7] Обобщение нотариальной практики удостоверения завещаний за семь месяцев 2008 года нотариусами Московской области // Нотариус. 2009. №3. С. 13.

[8] Подробнее см., напр.: Формы государственной поддержки и обеспечение конкуренции в сфере экономики. Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.А. Курбанова. Москва, 2015; Эрделевский А.М., Курбанов Р.А. Гражданское право как регулятор экономических отношений. Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015; Совершенствование законотворческого процесса и механизма правового регулирования условие поступательного развития законодательства. Учеб. пособие / Агамиров К.В. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016; Свечникова Н.В. Соотношение статутного и прецедентного права в правовых системах современности // Право и жизнь. 2001. № 37. С. 5; и др.

[9] Мананников О.В. Наследственное право России. М., 2002. С.57.

[10] Суханов Е.А. Гражданское право. Общая часть. Т.1. М., 2010. С.204.

[11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами РФ об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами» от 4 мая 1990 г. п.2 /Сборник постановлений Пленума Верховного суда Российской Федерации. 200. С. 102-107.

[12] Барщевский М.Ю. Наследственное право. М., 2005. С.66.

[13] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2010. С.54.

[14] Богданова А.А. Завещание как сделка в наследственном праве России: автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2006. С.5.

[15] Ануфриева Л.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья. М., 2010. С. 23.

[16] Подробнее см., напр.: Венецианская комиссия: сто шагов к демократии через право: монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.И. Лафитского. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Статут, 2014; Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебнометодическое пособие учебной дисциплины / Под ред. Р.А. Курбанова. Москва, 2013; Проблемы гармонизации российского законодательства с международными стандартами (обзор 99й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии)) / Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. // Журнал российского права. 2014. № 12 (216). С. 149-154; Лалетина А.С. Коллизионные нормы, регулирующие имущественные отношения супругов в законодательстве иностранных государств // Московский журнал международного права. 2004. № 1. С. 189; Currency crises and their implications in international trade / Денисов И.В., Зульфугарзаде Т.Э. // Закон. 2015. № 9-15. С. 1; и др.

[17] Богданова А.А. Завещание как сделка в наследственном праве России: автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 2006. С.3.

[18] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2010. С.75.

[19] Обсуждение части третьей проекта Гражданского кодекса Российской Федерации: раздел «Наследственное право» // Законодательство. 1997. № 2. С.73.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (30.06.2017)
Просмотров: 166 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%