Выморочное имущество (Bona vacantia, erblose Guter) - имущество, которое осталось после умершего лица и на которое никто не заявляет или не может заявить притязаний ни по завещанию, ни по закону.
В пункте 1 ст. 1151 ГК РФ определены случаи, когда наследственное имущество считается выморочным. Если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, в том числе, когда все наследники по закону лишены в завещании наследодателя права наследования (п. 1 ст. 1119 ГК РФ), либо в силу ст. 1117 ГК РФ никто из наследников не имеет права наследовать или все они отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства (ст. 1153, 1154 ГК РФ), либо все наследники отказались от наследства и при этом никто не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1157-1159 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Однако формулировка п. 2 ст. 1151 ГК РФ является неточной, поскольку в наследственную массу входят имущественные права и долги, которые в принципе не могут принадлежать на праве собственности, в собственность способны переходить только вещи. Поскольку переход выморочного имущества к Российской Федерации - это наследование в соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ, то он совершается в порядке универсального преемства: имущество умершего переходит к Российской Федерации как единое целое. Таким образом, к государству переходит выморочное имущество в целом, со всеми правами и обязанностями.
Когда закон устанавливает, что переход выморочного имущества к Российской Федерации представляет собой наследование, он тем самым определяет место российского права среди национальных систем наследственного права, присутствующих в современном мире. Содержащееся в п. 2 ст. 1151 ГК РФ указание о переходе имущества в собственность Российской Федерации (в состав казны - ст. 214 ГК РФ) призвано подчеркнуть природу получения имущества государством (в порядке наследования), а также то, что иные виды публичных образований (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) не являются наследниками по закону.
Существуют две большие группы стран, по-разному квалифицирующие переход выморочного имущества к государству. Право первой из них признает этот переход осуществлением государством своего территориального верховенства. Эта точка зрения основывается на представлении, что выморочное имущество - это частный случай имущества, не имеющего собственника. В этом качестве оно поступает к тому, кто обладает суверенитетом над территорией, где такое поступление считается первоначальным способом приобретения права собственности по праву оккупации. Таким образом, обосновывается переход выморочного имущества к государству в ряде стран с континентальной системой права (например, во Франции).
В странах с англосаксонской системой права существует сходная концепция, согласно которой государство является обладателем «конечного титула собственности» на любое имущество (особенно недвижимое). Здесь после смерти собственника, не оставившего ни завещания, ни наследников по закону, происходит своего рода возврат имущества государству (escheat).
Вторая группа стран исходит из того, что приобретение выморочного имущества государством представляет собой наследование и что, следовательно, такое приобретение является не первоначальным, а производным (Германия, Италия, Испания и др.). Для Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. приобретение выморочного имущества государством, как и получение любого иного имущества умерших граждан, не было наследованием. Только ГК РСФСР (ст.ст.527, 552) установил, что имущество умершего переходит к государству «по праву наследования». Причина этого изменения имела, чисто внешний характер. Была предпринята попытка использовать некоторые особенности иностранного наследственного права в целях увеличения поступления в страну твердой валюты в виде наследственных сумм.
Как отмечает Богуславский М.М., за рубежом существуют коллизионные нормы, которые при определенных условиях позволяли применять к отношениям по наследованию наследственный закон, действующий в России. Если бы российское право устанавливало, что это имущество приобретается сувереном территории, т.е. по праву оккупации, то иностранные суды, следуя такой квалификации, передавали бы его тому государству, которое осуществляет суверенитет над территорией, где находится выморочное имущество[1].
Когда ГК РСФСР установил, что в отношении выморочного имущества имеет место наследование и что государство является наследником, ожидалось, что при описанной ситуации иностранные суды таких государств будут признавать выморочное имущество принадлежащим советскому государству. Тем не менее, все это оказалось иллюзией, констатирует Садиков О.Н.[2]. Изменение взгляда на природу приобретения выморочного имущества государством не вызвало увеличения притока наследственных сумм из-за границы. Правовая природа выморочного имущества, исходит из поддержания Российской Федерацией теории наследования и отрицания теории оккупации.
