Четверг, 28.11.2024, 10:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации

Специфика труда экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации обусловлена многими объективными факторами. К ним, в частности, относятся: продолжительность полета, класс воздушного судна, количество посадок и другие. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации регулируются соответствующим Положением, утвержденным приказом Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139 с последующими изменениями и дополнениями .

Правовые нормы, закрепленные в данном Положении распространяются на членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа, включая курсантов летных учебных заведений и стажеров (далее - члены экипажа).

Рабочее время члена экипажа из трех частей: а) времени полетной смены; б) времени работы на земле между полетными сменами; в) времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.

Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю.

Нормальная продолжительность рабочего времени бортпроводника не может превышать 40 часов в неделю.

По общему правилу максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Однако, в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, указанная выше, для членов экипажа может устанавливаться суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представительного органа работников.

При любом учетном периоде продолжительность рабочего времени не может превышать нормального числа рабочих часов, установленного законодательством.

При установлении рабочего времени для членов экипажа работодатель должен учитывать следующие обстоятельства, закрепленные в Положении: 1) член летного экипажа имеет право отказаться от дальнейшего выполнения трудовых обязанностей, когда он настолько утомлен, что это может неблагоприятно повлиять на безопасность полета, в порядке установленном руководством по производству полетов эксплуатантов (далее - РПП); 2) член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде; 3) привлечение членов экипажа к сверхурочным работам производится по правилам, предусмотренным статьей 99 ТК РФ сверхурочная работа не должна превышать для [1] каждого члена экипажа 4 часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд, 20 часов в месяц и 120 часов в год.

Привлечение членов экипажа воздушного судна к сверхурочным работам по основаниям, предусмотренным статьей 99 ТК РФ может производиться работодателем только с письменного согласия члена экипажа, а в других случаях, привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников для выполнения полетов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты (транспортных полетов), и полетов при выполнении авиационных работ.

При непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете, и других случаях, не предусмотренных заданием на полет, командир воздушного судна обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены в следующих пределах: на два часа при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа; на три часа при выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа. Решение об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется командиром воздушного судна записью в задании на полет.

В том случае, если командиром воздушного судна не использовано право на увеличение продолжительности полетной смены или использование этого права не позволяет продолжить полет, командир воздушного судна может принять решение о завершении полетной смены и предоставлении членам экипажа воздушного судна ежедневного отдыха с предоставлением условий для отдыха в соответствующем аэропорту. При этом продолжительность ежедневного отдыха может быть уменьшена, но не менее чем до 10 часов, с соответствующим увеличением ежедневного времени отдыха в базовом аэропорту непосредственно после окончания полетной смены.

Для характеристики режима рабочего времени членов экипажей воздушных судов используются такие специальные правовые понятия, как: полетная смена, полетное время, время работы на земле между полетными сменами, транспортные полеты, рабочее время при дежурстве и нахождении в резерве, время работы на земле при ожидании вылета, рабочее время при перемещении члена экипажа в качестве пассажира и другие, которые характеризуют специфику использования рабочего времени, применительно к различным ситуациям, возникающим в процессе трудовой деятельности.

Полетная смена - период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ. Она включает в себя время, необходимое на: 1) проведение процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформление полетной

документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет в

22

соответствии с руководством по производству полетов эксплуатантов до момента начала полетного времени (это время предполетной подготовки); 2) запуск двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета - для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов (полетное время); 3) проведение регламентированного технологического перерыва; 4) использование кратковременных перерывов; 5) проведение послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены (завершение послеполетных работ (в соответствии с РПП); 6) стоянку во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно- [2]

гигиеническим требованиям (условиям для отдыха); 7) задержку вылета без предоставления условий для отдыха.

Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ устанавливается в РПП с учетом технологического графика подготовки конкретного типа воздушного судна к вылету и по прилету.

Положение предусматривает два вида полетных смен при выполнении транспортных полетов: минимальным составом экипажа и увеличенным составом экипажа. Состав экипажа определяется руководством по летной эксплуатации при выполнении транспортных полетов. Он зависит от продолжительности полетной смены и количества посадок.

Продолжительность полетной смены зависит от состава экипажа, вида выполняемого полета, количества взлетов и посадок.

