Суть наследования по закону весьма удачно выразил Братусь С.Н.: «Наследование по закону основано на предположении, что закон, устанавливающий круг наследников, очередность их призвания к наследству, размеры наследственных долей, соответствует воле наследодателя, не пожелавшего или не смогшего выразить свою волю иначе - путем завещательного распоряжения»[1].
Круг наследников по закону значительно расширился, учет интересов всего семейно-родового союза выразился в установлении ГК РФ восьми очередей наследования (ст.ст.1142-1148 ГК РФ).
При определении очередности наследования по закону Кодекс РФ основывается на степени родства наследников по отношению к наследодателю и исходит из того, что более близкие родственники устраняют от наследования более дальних (п.1 ст.1141 ГК РФ).
Наличие хотя бы одного из наследников предшествующей очереди исключают призвание к наследованию наследников последующей очереди[2]. Данный подход является традиционным для российского законодательства, которое всегда признавало, что наличие наследников ближайшей степени родства исключает призвание к наследованию родственников дальнейших степеней.
В развитие тенденции к существенному расширению круга наследников по закону и стремления законодателя способствовать переходу наследственного имущества, прежде всего к родственникам наследодателя и сокращению оснований для появления выморочного имущества в Кодексе РФ предоставлено право наследования по закону родственникам наследодателя вплоть до шестой степени родства.
В первую очередь к наследованию призываются наиболее близкие наследодателю люди - супруг, дети и родители наследодателя. То есть в первую очередь, кроме супруга, учитываются родственники наследодателя по прямой восходящей и нисходящей линии.
Право наследования по закону основывается, главным образом, на родстве, под которым понимается кровная связь лиц, происходящих от общего предка. Майер Д.И. подчеркивал, что «влияние родственного союза обнаруживалось тогда, когда само родство в результате смерти одного из родственников уже прекратилось. Именно родство представляет право, которое не может принадлежать посторонним лицам и состоит в праве законного наследования»[3].
Для родства характерна структура, определяемая его степенью. При этом родством или родственной связью признается кровная связь лиц, родственная связь более сильна по отношению к родственникам ближайшей степени и является более слабой по отношению к родственникам дальней степени. Поэтому родственникам ближайших степеней родства закон предоставляет особые права, возлагает определенные обязанности и устанавливает отдельные запреты, опосредованные именно родственной связью.
Так, родственниками по прямой линии являются родители и дети, дедушки, бабушки и внуки. Прямая линия родства может быть восходящей - от потомков к предкам (внуки, дети, родители) либо нисходящей, то есть идущей от предков к потомкам (родители, дети, внуки)[4].
Боковая линия родства основана на происхождении разных лиц от общего предка. Например, для родных братьев и сестер общие предки - это отец и мать либо один из них[5].
При определении седьмой очереди наследников законодатель отступает от принципа призвания к наследованию родственников наследодателя и допускает наследование между свойственниками.
Введение возможности наследования падчериц, пасынков, мачехи и отчима наследодателя является новшеством по сравнению с ранее действующим законодательством, не допускавшим наследования лицами, находящимися в отношениях свойства с наследодателем.
Это можно объяснить тем, что отношения, возникающие между мачехой (отчимом) и падчерицей (пасынком), часто оказываются близки к отношениям между родителями и детьми. Однако, признавая определенные права, вытекающие из отношений свойства, законодательство не приравнивает данные отношения к отношениям усыновления.
Если усыновители и усыновленные юридически по правам и обязанностям уравнены с родителями и детьми, то мачехи (отчимы) и пасынки (падчерицы) могут быть призваны к наследованию только при отсутствии наследников, находящихся в пятой степени родства с наследодателем'[6].
Таким образом, факт родства, вплоть до пятой степени, имеет приоритет в отношениях наследования.
Между людьми, состоящими в свойстве, нет кровной связи. Это отношения родственников одного супруга к другому супругу или отношения между родственниками обоих супругов (тесть, теща, свекровь, шурин и т. д.). В законодательстве и современной цивилистической литературе родство рассматривается в широком смысле, как биосоциальная категория.
Кодекс РФ предоставил право наследования нетрудоспособным иждивенцам, проживающим совместно с наследодателем и не входящим в число наследников по закону в качестве самостоятельной - восьмой очереди наследников по закону. Оно регулируется правилами статьи 1148 ГК РФ.
Прежде всего, новым является выделение двух групп нетрудоспособных иждивенцев наследодателя. Первая группа -
нетрудоспособные иждивенцы, относящиеся к очередям, предусмотренным статьями 1142 - 1145 ГК РФ, то есть со второй по седьмую включительно.
Это лица являющиеся родственниками, либо лица, отношения которых приравниваются к родственным (родственники усыновителя, потомки усыновленного), а в предусмотренном пунктом третьим статьи 1145 ГК РФ случае - лица, находящиеся в отношении семейства. Так как супруг, родители и дети наследодателя являются наследниками первой очереди и имеют приоритет перед всеми другими наследниками, на них не распространяются положения о нетрудоспособных иждивенцах.