Значимость разграничения «права оккупации» или «права наследования» особенно ощутима при оценке правовых последствий, так как при «оккупации» не возникает речи об исполнении обязательств наследодателя перед третьими лицами за счет оставшегося имущества и вообще о правопреемстве в отношении его обязательств. Переход права собственности на имущество к государству соответственно признается первичным способом его приобретения.
Если же выморочное имущество переходит государству по праву наследования, как в Российской Федерации, то подобный переход представляет собой производный способ приобретения прав собственности на различные виды имущества и нематериальных прав, входящих в состав наследства. В частности, уплата долгов собственника имущества, ставшего выморочным, является закономерным требованием, обращаемым к государству со стороны кредиторов наследодателя. Это требование вытекает из квалификации наследования как универсального правопреемства, коим является и наследование государством выморочного имущества.
Некоторые западноевропейские идеи относительно роли государства в области наследования были реализованы в России. Государство получало роль то главного приобретателя наследства (1918 - 1926 гг.), то основного их приобретателя (1926 - 1964 гг.), то привилегированного приобретателя (1964 - 2002 гг.).
После длительного перерыва произошла социальная реабилитация понятия «выморочное имущество», которое с первой половины шестидесятых годов прошлого века было вытеснено другим термином - имущество, переходящее по праву наследования к государству. Отказ от понятия «выморочное имущество» мотивировался среди прочего тем, что и в случаях так называемой выморочности наследственного имущества в законе определено к кому это имущество перейдет.
В Постановлении Пленума Верховного Суда от 29 мая 2013 года разъясняется: «Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Однако проблема заключается в том, что многие вопросы, связанные с наследованием выморочного имущества, до сих пор не нашли разрешения в законодательстве.
При этом очевидно, что выморочное имущество как самостоятельная правовая категория имеет ряд существенных специфических особенностей, требующих непосредственного нормативного разъяснения[3].
Первая особенность правового статуса Российской Федерации в области наследования обусловлена тем, что она здесь выступает в двоякой роли. С одной стороны, Конституция возлагает на нее роль гаранта права наследования (ч.4 ст.35 Конституции). В Постановлении Конституционного Суда РФ № 1-П[4] сказано, что Конституция обеспечивает «гарантированный государством» переход имущества, принадлежавшего наследодателю, к другим лицам.
С другой стороны, раздел V ГК РФ признает Российскую Федерацию наследником, устанавливая, в частности, что получение ею выморочного имущества является наследованием по закону. В таком качестве государство наделяется определенными правами и возложенными обязанностями.
Особенности наследования выморочного имущества обусловлены не только целями введения данного института (защита прав и интересов кредиторов и предотвращение появления бесхозяйного имущества), но и спецификой правового положения государства как публичного образования, являющегося в соответствии с Конституцией гарантом права наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции) и выступающего в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти[5].
Например, для приобретения наследства не требуется специального акта его принятия (п. 1 ст. 1152 ГК РФ), а отказ от него запрещен (п. 1 ст. 1157 ГК РФ). В связи с этим в литературе высказано мнение, что в случае с выморочным имуществом речь идет не о наследовании, а о получении такого имущества, поскольку государство не имеет права не принять наследство или отказаться от него[6].
Вторая особенность положения Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества - применение к ней большинства гражданско-правовых норм, установленных для всех наследников по закону.
Будучи наследником по закону, Российская Федерация подпадает под действие нормы о том, что наследники несут ответственность по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 ГК РФ). К Российской Федерации в данных условиях применяется и процессуальная норма, допускающая предъявление кредиторами наследодателя исков к наследственному имуществу: иск может быть предъявлен и к выморочному имуществу. При этом Российской Федерации, как и любому наследнику, дается процессуальная льгота. Закон обязывает суд приостановить рассмотрение дела, возбужденного в связи с предъявлением кредиторами исков к выморочному имуществу, «до перехода выморочного имущества в порядке наследования к Российской Федерации» (п. 3 ст. 1175 ГК РФ).
Соответственно, к выморочному имуществу как к разновидности наследства, хотя и переходящего к Российской Федерации, применяются общие правила наследственного права. В частности, за счет выморочного имущества подлежат возмещению необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им (в пределах стоимости выморочного наследства) (п. 1 ст. 1174 ГК РФ).
