Шпицберген (норвежское наименование Свальбард) представляет собой архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане между 74° и 81° северной широты, 10° и 35° восточной долготы, входящий в состав территории Королевства Норвегия. Международно-правовой режим данного архипелага как территории общего пользования был закреплен принятым на Парижской мирной конференции 9 февраля 1920 г. Договором о Шпицбергене, подписанным первоначально девятью странами (Англией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией)[1]. СССР стал участником договора 7 мая 1935 г.
Стороны Договора признают, по его ст. 1, на условиях, в нем согласованных, «полный и абсолютный суверенитет» Норвегии над всеми островами, входящими в архипелаг, включая Медвежий остров. В то же время суда и граждане договаривающихся сторон допускаются Договором на одинаковых условиях к «осуществлению права на рыбную ловлю и охоту» в пределах территории архипелага и в его территориальных водах. Также граждане стран — участниц Договора имеют право на равный свободный доступ в воды, фиорды и порты Шпицбергена, в том числе и для занятий судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями, при условии соблюдения местных законов и постановлений (ст. 2, 3 Договора). Следует отметить и то, что по ст. 9 Договора о Шпицбергене Норвегия обязалась не создавать и не допускать создания на его территории каких-либо морских баз, равно как и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях. По мнению ряда отечественных юристов-международников, это свидетельствует о полной демилитаризации территории архипелага[2].
Характеризуя в общем правовой режим Шпицбергена как принадлежащей Норвегии территории международного пользования, обратим внимание, что во многом он является уникальным в международном праве и его следует отделять от таких правовых форм использования государственной территории, как кондоминиум и сервитут.
В последнее время одним из актуальных для России вопросов является использование рыболовных ресурсов северных морей и, в частности, морских районов, прилегающих к Шпицбергену. Как известно, Норвегией как прибрежным государством еще в 1977 г. была установлена 200-мильная рыбоохранная зона вокруг Шпицбергена, в пределах которой норвежские власти осуществляют регулирование и контроль за использованием морских биоресурсов, а с 2003 г. — территориальное море шириной в 12 миль (ранее было 4 мили). Для иностранных рыболовецких компаний в последнем действует разрешительный порядок ведения промысла[3]. Данные меры в определенной степени затруднили рыболовецкую деятельность стран — участниц Договора, и с середины 80-х годов прошлого века в рыбоохранной зоне регулярно возникали конфликты между Береговой охраной Норвегии и рыбаками иностранных государств[4]. Представляется, что назрела необходимость внесения в Договор о Шпицбергене дополнений, которые более детально определили бы права и обязанности его сторон в отношении морских вод, прилегающих к данному архипелагу, в том числе и в том, что касается ведения там рыболовного промысла.
[1] Действующее международное право. Т. 1. С. 202-204.
[2] См., в частности: Тимченко Л.Д. Государственная территория общего пользования: юридическая природа и правовой режим. На примере Шпицбергена // Московский журнал международного права. 1997. № 3. С. 87.
[3] Эти действия норвежской стороны получили неоднозначную оценку в юридической литературе с точки зрения их соответствия условиям Договора о Шпицбергене. См. об этом: Международное публичное право: Учебник для бакалавров / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. С. 591-592.
[4] Криворотое А.К. Международно-правовой статус рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 101-105.
|