К такой территории обычно относят используемые неограниченным числом государств водные районы — участки международных проливов, вод архипелагов, международных каналов и международных рек, используемые для международного судоходства. Государственной территорией международного пользования считаются также острова, особый статус которых определен международными договорами (наиболее известный пример — архипелаг Шпицберген).
Международные реки
В общем смысле под международными реками понимают реки, протекающие по территориям двух или более стран или разделяющие территории государств. Иногда их подразделяют на:
международные судоходные реки, имеющие выход к морю;
трансграничные реки, которые протекают по территориям нескольких государств без выхода устья реки к морю;
пограничные реки (по ним проходит граница между прибрежными государствами)[1].
Однако такая классификация в значительной мере условна, так как одни и те же международные реки могут быть отнесены к различным их типам.
Особое значение имеют судоходные реки, имеющие прямое сообщение с морем и используемые для международных водных перевозок различными, в том числе и неприбрежными, странами. Поэтому первые нормы, касающиеся международно-правового режима таких рек (Дунай, Рейн, Нигер, Амазонка, Меконг и др.), в основном регламентировали вопросы их судоходного использования. Так, свобода судоходства по основным речным путям Западной Европы была признана еще Венским конгрессом в 1815 г. Впоследствии были подготовлены и заключены специальные международные соглашения в отношении таких рек, как Рейн (1868 г.) и Дунай (1948 г.).
Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г., заключенная придунайскими странами, в ст. 1 предусматривает, что «навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении
торговых и навигационных сборов и условий торгового судоходства». Прибрежные страны обязались содержать свои национальные участки Дуная в судоходном состоянии, производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства на нем. Для наблюдения за исполнением положений Конвенции учрежден специальный орган — Дунайская Комиссия, в которую включаются по одному представителю от каждой придунайской страны (ст. 5). Комиссия имеет Секретариат и необходимый аппарат, принимает свой бюджет, который составляется из взносов придунайских стран[2] [3].
Во второй половине ХХ в. международным сообществом стали активно обсуждаться проблемы несудоходного использования международных водотоков, их охраны от загрязнения и других видов антропогенного воздействия; как следствие, был подготовлен ряд международно-правовых актов о такой деятельности универсального и регионального характера. Так, в Нью-Йорке 21 мая 1997 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи
ООН принята и открыта для подписания Конвенция о праве несудоход-
2
ных видов использования международных водотоков.
Хотя данная Конвенция пока не вступила в силу, она отражает признаваемую многими государствами практику межгосударственного сотрудничества в несудоходном использовании международных рек и других водотоков, является результатом кодификации и прогрессивного развития международного права. В литературе высказано мнение, что ряд ее положений действует в качестве обычных норм общего международного права[4]. Значение Нью-Йоркской конвенции состоит прежде всего в том, что она определяет следующие основополагающие принципы использования международных водотоков:
справедливое и разумное использование водотока;
участие всех государств водотока в его использовании, освоении и защите;
недопустимость причинения значительного ущерба другим государствам при использовании международного водотока;
сотрудничество государств водотока в целях достижения его оптимального использования и надлежащей защиты;
регулярный обмен данными и информацией о состоянии водотока, а также соответствующими прогнозами;
взаимосвязь и равенство различных видов использования[5].
Среди региональных соглашений следует отметить действующую между европейскими странами Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 г., с изменениями от 28 ноября 2003 г. (Россия является ее участником с 6 октября 1996 г.)[6]. Европейская конвенция возлагает на государства- участников обязанность осуществлять все необходимые меры для предотвращения, ограничения и сокращения любого трансграничного воздействия на такие воды, включая меры, направленные на предотвращение загрязнения вод, рациональное управление водными ресурсами, обеспечение сохранения и восстановления экосистем.
