Ключевые направления:
- упростить процедуру очистки прав, управления правами и трансграничного лицензирования путем предложения рамочной директивы по коллективному управлению правами, предусматривающей повышение управляемости, прозрачности и выдачу панъевропейских лицензий на онлайн-права;
- создать правовые рамки, облегчающие оцифровку и распространение произведений культуры в Европе, предложив Директиву по "произведениям-сиротам", по распространению непубликуемых произведений, создание баз данных по правообладателям. Такая Директива появилась, но в сильно усеченном виде, делающем последующие шаги неизбежными;
- к 2012 г. планировалось подготовить проект Директивы в отношении информации, находящейся в общественном достоянии (но процесс согласования проекта такой Директивы пока продолжается). Данный подход столкнулся с многочисленными трудностями юридического характера, так как вступает в противоречие с конституционными нормами и авторским правом, действующим в государствах - членах ЕС.
Прочие действия:
- провести консультации и подготовить доклад о необходимых дополнительных мерах по внесению конкурентных начал в систему управления правами на коллективной основе, а также разработать соответствующую директиву оказалось проще, и намеченные сроки их подготовки были практически соблюдены;
- издать Зеленую книгу, рассматривающую потенциальные возможности и угрозы, которые создает онлайн-дистрибуция аудиовизуальных произведений и прочего творческого контента.
На основе действующей Директивы от 29 апреля 2004 г. 2004/48/ЕС о принудительном осуществлении прав на интеллектуальную собственность (Directive on the Enforcement of Intellectual Property Rights), учитывая результаты консультаций со всеми игроками рынка, предлагалось подготовить к 2012 г. доклад о дополнительных мерах по укреплению режима защиты прав на интеллектуальную собственность в цифровой среде, совместимых с гарантиями прав потребителей, предусмотренных директивами о телекоммуникационных услугах, конституционной защите частной жизни и информации личного характера, содержащейся в базах данных <1>.
--------------------------------
<1> Подробный анализ сделанных предложений дается в издании: Stokes S. Digital Copyright: Law and Practice. 4th ed. London: Bloomsbury, 2014.
Одним из ключевых направлений являлась подготовка к 2012 г. предложений по модели устойчивого финансирования публичной цифровой библиотеки Европейского союза Europeana <1> и оцифровке контента.
--------------------------------
<1> Europeana позиционируется как общедоступная цифровая библиотека. Она призвана объединить усилия и ресурсы государств-участников по оцифровке и сохранению культурного и научного наследия Европы (https://ec.europa.eu/digital-agenda/en/europeana-european-digital-library-all).
Прочие меры:
- подготовка по результатам консультаций Зеленую книгу о более полном использовании потенциала науки и культуры в промышленной деятельности;
- подготовка рекомендаций по переводу европейского кино в цифровой формат;
- отчет к концу 2011 г. о выполнении положений Директивы об услугах <1>, предоставляемых аудиовизуальными средствами массовой информации и касающихся обеспечения культурного многообразия с помощью механизмов саморегуляции.
--------------------------------
<1> Одной из эффективных мер, призванных побудить государства-участники выполнять взятые на себя международные обязательства в сфере массовой информации, является требование предоставления отчетов об их исполнении. См. подробнее: Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. М.: Статут, 2014.
Фрагментация и сложность системы лицензирования.
Фрагментация и сложность ныне действующей системы предоставления лицензий служат препятствием для оцифровки значительной части современного культурного наследия. Очистка прав должна быть облегчена. Europeana - публичная цифровая библиотека ЕС - должна получить особый статус. Финансирование на техническую часть оцифровки должно идти параллельно с инициативами частных партнеров по предоставлению доступа к современному культурному наследию в режиме онлайн.
Европейская Комиссия об авторском праве в экономике знаний.
В информационном сообщении Европейской Комиссии от 19 октября 2009 г. под названием "Авторское право в экономике знаний" <1> констатируется, что развитие технологий существенно облегчило доступ к контенту в электронной форме. Доступ к нему технически возможен с компьютерных и других электронных устройств, находящихся в массовом пользовании. То есть всякий контент, будучи оцифрован, потенциально является публичным.