Так при выполнении полетной смены минимальным составом экипажа, разрешенного руководством по летной эксплуатации данного типа воздушного судна, ее продолжительность устанавливается работодателем в зависимости от базового времени явки на вылет и в зависимости от количества посадок, запланированных заданием на полет. Базовым является время с 6 часов одной минуты до 21 часа 59 минут и с 22 часов вечера до 6 часов утра. Чем больше экипаж воздушного судна совершает посадок, тем меньше становится продолжительность полетной смены. При этом базовым временем следует считать местное время аэропорта постоянного места работы члена экипажа (далее - базовый аэропорт) или внебазового аэропорта, если член экипажа находится во внебазовом аэропорту 48 часов и более. Максимальная допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа в течение суток (любые последовательные 24 часа) не может превышать значений, указанных в приложениях, которые утверждены к данному Положению. Только в исключительных случаях, связанных с метеоусловиями, отказом техники в полете и т.п. Максимальная продолжительность полетной смены может быть увеличена.

Продолжительность полетной смены увеличенного состава экипажа при выполнении транспортных полетов устанавливается работодателем в зависимости от числа дополнительных членов летного экипажа и количества посадок, запланированных заданием на полет. Увеличенный состав экипажа формируется в том случае, если плановая продолжительность полетной смены превышает максимально допустимую законодательством. Количество дополнительных членов кабинного экипажа устанавливается в РПП и зависит от: продолжительности полетной смены и количества посадок; типа воздушного судна; вида обслуживания пассажиров по классам, предусмотренным в полете (первый, бизнес-класс, экономический).

Выполнение полетов увеличенным составом экипажа может осуществляться только при условии обеспечения дополнительных членов экипажа в салоне пассажирского или грузового воздушных судов специальными местами, оборудованными креслами с возможностью быстрого доступа к кислородному оборудованию, при этом с учетом конструктивных особенностей конкретного воздушного судна кресла в салоне пассажирского воздушного судна должны быть изолированными от пассажиров.

Продолжительность полетных смен может быть дополнительно увеличена на четыре часа на грузовых воздушных судах, имеющих специально оборудованные спальные места для отдыха членов летного экипажа.

Время, предоставляемое членам экипажа для регламентированного технологического перерыва, включается во время полетной смены в полном размере.

На основании локального нормативного акта, принятого работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа организации, полетная смена может быть разделена на части. Такой режим рабочего времени может быть установлен только для выполнения полетов минимальным составом экипажа только с письменного согласия каждого члена экипажа. Разделение полетной смены на части при выполнении полетов увеличенным составом экипажа не допускается. Разделение полетной смены на части должно производиться с соблюдением следующих правил: 1) допускается разделение не более двух полетных смен в течение учетного периода рабочего времени; 2) допускается разделение не более двух полетных смен подряд; 3) общая продолжительность полетной смены, разделенной на части не должна превышать продолжительности полетной смены установленной настоящим Положением; 4) после выполнения двух полетных смен, разделенных на части, подряд члену экипажа в базовом аэропорту предоставляется отдых не менее 48 часов.

Время перерывов между двумя частями полетной смены в рабочее время не включается.

При выполнении учебных и(или) тренировочных полетов устанавливаются следующие ограничения по продолжительности полетной смены, полетному времени и количеству заходов на посадку: а) продолжительность полетной смены не может превышать 10 часов; б) полетное время в полетной смене не может превышать 6 часов; в) количество заходов на посадку не может превышать 25; г) количество заходов на посадку для самолетов четвертого класса и вертолетов всех классов не может превышать 40.

При перегоне воздушных судов с неисправностями, при которых не разрешается перевозка пассажиров и груза, продолжительность полетной смены члена экипажа не может превышать 12 часов.

Отдых между полетными сменами члена экипажа при перегонке воздушного судна с неисправностями должен составлять не менее 10 часов, а после перегонки в базовом аэропорту - не менее 42 часов.

При непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете, и других случаях, не предусмотренных заданием на полет, командир воздушного судна обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены в следующих размерах: 1) на два часа при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа; 2) на три часа при выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа. Решение командира об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется путем внесения соответствующей записи в задание на полет.

В том случае, если командиром воздушного судна не использовано право на увеличение продолжительности полетной смены или использование этого права не позволяет продолжить полет, командир воздушного судна может принять решение о завершении полетной смены и предоставлении ежедневного отдыха.