Правовой режим архипелага Шпицберген
Шпицберген (норвежское наименование Свальбард) представляет собой архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане между 74° и 81° северной широты, 10° и 35° восточной долготы, входящий в состав территории Королевства Норвегия. Международно-правовой режим данного архипелага как территории общего пользования был закреплен принятым на Парижской мирной конференции 9 февраля 1920 г. Договором о Шпицбергене, подписанным первоначально девятью странами (Англией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией)[7]. СССР стал участником договора 7 мая 1935 г.
Стороны Договора признают, по его ст. 1, на условиях, в нем согласованных, «полный и абсолютный суверенитет» Норвегии над всеми островами, входящими в архипелаг, включая Медвежий остров. В то же время суда и граждане договаривающихся сторон допускаются Договором на одинаковых условиях к «осуществлению права на рыбную ловлю и охоту» в пределах территории архипелага и в его территориальных водах. Также граждане стран — участниц Договора имеют право на равный свободный доступ в воды, фиорды и порты Шпицбергена, в том числе и для занятий судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями, при условии соблюдения местных законов и постановлений (ст. 2, 3 Договора). Следует отметить и то, что по ст. 9 Договора о Шпицбергене Норвегия обязалась не создавать и не допускать создания на его территории каких-либо морских баз, равно как и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях. По мнению ряда отечественных юристов-международников, это свидетельствует о полной демилитаризации территории архипелага[8].
Характеризуя в общем правовой режим Шпицбергена как принадлежащей Норвегии территории международного пользования, обратим внимание, что во многом он является уникальным в международном праве и его следует отделять от таких правовых форм использования государственной территории, как кондоминиум и сервитут.
В последнее время одним из актуальных для России вопросов является использование рыболовных ресурсов северных морей и, в частности, морских районов, прилегающих к Шпицбергену. Как известно, Норвегией как прибрежным государством еще в 1977 г. была установлена 200-мильная рыбоохранная зона вокруг Шпицбергена, в пределах которой норвежские власти осуществляют регулирование и контроль за использованием морских биоресурсов, а с 2003 г. — территориальное море шириной в 12 миль (ранее было 4 мили). Для иностранных рыболовецких компаний в последнем действует разрешительный порядок ведения промысла[9]. Данные меры в определенной степени затруднили рыболовецкую деятельность стран — участниц Договора, и с середины 80-х годов прошлого века в рыбоохранной зоне регулярно возникали конфликты между Береговой охраной Норвегии и рыбаками иностранных государств[10]. Представляется, что назрела необходимость внесения в Договор о Шпицбергене дополнений, которые более детально определили бы права и обязанности его сторон в отношении морских вод, прилегающих к данному архипелагу, в том числе и в том, что касается ведения там рыболовного промысла.
[1] Международное право: Учебник / Под ред. А.Н. Вылегжанина. С. 169.
[2] Действующее международное право. Т. 1. С. 211-215.
[3] Отметим, что понятие «международный водоток» является более широким, чем понятие «международная река»; по смыслу ст. 2 Конвенции оно включает систему поверхностных и грунтовых вод, составляющих в силу своей физической взаимосвязи единое целое и обычно имеющих общее окончание, части которой находятся в различных государствах.
[4] Саваськов П.В. Право несудоходных видов использования международных водотоков // Московский журнал международного права. 2002. № 4. С. 280.
[5] http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/watercrs.shtml
[6] http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/watercourses_lakes.shtml
[7] Действующее международное право. Т. 1. С. 202-204.
[8] См., в частности: Тимченко Л.Д. Государственная территория общего пользования: юридическая природа и правовой режим. На примере Шпицбергена // Московский журнал международного права. 1997. № 3. С. 87.
[9] Эти действия норвежской стороны получили неоднозначную оценку в юридической литературе с точки зрения их соответствия условиям Договора о Шпицбергене. См. об этом: Международное публичное право: Учебник для бакалавров / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. С. 591-592.
[10] Криворотое А.К. Международно-правовой статус рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 101-105.
|