Требования о возмещении этих расходов могут быть предъявлены к Российской Федерации, поскольку она является наследником выморочного имущества (п. 2 ст. 1174 ГК РФ). При этом в первую очередь подлежат возмещению расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, во вторую - расходы на охрану наследства и управление им. Эти расходы возмещаются Российской Федерацией, как и любым иным наследником, до уплаты долгов кредиторам наследодателя (п. 2 ст. 1174 ГК РФ).
Однако на практике возникает много вопросов, в частности, как за счет выморочного имущества подлежат возмещению необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им и какой федеральный орган в данном случае должен возместить соответствующие расходы.
На требования кредиторов наследодателя, предъявляемые в том числе и к Российской Федерации как к наследнику выморочного имущества, распространяется правило о сроке исковой давности, установленному для соответствующих требований, который не подлежит перерыву,
приостановлению и восстановлению (п. 3 ст. 1175 ГК РФ).
Третья особенность Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества состоит в том, Российская Федерация, выступающая в качестве наследника выморочного имущества, не должна принимать наследство: «Для приобретения выморочного имущества... принятие наследства не требуется» (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
Соответственно, на Российскую Федерацию, выступающую в указанной выше роли, не распространяются правила о принятии наследства. В частности, если бы Российская Федерация даже и совершила действия, которые в соответствии с законом свидетельствуют о фактическом принятии наследства, такие действия не порождали бы последствия, предусмотренного п. 2 ст. 1153 ГК РФ, а именно презумпции принятия наследства.
Равным образом к ней не применяются правила о сроке на принятие наследства (ст. 1154 ГК РФ), а также нормы, предусматривающие принятие наследства после истечения установленного срока (п. 1 и 3 ст. 1155 ГК РФ).
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не предписывают обязанности государства получить свидетельство о праве на выморочное наследство.
Правила Инструкции №185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» исходят из признания свидетельства о праве на наследство правоподтверждающим, но не правоустанавливающим документом. Пункт 5 указанной Инструкции закрепляет, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство, выдаваемое нотариальным органом налоговому органу, но не предусматривает обязанности государственного органа получить соответствующее свидетельство.
Вместе с тем необходимость распоряжения приобретенным по наследству недвижимым имуществом требует государственной регистрации прав на недвижимость, например в отношении прав на ценные бумаги. Но и при таких обстоятельствах вряд ли можно согласиться с высказанным в научной литературе мнением, что получение государством в лице соответствующих органов свидетельства о праве наследования выморочного имущества - обязанность, оговоренная законом[7].
Относительно возможности приобретения права собственности на вещь, входящую в состав выморочного имущества, в случае, когда государство не оформило своих наследственных прав и права собственности на подобное имущество следует руководствоваться ст. 1163 ГК РФ в которой указано что, наследник вправе в любое время по истечении шести месяцев с момента смерти наследодателя потребовать выдачи ему свидетельства о праве на наследство.
Нормы, допускающие наследственную трансмиссию (ст. 1156 ГК РФ), не применяются при наследовании выморочного имущества.
Рассуждая о наследовании выморочного имущества, следует учесть еще одно существенное отличие в положении Российской Федерации как наследника по закону выморочного имущества относительно отказа от наследства. ГК РФ ее такого права лишает: «При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается» (п. 1 ст. 1157 ГК РФ). По этой причине не применяются также нормы о способах и сроках отказа от наследства (п. 2 ст. 1157, 1159 ГК РФ).
К сожалению, закон не только не регулирует процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но даже не содержит четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества.
Следует заметить, что была предпринята попытка признания ст. 1157 ГК РФ неконституционной ввиду отсутствия подробного регулирования. Однако Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что устранение законодательных пробелов отнесено к компетенции законодателя - п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 194-О (Документ опубликован не был)1.