--------------------------------
<1> Commission of the European Communities. Copyright in the Knowledge Economy. Brussels, 19.10.2009 COM(2009) 532 final // http://ec.europa.eu/internal_market/copyright/docs/copyright-infso/20091019_532_en.pdf.
Библиотеки заинтересованы в массовой оцифровке, т.е. переводе своих фондов в цифровую форму с целью их сохранения и выполнения публичной функции - обеспечения доступа граждан к знаниям и культуре.
Научные и учебные учреждения желают получить большую гибкость при распространении материалов, в том числе в интересах дистанционного обучения, независимо от административных и государственных границ.
Люди с ограниченными возможностями сталкиваются с трудностями при получении информации. В частности, люди с нарушением зрения испытывают "книжный голод", поскольку лишь 5% европейских изданий выпускаются в доступном для них формате, и это только усугубляется ограничениями на распространение за пределами национальных территориальных границ.
Издательства и авторы обеспокоены тем, что крупные проекты по оцифровке и онлайн-распространению принадлежащих им произведений ставят под угрозу исключительность их прав и грозят уменьшением доходов. Издатели утверждают, что они уже делают достаточно, выкладывая онлайн до 90% научных журналов, инвестируя в инновационные модели электронной доставки (например, электронные книги) и предоставляя доступ для людей с нарушением зрения.
В связи с этим Европейская Комиссия инициировала общественное обсуждение Зеленой книги об авторском праве в экономике знаний. Целью исследования стал вопрос о том, как широкое распространение знаний в пределах единого внутреннего рынка ЕС - в значительной степени онлайн - может быть достигнуто в рамках существующих нормативных актов по авторскому праву, в частности Директивы 2001/29/ЕС.
Два подхода к проблеме. В процессе обсуждения Зеленой книги выявилось два основных подхода к проблеме.
Публичный. Библиотеки, архивы и университеты выступили за приоритет "публичного интереса", ратуя за придание большей гибкости "разрешительной" системе авторского права. Этот подход предполагает разумные ограничения исключительного права авторов и иных правообладателей, которые упрощают "доступ к знаниям".
Традиционный. По мнению издателей, обществ по коллективному управлению правами и иных правообладателей, лучшим способом обеспечить распространение знаний путем предоставления расширенного и эффективного доступа к произведениям является заключение лицензионных договоров. Хозяйствующие субъекты уверены, что ограничения исключительного права могут подорвать экономическую выгоду от использования произведений и привести к попыткам "езды зайцами" за их счет, разрушить экономику науки и культуры, привести к бегству инвесторов из данной сферы.
Цель Комиссии - привести эти точки зрения к общему знаменателю. В ходе общественного обсуждения Зеленой книги были сделаны следующие выводы.
В отношении библиотек и архивов. Действующая правовая модель не позволяет библиотекам и архивам осуществлять широкомасштабную оцифровку своих фондов. Дозволенные им законом случаи свободного использования произведений, охраняемых авторским правом, сводятся к единичным актам репродуцирования в некоммерческих целях. Это означает, что оцифровка библиотечных фондов требует предварительного согласия правообладателей.
Библиотеки утверждают, что необходимость получения такого согласия влечет за собой большие сложности в процессе очистки прав, поскольку издатели зачастую не имеют "цифровых" прав и приходится обращаться напрямую к авторам. Дополнительные трудности возникают, когда оцифрованный материал состоит из неопубликованных писем, личных дневников и деловой документации. В данном случае библиотеки и архивы подчеркивают свою уникальную роль в сохранении культурного наследия: они делают для науки и культуры гораздо больше, чем издательства, поскольку действуют в публичных интересах. Кроме того, библиотеки и архивы выступают за то, чтобы их фонды были доступны онлайн, а не только в их помещениях, как это предусмотрено действующими документами (ст. 5(3)(n) Директивы 2001/29/ЕС). Они полагают, что в цифровой век всеобщей мобильности привязка к помещениям ограниченной вместимости выглядит анахронизмом.