Его продолжительность зависит от продолжительности завершенной полетной смены и от аэропорта, в котором оно будет предоставлено. Так, например, если продолжительность завершенной полетной смены составляла 14 или 16 часов (включительно), то минимальная продолжительность ежедневного времени отдыха членов экипажа в базовом аэропорту должна соответственно составлять не менее 12,14 или 18 часов, а во внебазовом аэропорту не менее 10,12 и 16 часов. При этом важно иметь в виду, что продолжительность ежедневного отдыха во внебазовом аэропорту может быть уменьшена но не менее чем до 10 часов с последующим увеличением ежедневного времени отдыха в базовом аэропорту непосредственно после окончания полетной смены.

Продолжительность полетного времени, то есть периода с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед вылетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета - для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки - для вертолетов, при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов за календарный год. Однако с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представительного органа

работников указанные выше нормы могут быть увеличены до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год.

Особенности правового регулирования рабочего времени установлены также относительно использования времени между полетными сменами. Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершения полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, предусмотренного Положением, оно будет нами рассмотрено ниже, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены. То есть в любом случае время отдыха между полетными сменами должно составлять по общему правилу не менее 12 часов.

Работодателю следует иметь в виду, что работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает время: а) прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональной учебы, тренировок на тренажерах, проверку знаний, оформления полетной и другой служебной документации, изучения документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнения полетов; б) дежурства и пребывания в резерве; в) пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) в размере одного часа за каждые 4 часа времени ожидания, во время ожидания полета вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием. Время задержки вылета исчисляется от времени вылета, установленного заданием на полет, до фактического времени вылета; г) погрузки и выгрузки воздушных судов; д) выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет.

Следует иметь в виду, что время начала и окончания работы на земле, указанной в подпунктах «а» и «д» устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Специальные правила установлены для расчета рабочего времени при дежурствах и нахождении в резерве, при перемещении члена экипажа в качестве пассажира и в других случаях.

В период времени пребывания на дежурстве и в резерве включается время, в течение которого член экипажа по распоряжению работодателя находится в установленном месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет. Назначение члена экипажа в резерв может производиться с соблюдением следующих правил: 1) количество назначений не должно быть более четырех раз за учетный период; 2) продолжительность времени пребывания на дежурстве и в резерве не может превышать 12 часов в течение непрерывных 24 часов.

Время пребывания на дежурстве и в резерве в специально отведенном для этой цели помещении засчитывается в рабочее время полностью, если член экипажа находится в месте жительства - в размере не менее 25 процентов.

В случае вызова члена экипажа из резерва для выполнения полетного задания время дежурства и пребывания в резерве учитывается в рабочее время учетного периода, но не включается в продолжительность полетной смены.

Как было отмечено ранее, время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые 4 часа времени ожидания. Время задержки вылета исчисляется от времени вылета, установленного заданием на полет, до фактического времени вылета. Зачету во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не подлежит время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.

В том случае когда член экипажа перемещается в качестве пассажира, то время его перемещения (перелета или переезда) по заданию (распоряжению) работодателя включается в рабочее время с момента явки к месту убытия, но не менее чем за 40 минут до убытия и до момента прибытия к месту назначения (размещения на отдых).

Член экипажа, перемещенный в качестве пассажира на воздушном судне, может выполнить без предоставления ежедневного отдыха полетную смену продолжительностью, не превышающей установленную для соответствующего летного экипажа, предусмотренную данным Положением, с учетом времени явки для перелета, уменьшенной на 50% времени перемещения (перелета). При этом следует иметь в виду, что если указанной продолжительности полетной смены будет недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов летных экипажей при выполнении авиационных работ.

Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа не может превышать при выполнении авиационных работ - 12 часов; при выполнении авиационно-химических работ - 10 часов; при внесении минеральных удобрений - 12 часов.

Если члены экипажа перегоняют воздушное судно в ремонт, из ремонта на оперативную точку, с оперативной точки на базу, то продолжительность полетной смены не может превышать 12 часов.

Однако при выполнении авиационных работ, включая авиационно-химические должны соблюдаться общие нормы полетного времени за соответствующий учетный период (80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов в год), а с письменного согласия члена экипажа они могут быть увеличены соответственно до 270 и 900 часов.