Споры о том, является ли имущество выморочным, в том числе споры о том, является ли оно выморочным полностью или в части, подлежат разрешению судом. В первую очередь они могут возникать между лицами, претендующими на наследство, и соответствующими государственными органами, которые в интересах государства отстаивают выморочность наследства. Так, они могут возникать тогда, когда признание имущества выморочным зависит от того, будет ли наследник отстранен от наследования как недостойный или нет. Наследник может оспаривать, что им был пропущен срок на принятие наследства, или ссылаться на то, что завещание, в котором он лишен наследства, завещатель совершил, когда он не отдавал отчета в своих действиях или не мог ими руководить. Проблема отсутствия четкого регулирования наиболее актуальна, когда выморочным является только часть имущества, а другая принята соответствующими наследниками по завещанию или закону.
При возникновении права общей собственности наследников (ст. 1164 ГК РФ) в случае неоформления Российской Федерацией наследственных прав возникают объективные препятствия к осуществлению правомочий другими сособственниками.
Российское государство имеет сложную, двухуровневую структуру, включающую в себя Российскую Федерацию и субъектов РФ. Согласно пункту 2 ст. 1151 ГК РФ право наследования по закону признается только за Российской Федерацией. Субъекты РФ, а также муниципальные образования могут наследовать по завещанию. Из этого следует, что унаследовать наследственное имущество как выморочное может только РФ, которая, оформив свои права на это имущество в установленном законом порядке, может передать его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований.
Так, несмотря на это, все настойчивее высказывается мнение о необходимости передачи части выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом решать судьбу выморочного имущества предлагается в зависимости от его вида.
Некоторые эксперты, настаивали на передаче в собственность субъектов Российской Федерации только жилых помещений. Необходимость подобного регулирования выморочного жилищного фонда аргументируется необходимостью несения расходов по содержанию жилых помещений[8]. Как отмечает Виноградова Р.И.[9], в муниципальную собственность целесообразно передавать жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда и жилые помещения в домах ЖСК. Однако это не означает, что субъекты РФ и муниципальные образования будут признаваться наследниками, так как в пункте 3 ст. 1151 ГК РФ предусматривается передача не права на принятие наследства, а самого наследственного имущества.
Однако с таким подходом согласиться нельзя, Котухова М.В. логично отмечает, что подобная избирательность наследования выморочного имущества нарушит принцип универсальности наследственного правопреемства, согласно которому наследственная масса должна переходить к наследникам как единое целое[10].
Включение в круг наследников муниципальных образований (городов федерального значения) породило следующую проблему: наследование - это универсальное правопреемство, а после внесения изменений в ст. 1151 ГК РФ наследственная масса «распадается» на две части - жилое помещение или иное имущество.
Муниципальные образования выступают сингулярными правопреемниками: они приобретают право только на жилое помещение и любые имущественные обязанности перед кредиторами умершего в пределах его стоимости. Поэтому муниципальное образование (город федерального значения) не может быть единственным наследником.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 ГК РФ Российская Федерация всегда становится сонаследником и несет солидарную ответственность по долгам умершего. Государство является наследником, даже если наследство выражено только жилым помещением, иначе не будет универсального правопреемства, ведь в муниципальную собственность переходит только определенное имущество, а не вся совокупность имущественных прав[11].
Пробелом является и то, что в ГК РФ не регулируется вопрос о выморочном имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации. Вероятнее всего, такое выморочное имущество также переходит в собственность Российской Федерации. Правила наследования определяются в соответствии с ГК РФ, международными договорами, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами: наследственное имущество как выморочное переходит в собственность государства, то движимое имущество передается государству, гражданином которого к моменту смерти являлся наследодатель, а недвижимое - в собственность государства, на территории которого она находится.
Как отмечается в литературе (Ярошенко К.Б.[12], Манылов И.Е.[13] и др.) на Российскую Федерацию распространяется правило о признании наследства принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Приобретение права собственности на имущество в результате наследования относится к производным основаниям возникновения права собственности, поэтому, как отмечалось выше, имущество передается государству со всеми имеющимися обременениями.