Напротив, издательства и общества по коллективному управлению не видят каких-либо причин для расширения ныне действующих исключений для библиотек и архивов. Они поддерживают существующие схемы лицензирования, в том числе в отношении оцифровки и выкладывания произведений в Интернет для доступа к ним в режиме онлайн. Они полагают, что предоставление библиотекам и архивам большей свободы действий подрывает позиции правообладателей и приводит к недобросовестной конкуренции и "цифровым утечкам", прямо противоречит общепринятым нормам международного права, закрепленным в положениях Бернской конвенции и Договорах ВОИС по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам.
В сложившихся условиях действия Комиссии должны заключаться в том, чтобы на уровне Евросоюза поддерживать простую и эффективную систему оперативного получения библиотеками прав на оцифровку и онлайн-распространение произведений. Эта работа включает в себя помимо прочего прояснение правовых аспектов широкомасштабной оцифровки и выработку унифицированных предложений по решению вопроса стоимости получения прав. Для этого Комиссия должна изучить все возможности, включая коллективное лицензирование.
"Произведения-сироты". "Произведения-сироты" охраняются авторским правом, но обладателей прав или их местонахождение невозможно установить.
В силу действующих норм авторского права произведение может быть использовано только после получения разрешения правообладателя. В случае "произведений-сирот" получить такое разрешение невозможно. Это приводит к тому, что миллионы произведений не могут быть правомерно использованы (например, фотография не может быть использована в газете, книга не может быть оцифрована, фильм восстановлен для показа и т.д.).
Библиотеки, университет, архивы, отдельные пользователи и государства - члены ЕС обращают внимание на то, что в настоящее время не существует юридически обязательных актов, в которых закреплялся бы порядок широкомасштабной оцифровки специальными субъектами, каковыми являются библиотеки, университеты и архивы. При этом использование "произведений-сирот" является нарушением прав на них. Исходя из этого указанные лица выступают за необходимость правового регулирования порядка использования "произведений-сирот", которое имело бы единообразный характер на территории ЕС.
Для издательств, обществ по коллективному управлению правами и иных правообладателей вопрос о "произведениях-сиротах" сводится к вопросу "очистки прав". Они скептически относятся к предложению предусмотреть исключения для библиотек и архивов в отношении использования таких произведений. Важнейшим, по их мнению, является обеспечение добросовестного и надлежащего поиска и выявления правообладателей с использованием существующих баз данных. Несколько издательств, библиотек и иных организаций даже начали работу по предоставлению пользователям, желающим оцифровать свои коллекции, информации о статусе охраняемого произведения. Этот проект называется ARROW (Accessible Registries of Rights Information and Orphan Works towards Europeana - "Общедоступные реестры информации о правах и "произведениях-сиротах" для Europeana").
Можно отметить, что главной целью в вопросе правового положения "произведений-сирот" является установление общих стандартов должной осмотрительности при поиске правообладателей "произведений-сирот", а также разрешение проблемы возможного нарушения прав при использовании таких произведений. Для этого Комиссии рекомендовали принять меры по установлению соответствующих стандартов на уровне Евросоюза <1>.
--------------------------------
<1> В результате длительного согласования позиций издателей, объединений правообладателей, с одной стороны, и библиотек и архивов - с другой, была принята Директива Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 г. 2012/28/EU о "произведениях-сиротах" (OJ L 299, 27.10.2012. P. 5 - 12).
Учебные и научные цели. Развитие современных технологий приводит к тому, что образование и наука приобретают международный и трансграничный характер. Доступ к информации, ее использование уже не ограничиваются физическим пространством. Следовательно, ограничение возможностей образования и науки физическими границами конкретных помещений противоречит современным реалиям.
В настоящее время на первый план вышла проблема разграничения между опубликованием произведения в научных целях и его изданием в литературных и художественных целях. Это связано с тем, что авторы литературных произведений зарабатывают на жизнь публикацией своих произведений.
