В современной доктрине международного права выделяют признание государств, правительств, воюющих и восставших сторон, национально-освободительных движений и органов сопротивления.
В зависимости от объема признания разграничивают две формы признания: de jure и de facto. Под признанием de jure понимают полное и окончательное признание государства или правительства. Признание de facto означает неполное, неокончательное признание и имеет место в случаях, когда нет определенности в вопросе образования и дальнейшего существования государства либо правительства. В международной практике часто возникают ситуации, когда государства либо правительства, не признающие друг друга, сталкиваются с необходимостью вступления в контакты для решения различных вопросов. В таких случаях имеет место признание ad hoc, т.е. разовое признание для решения конкретных вопросов, не влекущее официального признания.
Признание нового государства — это акт, в котором выражается намерение признающего вступать в стабильные международно-правовые отношения с признаваемой стороной1. [1]
Исторически сформировались две теории признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой государство становится субъектом международного права лишь в силу признания. В соответствии с конститутивной теорией признание государства конституирует (создает) его международную правосубъектность, переводя из состояния фактического существования в юридическое.
Данной теории противостоит декларативная теория, согласно которой государство становится субъектом международного права вне зависимости от его признания, а лишь в силу самого факта своего образования. Признание же не наделяет государство качеством субъекта международного права, а является лишь констатацией его международной правосубъектности и способствует полноценному вхождению в систему межгосударственных отношений. В Заключении № 1 Арбитражной комиссией, созданной Международной конференцией по Югославии в 1991 г., было отмечено, что существование или прекращение существования государства является вопросом факта, а признание со стороны других государств является чисто декларативным (п. La)1, что было подтверждено и в Заключении № 10[2] [3] [4].
В случае же попытки создания государства путем самопровозглашения независимости, сецессии и в нарушение общепризнанных принципов и норм международного права отказ мирового сообщества в признании таких образований служит фактором обеспечения международного правопорядка, о чем свидетельствует международ-
3
ная практика коллективного непризнания .
В последнее десятилетие XX и начале XXI в. были выработаны критерии в качестве условий признания новых государств, а именно: соблюдение признаваемыми государствами правопорядка, демократии и прав человека, уважения прав этнических и национальных групп и меньшинств, нерушимости границ, признание соответствующих обязательств по разоружению и нераспространению ядерного оружия, решение соглашением или в арбитражном порядке всех вопросов се- цессии и региональных споров. Они, в частности, были провозглашены в Декларации «Руководство о признании новых государств в Восточной Европе и Советском Союзе»[5], принятой Европейским сообществом 16 декабря 1991 г.
Смена и изменение власти в государстве конституционным путем обычно не влекут постановку вопроса о признании правительства. Если смена власти в государстве происходит в результате переворота, восстания, гражданской войны и т.д., то возникает вопрос о признании правительства, пришедшего к власти неконституционным путем. В международном праве исторически сформировались две доктрины признания правительств: Тобара и Эстрады.
Согласно доктрине Тобара, сформулированной министром иностранных дел Эквадора Карлосом Тобаром в 1907 г., правительства, пришедшие к власти неконституционным путем, не должны признаваться.
В 1930 г. министром иностранных дел Мексики Хенаро Эстрадой Фелисом была сформулирована другая доктрина — доктрина Эстрады. Согласно указанной доктрине не требуется специального акта признания или непризнания правительства, пришедшего к власти неконституционным путем, так как это означало бы вмешательство во внутренние дела такого государства. В подобных случаях государствам достаточно ограничиться продолжением дипломатических отношений либо отзывом дипломатических представителей.
Истории и современности международного права и практики известно также признание сражающихся и восставших сторон, национальноосвободительных движений и органов сопротивления. Данные питы признания продиктованы необходимостью вступления в контакты с органами и представителями таких сторон, оказания помощи, распространения на них правил ведения войны и др. В разное время примерами признания национально-освободительного движения служили Организация народов Юго-Западной Африки (СВАПО), Организация освобождения Палестины (ООП), признания органов сопротивления — Французский комитет национального освобождения, Национальный комитет Чехословакии и др.
Правопреемство государств в международном праве означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения определенной территории. В самом общем виде правопреемство представляет собой переход прав и обязанностей государства к другому государству. При прекращении государства-предшественника исчезновение его основных прав и обязанностей сопровождается возникновением основных прав и обязанностей у вновь образующегося государства. В случае сохранении государства-предшественника его основные права и обязанности сохраняются, а государство-правопреемник возникает как носитель основных прав и обязанностей без какого-либо их перехода. В процессе же правопреемства происходит переход только лишь индивидуальных прав и обязанностей, которые государство-предшественник приобрело в ходе международного общения. Поэтому обычно определение объема правопреемства решается по согласованию воль государства-предшественника и государства-правопреемника. По вопросу объема правопреемства в науке международного права сформировались различные теории: универсального правопреемства, континуитета, негативная теория, tabula rasa и др.
Правопреемство государств возникает в отношении различных объектов: международные договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги. В отличие от международного признания институт правопреемства в настоящее время кодифицирован и в зависимости от объекта правопреемства регулируется нормами Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., вступившей в силу в 1996 г., и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Основным договорным источником по вопросу правопреемства государств в отношении договоров является Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.
