Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа не может превышать при выполнении авиационных работ - 12 часов; при выполнении авиационно-химических работ - 10 часов; при внесении минеральных удобрений - 12 часов.
Если члены экипажа перегоняют воздушное судно в ремонт, из ремонта на оперативную точку, с оперативной точки на базу, то продолжительность полетной смены не может превышать 12 часов.
Однако при выполнении авиационных работ, включая авиационно-химические должны соблюдаться общие нормы полетного времени за соответствующий учетный период (80 часов за один календарный месяц, 240 часов в квартал, 800 часов в год), а с письменного согласия члена экипажа они могут быть увеличены соответственно до 270 и 900 часов.
При этом при выполнении отдельных видов авиационных работ максимально допустимая продолжительность полетного времени не может превышать: а) при полетах с применением высокотоксичных и ядовитых веществ (чрезвычайно опасных, высокоопасных) - 4 часов; б) при раскатке токоведущих проводов - 4 часов; в) при трелевке древесины на внешней подвеске - 5 часов; г) при выполнении строительных и монтажных работ - 5 часов; д) при выполнении гравиметрической съемки с посадками на лед - 5 часов; е) при перевозке грузов на внешней подвеске - 6 часов; ж) при отстреле диких животных с воздуха - 6 часов; з) при выполнении аэровизуальных, съемочных, поисковых, аварийно-спасательных работ, радиационной разведки местности, полетов на морские (плавучие) буровые установки - 7 часов.
Для завершения полетной смены с грузом на внешней подвеске допускается увеличение полетного времени на один час.
Поскольку член экипажа может выполнять в течение одной полетной смены два разных вида работ, указанных в пунктах «а», «б», «в», «г», то максимально допустимая суммарная продолжительность полетного времени должна определяться пропорционально по видам работ в пределах норм, указанных выше.
В связи с тем, что выполнение авиационных работ предполагает несколько посадок в течение полетной смены, Положением предусмотрено максимальное количество посадок. Оно составляет для самолетов - 45 посадок, а для вертолетов - 55 посадок.
Продолжительность непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке при выполнении указанных выше авиационных работ не может превышать 15 последовательных календарных дней, а при выполнении авиационнохимических работ - 30 последовательных календарных дней.
Если указанные выше сроки непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке превышаются, то повторное направление члена летного экипажа на оперативную точку допускается не ранее чем через семь календарных дней нахождения в месте постоянной работы.
При выполнении авиационно-химических работ члену летного экипажа с его согласия полетная смена может быть разделена на части с продолжительностью перерыва между двумя частями не менее двух часов. Время такого перерыва в рабочее время не включается. Разделение полетной смены на части производится работодателем на основании локального нормативного акта (приказа, положения), принятого с учетом мнения представительного органа работников. Общая продолжительность полетной смены, разделенной на части, не должна превышать по общему правилу - 10 часов, а при внесении минеральных удобрений - 12 часов.
Учитывая напряженность труда при выполнении авиационных работ законодательство предусматривает предоставление члену летного экипажа кратковременных перерывов следующей продолжительности: 1) не менее 15 - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок; 2) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.
Члену летного экипажа предоставляется еженедельный непрерывный отдых после последовательно отработанных шести календарных дней в базовом аэропорту или месте выполнения фактической работы продолжительностью не менее 42 часов.
Члены экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации пользуются всеми видами отдыха, предусмотренными действующим трудовым законодательством. Им предоставляются следующие виды отдыха: а) отдых ежедневный (отдых между полетными сменами); б) отдых еженедельный непрерывный (выходные дни); в) отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный).
Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены. Она определяется с учетом: а) продолжительности времени завершенной полетной смены; б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирноскоординированному времени; в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.
При этом работодателем должны соблюдаться следующие правила.
При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами 4 часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.
После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирноскоординированному времени с базовым аэропортом 4 часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.
Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.
Работодателем по согласованию с представительным органом работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значения минимального ежедневного времени отдыха. Так, если продолжительность завершенной полетной смены составляет 12,14 или более 14 часов, то продолжительность отдыха во внебазовом аэропорту должна быть соответственно не менее 10,12 и 16 часов.
В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах и поздних прилетах с 22 часов вечера и до 6 часов утра работодатель обязан предоставлять членам экипажа условия для отдыха и организовывать доставку членов экипажа в аэропорт из аэропорта к месту проживания.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха члена экипажа не может быть менее 42 часов. Еженедельный непрерывный отдыха должен предоставляться, как
правило, в месте постоянного проживания члена экипажа и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта.
Однако еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). В таком случае выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет.
Еженедельный непрерывный отдых предоставляется члену экипажа не реже чем через шесть рабочих дней подряд или две ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50% и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22 часов вечера до 6 часов утра.
Работодатель обязан обеспечить ведение учета рабочего времени и времени отдыха записей членами экипажей в следующем порядке: а) полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажей; б) продолжительность полетной смены регистрируется в задании на полет; в) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируется в табеле учета рабочего времени.
При сменной работе и суммированном учете рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы.
Графики работы составляются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие.
|