Библиотеки и архивы подчеркивают сложность и разнородность существующей системы договоров с издательствами. Средний европейский университет вынужден заключать более сотни договоров с разными издательствами об использовании в учебном процессе оцифрованных материалов, имеющих разный статус. Анализ возможностей библиотек и архивов, вытекающих из каждого из таких договоров, - сложный и трудоемкий процесс.
Библиотеки и архивы полагают, что с практической точки зрения было бы более эффективно, чтобы одна организация была уполномочена предоставлять широкий круг прав на использование цифровых материалов в режиме онлайн. Кроме того, библиотеки и архивы призывают распространить ограничения исключительных прав в учебных и научных целях на дистанционное и заочное образование. Они придерживаются той точки зрения, что те денежные средства, которые сейчас идут на подписку на периодические издания, следовало бы скорее направить на научные исследования и учебный процесс.
Издательства возражают. Они убеждены, что лицензирование обеспечивает достаточную гибкость для удовлетворения потребностей учебного процесса и научных исследований, а также дистанционного обучения. Издательства подчеркивают свою готовность предоставить библиотекам, учебным и научным организациям широкий доступ к своим базам данных, периодике и книгам на основании лицензионных соглашений.
Комиссия ЕС исходит из того, что лицензионная нагрузка, которую несет средний европейский университет, должна быть уменьшена. Для этого Комиссия считает необходимым преодолеть нынешнюю разнородность и фрагментарность порядка получения университетами прав использования научной периодики <1>.
--------------------------------
<1> Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions a Single Market for Intellectual Property Rights: Boosting creativity and innovation to provide economic growth, high quality jobs and first class products and services in Europe. Brussels, 24.05.2011. COM(2011)287 final (многочисленные проблемы, требующие обсуждения, перечислены в п. 3.3.4 - 3.3.5 на с. 12 - 13 сообщения).
Люди с ограниченными возможностями. Конвенция ООН о правах людей с ограниченными возможностями предусматривает право таких лиц на равный доступ к информационным продуктам, публикациям и материалам культурного характера в соответствующих форматах.
Организации, представляющие интересы таких лиц, заявляют о "книжном голоде": лишь 5% опубликованных в Европе книг переводятся в доступные форматы (аудиокниги и статьи, шрифт Брайля и др.). Почти 95% имеющихся материалов предоставляются специализированными агентствами, финансируемыми благотворительными организациями или общественными взносами и работающими в рамках ограничений исключительных прав правообладателей в интересах лиц с ограниченными возможностями. Непонятно только, почему на законодательном уровне ограниченные возможности учитываются, когда речь идет об ограничениях по зрению, но не принимаются во внимание, когда речь идет об иных ограничениях по состоянию здоровья.
Несмотря на то что государства - члены ЕС имплементировали данные ограничения в свои правовые системы, подход разнится от страны к стране, что вызывает правовую неопределенность. Кроме того, трансграничное перемещение материальных носителей, количество которых и так является недостаточным, еще больше снижается ввиду территориального действия ограничения исключительных прав, а приобретение таких прав в стране, куда должен быть совершен импорт, является весьма затратным процессом.
Издательства согласны с тем, что основная цель в том, чтобы значительная часть опубликованных книг была доступна в соответствующих форматах. Однако они убеждены, что это достигается путем существующей системы добровольного заключения лицензионных договоров, а не с помощью законодательных ограничений и исключений. При этом издательства и иные правообладатели указывают, что публичное финансирование предоставления доступа к произведениям в таких форматах должно предоставляться самим издательствам.
Ближайшей целью Европейской Комиссии провозглашается стимулирование издательств к выпуску большего количества произведений в форматах, доступных для людей с ограниченными возможностями. Обсуждение Зеленой книги выявило наличие на территории ЕС множества видов действий по обеспечению прав людей с нарушением зрения. Подобные действия должны получить в Евросоюзе повсеместное распространение. Вопросы стимулирования экспорта произведений, переведенных в доступный для таких лиц формат, из одного государства - члена ЕС в другое с выплатой адекватного вознаграждения правообладателям должны найти решение на уровне ЕС.
|