Правопреемство государств как таковое не затрагивает: а) границ, установленных договором, или б) обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы. Это обусловлено необходимостью сохранения международной стабильности. Границы могут определяться в силу принципа utipossidetis, согласно которому административные границы колоний или государств-предшественников трансформируются в государственные границы новых государств в процессе деколонизации или возникновения государства из уже существующего, что нашло признание и подтверждение в практике Международного суда ООН[6]. Международная практика также подтверждает данный подход. Так, Минским соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 5 декабря 1991 г. и Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 г. государства обязались признавать и уважать территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, а по Договору от 29 октября 1992 г. граница между Чехией и Словакией была установлена по административной границе.
Государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Двусторонний договор считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда: а) они явственно об этом договорились или б) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.
В случае объединения либо отделения одного или нескольких государств любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства государств в отношении любого из них, продолжает находиться в силе в отношении этого государства-преемника, за исключением случаев, когда они договорились об ином или если это несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. В случае, когда часть или части территории государства отделяются и образуют одно или несколько государств, независимо от того, продолжает ли существовать государство-предшественник, договоры, действующие в отношении всей территории, продолжают находиться в силе в отношении каждого образованного таким образом государства-преемника, а договоры, действующие в отношении лишь части территории, — только этого государства-преемника. Исключения из данного правила могут быть в случае, когда государства договорились об ином или из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении данного государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия.
Для целей правопреемства государств в отношении государственной собственности под термином «государственная собственность» понимается имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству. Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику.
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство-преемник государственная собственность государств-пред- шественников переходит к государству-преемнику.
При передаче части территории одного государства другому государству, либо отделении части или частей государства, либо разделении государства переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику по общему правилу регулируется соглашением между ними. В случае же отсутствия такого соглашения применяются специальные правила. Так, при передаче части территории одного государства другому государству (а) недвижимая собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, и (б) движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходят к госу- дарству-преемнику. В случае отделения части или частей государства указанные два правила дополняются третьим, в частности иная движимая государственная собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле.
При разделении государства указанные три правила дополняются четвертым, а именно: недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся за пределами его территории, переходит к государствам-преемникам в справедливых долях.
Особым образом регулируется правопреемство государств в отношении собственности при образовании государств путем освобождения зависимых территорий. В случае, когда государство-преемник является новым независимым государством, движимая собственность, а также находящаяся за ее пределами недвижимая собственность, принадлежавшие государству до попадания в зависимость, переходят к государству-преемнику. Прочая движимая собственность и иная находящаяся за пределами его территории недвижимая собственность, в создании которых принимала участие зависимая территория, переходят к государству-преемнику.
Для целей правопреемства государств в отношении государственных архивов термин «государственные архивы» означает совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных госу- дарством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства государств принадлежали государству-предшественни- ку согласно его внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.
В случае объединения двух или нескольких государств в одно государство-преемник государственные архивы государств-предшествен- ников переходят к государству-преемнику.
При передаче части территории одного государства другому государству, либо отделении части или частей государства, либо разделении государства переход государственных архивов от государства- предшественника к государству-преемнику по общему правилу регулируется соглашением между ними. В случае же отсутствия такого соглашения применяются специальные правила. Так, при передаче части территории одного государства другому государству, а также при отделении части или частей государства либо разделении государства: а) часть архивов государства-предшественника, которая в целях нормального управления территорией, являющейся объектом правопреемства государств, должна находиться в распоряжении государства, которому передается указанная территория, переходит к государству-преемнику; б) часть иных архивов государства-предшественника, имеющая отношение исключительно или главным образом к территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-преемнику.
В случае образования нового государства из зависимых территорий указанные два правила дополняются третьим, а именно часть иных государственных архивов государства-предшественника, имеющая отношение исключительно или главным образом к территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к новому независимому государству.
Для целей правопреемства государств в отношении государственных долгов термин «государственный долг» означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.
Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг госу- дарств-предшественников переходит к государству-преемнику. При передаче части территории одного государства другому государству, либо отделении части или частей государства, либо разделении государства переход государственных долгов от государства-предшественника к государству-преемнику по общему правилу регулируется соглашением между ними. В случае же отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемни- ку в связи с данным государственным долгом.
Когда государство-преемник является новым независимым государством, никакой государственный долг государства-предшественника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное. При этом указанное со
глашение не должно наносить ущерб принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами, а осуществление этого соглашения не должно подрывать основы экономического благосостояния нового независимого государства.
[1] См.: Курс международного права. Т. 3: Основные институты международного права. С. 109.
[2] См.: Opinion 1 of the Arbitration Commission of the International Conference on Yugoslavia // International Legal Materials. 1992. Vol. 31. No. 6. P. 1495.
[3] Ibid. P. 1526.
[4] Доктрина непризнания известна еще с 1930-х годов как доктрина Стимсона (по имени Г.Л. Стимсона - государственного секретаря США в 1929-1930 гг.). Более подробно об этом см.: Turns D. The Stimson Doctrine of Non-Recognition: Its Historical Genesis and Influence on Contemporary International Law // Chinese Journal of International Law. 2003. Vol. 2. No. 1. P. 105-143.
[5] См.: European Community: Declaration on Yugoslavia and on the Guidelines on the Recognition of New States // International Legal Materials. 1992. Vol. 31. No. 6. P. 1485-1487.
[6] См.: Frontier Dispute, Judgment // I.C.J. Reports 1986. P. 554. § 20-26, 30 // http:// www.icj-cij.org/docket/files/69/6447.pdf. См. также: Frontier Dispute (Benin/Niger), Judgment // I.C.J. Reports 2005. P. 90. § 23, 24.
|