На сегодняшний день, однако, вопрос каким образом, государство, будет отвечать по долгам наследодателя, недостаточно проработан с нормативной точки зрения. Остается неясным, кому, и каким образом кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования в случае перехода выморочного имущества в порядке наследования Российской Федерации. В качестве примера можно привести: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2011 № А29-2169/2010. Суд удовлетворил требование банка о взыскании с РФ долга за счет выморочного имущества - транспортного средства по кредитному договору. Нижестоящие суды правомерно указали, что банк предоставил доказательства перехода транспортного средства к государству в порядке пункта 3 статьи 1151 ГК РФ. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.11.2010 по делу № А29-2169/2010. Поскольку имущество умершего гражданина в силу ст. 1151 ГК РФ перешло в собственность Российской Федерации в качестве выморочного имущества, что подтверждалось свидетельством, выданным нотариальным органом должностному лицу налогового органа, суд нижестоящей инстанции на основании ст. 1175 ГК РФ правомерно удовлетворил требование банка о взыскании долга по кредитному договору, заключенному между банком и гражданином, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пределах стоимости указанного имущества.
В условиях недостаточного законодательного регулирования и с учетом цели института выморочного имущества (предотвращение бесхозяйности имущества и защита прав и интересов кредиторов) обозначенные выше ситуации должны разрешаться с учетом всех обстоятельств в каждом конкретном случае.
[1] Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2008. С. 230.
[2] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / ответ. ред. О.Н. Садиков. М., 2005. С.249.
[3] Котухова М. В. Гражданско-правовое регулирование отношений с выморочным имуществом в наследственном праве Российской Федерации : Диссертация ... кандидата юридических наук. М., 2007. 132с.
[4] СЗ РФ. 2010. №6. Ст.699.
[5] Подробнее см., напр.: Договорное право: учебник. / Под общ. ред. Р.А. Курбанова, А.М. Эрделевского. Москва : Проспект, 2016; Жилищное право: учебник / Под ред. П.В. Алексия, Н.Д. Эриашвили, Р.А. Курбанова. Москва: Юнити-Дана, 2012; История предпринимательства в России (IX - начало XX вв.) (100-летию высшего торговоэкономического образования посвящается) / Каменецкий И. П., Метелев С. Е. ; Федеральное агентство по образованию, Российский торгово-экономический ун-т, Омский ин-т (фил.). Москва, 2007; Трудовое право: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд. / Под ред. Р.А. Курбанова. Москва: Юрайт, 2015; Свечникова Н.В. Гражданское и торговое право. Тенденции развития в государствах ЕС // Труд и социальные отношения. 2006. № 1. С. 152-156; и др.
[6] Телюкина М.В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2002. № 9. Комментарий к ст. 1151.
[7] Вавилин Е.В., Гурьева Е.В. Новый порядок наследования и дарения. М., 2006. С. 36 комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / под ред. Н.И. Марышевой, К.Б. Ярошенко). М, 2004. С.56.
[8] Журнал Квадрум. 04.04.07. [Электронный ресурс] Режим доступа UPL: http: // www. kvadroom.ru /journal/ news_ 04_04_07.html (дата обращения: 02.09.2016)
[9] Виноградова Р.И. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей, раздела пятого Наследственное право. М., 2006. С.170.
[10]Котухова М. В. Гражданско-правовое регулирование отношений с выморочным имуществом в наследственном праве Российской Федерации : Диссертация ... кандидата юридических наук. М., 2007. 132с.
[11] Подробнее см., напр.: Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Эриашвили Н.Д., Курбанов Р.А. и др. Москва, 2016. Сер. Dura lex, sed lex (5-е издание, переработанное и дополненное); Гурбанов Р.А. Природа и организационные основы Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №1; Нелегальная миграция и ее влияние на социально- экономическое развитие страны / Метелев С.Е. // Закон и право. 2006. № 1. С. 3-5; Свечникова Н.В. Решения Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2004; Gurbanov R.A. Influence of the European convention on protection of human rights and the basic freedom // Concise compilation of articles from Representative power 21 st century: legislation, commentary, problems. 2011. № 5-8; и др.
[12] Ярошенко К.Б. Новое законодательство о наследовании // Хозяйство и право. 2010. № 3. С.34-56.
[13] Манылов И.Е. Новое законодательство о наследовании по закону // Современное право. 2002. №1. С.18-20.
|