При этом при выполнении отдельных видов авиационных работ максимально допустимая продолжительность полетного времени не может превышать: а) при полетах с применением высокотоксичных и ядовитых веществ (чрезвычайно опасных, высокоопасных) - 4 часов; б) при раскатке токоведущих проводов - 4 часов; в) при трелевке древесины на внешней подвеске - 5 часов; г) при выполнении строительных и монтажных работ - 5 часов; д) при выполнении гравиметрической съемки с посадками на лед - 5 часов; е) при перевозке грузов на внешней подвеске - 6 часов; ж) при отстреле диких животных с воздуха - 6 часов; з) при выполнении аэровизуальных, съемочных, поисковых, аварийно-спасательных работ, радиационной разведки местности, полетов на морские (плавучие) буровые установки - 7 часов.

Для завершения полетной смены с грузом на внешней подвеске допускается увеличение полетного времени на один час.

Поскольку член экипажа может выполнять в течение одной полетной смены два разных вида работ, указанных в пунктах «а», «б», «в», «г», то максимально допустимая суммарная продолжительность полетного времени должна определяться пропорционально по видам работ в пределах норм, указанных выше.

В связи с тем, что выполнение авиационных работ предполагает несколько посадок в течение полетной смены, Положением предусмотрено максимальное количество посадок. Оно составляет для самолетов - 45 посадок, а для вертолетов - 55 посадок.

Продолжительность непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке при выполнении указанных выше авиационных работ не может превышать 15 последовательных календарных дней, а при выполнении авиационнохимических работ - 30 последовательных календарных дней.

Если указанные выше сроки непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке превышаются, то повторное направление члена летного экипажа на оперативную точку допускается не ранее чем через семь календарных дней нахождения в месте постоянной работы.

При выполнении авиационно-химических работ члену летного экипажа с его согласия полетная смена может быть разделена на части с продолжительностью перерыва между двумя частями не менее двух часов. Время такого перерыва в рабочее время не включается. Разделение полетной смены на части производится работодателем на основании локального нормативного акта (приказа, положения), принятого с учетом мнения представительного органа работников. Общая продолжительность полетной смены, разделенной на части, не должна превышать по общему правилу - 10 часов, а при внесении минеральных удобрений - 12 часов.

Учитывая напряженность труда при выполнении авиационных работ законодательство предусматривает предоставление члену летного экипажа кратковременных перерывов следующей продолжительности: 1) не менее 15 - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок; 2) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

Члену летного экипажа предоставляется еженедельный непрерывный отдых после последовательно отработанных шести календарных дней в базовом аэропорту или месте выполнения фактической работы продолжительностью не менее 42 часов.

Члены экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации пользуются всеми видами отдыха, предусмотренными действующим трудовым законодательством. Им предоставляются следующие виды отдыха: а) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами); б) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни); в) отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный).

Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены. Она определяется с учетом: а) продолжительности времени завершенной полетной смены; б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирноскоординированному времени; в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

При этом работодателем должны соблюдаться следующие правила.

При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами 4 часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.

После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирноскоординированному времени с базовым аэропортом 4 часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.

Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.

Работодателем по согласованию с представительным органом работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значения минимального ежедневного времени отдыха. Так, если продолжительность завершенной полетной смены составляет 12,14 или более 14 часов, то продолжительность отдыха во внебазовом аэропорту должна быть соответственно не менее 10,12 и 16 часов.

В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах и поздних прилетах с 22 часов вечера и до 6 часов утра работодатель обязан предоставлять членам экипажа условия для отдыха и организовывать доставку членов экипажа в аэропорт из аэропорта к месту проживания.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха члена экипажа не может быть менее 42 часов. Еженедельный непрерывный отдыха должен предоставляться, как

правило, в месте постоянного проживания члена экипажа и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта.

Однако еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). В таком случае выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет.

Еженедельный непрерывный отдых предоставляется члену экипажа не реже чем через шесть рабочих дней подряд или две ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50% и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов вечера до 6 часов утра.

Работодатель обязан обеспечить ведение учета рабочего времени и времени отдыха записей членами экипажей в следующем порядке: а) полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажей; б) продолжительность полетной смены регистрируется в задании на полет; в) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируется в табеле учета рабочего времени.

При сменной работе и суммированном учете рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы.

Графики работы составляются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие.

 

[1] БНА РФ. - 2006. - № 6.

[2] Далее - РПП

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (30.06.2017)
Просмотров: 365 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%