Вторая группа - нетрудоспособные иждивенцы, не относящиеся к числу наследников по закону. Это могут быть либо родственники степеней родства, не имеющих значения при наследовании, либо граждане, находящиеся в отношениях свойства с наследодателем, также не имеющих правового значения (например, брат жены), либо вообще лица, не связанные с наследодателем родственными узами.
Для наследования нетрудоспособные иждивенцы первой группы, помимо доказательств, подтверждающих их право наследования в одной из очередей, установленных статьями 1142 -1145 ГК РФ, должны предоставить доказательства нахождения на иждивении наследодателя (срок иждивения должен быть не менее одного года), а также подтвердить свою нетрудоспособность.
Нахождение на иждивении означает, что лицо получало средства к существованию полностью за счет наследодателя либо получало от наследодателя такую помощь, которая была бы для него основным и постоянным источником существования. При этом не исключается, что иждивенец получает пенсию или пособие, однако в этом случае необходимо доказать, что пенсия и пособие обеспечивают его нужды лишь в незначительной степени, к примеру, в связи с необходимостью постоянного приобретения дорогостоящих лекарств.
Нетрудоспособными считаются лица, достигшие пенсионного возраста. По общему правилу пенсионный возраст для женщин 55 лет, а для мужчин 60 лет, однако для представителей некоторых профессий, а также в зависимости от условий труда или состояния здоровья этот возраст может быть снижен.
Нетрудоспособными считаются также несовершеннолетние до достижения возраста трудовой дееспособности, то есть до 15 лет. Нетрудоспособность подтверждается соответствующими документами. В частности, паспортом, свидетельством о рождении гражданина. Кроме того, пенсионный возраст лица может подтверждаться наличием пенсионного удостоверения. Для подтверждения факта и группы инвалидности представляется заключение медико-социальной экспертизы.
В ст. 1148 ГК РФ законодатель применил словосочетание «не менее года до смерти наследодателя» вместо традиционного словосочетания «не менее года до открытия наследства». Дело в том, что в ряде случаев днем открытия наследства считается день вступления в силу решения суда об объявлении лица умершим.
Законодатель исходил из того, что основания, вследствие которых лицо объявляется умершим судом, по общему правилу исключают саму ситуацию, когда нетрудоспособное лицо находилось на иждивении наследодателя отсутствующего в месте жительства в течение 5 лет.
Тем не менее, допущена неточность, так как лицо, отсутствующее в месте постоянного жительства в течение 5 лет, могло, например, в течение последних двух лет жизни содержать нетрудоспособного двоюродного внука: полностью исключить такую ситуацию нельзя. Из буквального толкования п. 1 ст. 1147 ГК РФ вытекает, что такой иждивенец не наследует в порядке, предусмотренном в п. 1 ст. 1149 ГК РФ.
На первый взгляд новые правила о наследовании нетрудоспособными иждивенцами наследодателя ясны и просты. Однако при более глубоком их анализе можно сделать вывод, что в них закреплена сложная правовая модель, которая в практике ее применения вызывает трудности, и простой гражданин едва ли сможет ее понять. Это, прежде всего, следует отнести к разделению нетрудоспособных иждивенцев на две группы. Нетрудоспособные иждивенцы первой группы, в свою очередь, делятся на тех, которых наследодатель был обязан содержать по закону, и тех которых он по закону не был обязан содержать.
К числу нетрудоспособных иждивенцев, которых наследодатель обязан был содержать, но которые не входят ни в одну из очередей наследников по закону, могут быть отнесены бывший супруг (ст. 90 СК РФ), его фактические воспитатели (ст. 96 СК РФ), отчим и мачеха (ст. 97 СК РФ).
Следует обратить внимание и на положения ст. 1148 ГК РФ, устанавливающие, что при отсутствии наследников нетрудоспособные иждивенцы наследуют самостоятельно и в равных долях. Указанные положения, вне всякого сомнения, распространяются на всех нетрудоспособных иждивенцев независимо от того, в какой разряд они включены.
Наследниками по праву представления, согласно Г ражданскому кодексу РФ являются не только внуки, но и племянники и племянницы, а также некоторые другие родственники (например, двоюродные), и одновременно перечисленные категории включены в круг наследников по закону.
Главный смысл ст. ст. 1142-1148 ГК РФ состоит в том, чтобы не допустить случаев выморочности наследственного имущества - оно должно оставаться в кругу родственников наследодателя. Это разумно, ибо практика показывает, что государство обычно не очень заинтересовано в переходе к нему наследственного имущества, особенно когда оно состоит из предметов домашней обстановки и обихода, и, надо сказать, распоряжается им не лучшим образом.
[1] Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С.69-70.
[2]Власов Ю.Н. Наследственное право РФ. М., 1989. С.111.
[3] Мейер Д.И. Русское гражданское право, изданное по запискам слушателей. СПб., 1902. 62с.
[4] Грудцына Л.Ю. Наследование в вопросах и ответах. М., 2009. С.97.
[5] Там же.
[6] Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части третьей гражданского кодекса РФ. М., 2010. С.131.
|