Понятие «сетевое информационное пространство» имеет очень важное и необходимое значение для ОРД. Уже стало очевидным, что использование глобальной сети интернет на современном этапе являет собой не только прогресс и позитивные результаты в жизни общества, но и является «регрессом», [1] [2] так как способствует появлению новых источников социальной опасности в виде проявления криминальной деятельности в информационном сетевом пространстве. «До недавнего времени интернет-преступления рассматривались только в рамках класса преступлений в сфере компьютерной информации. Сегодня интернет принят на вооружение преступниками любых категорий, являясь не только способом (30%), но и средством совершения «традиционных» преступлений (46% - средство подготовки преступлений, 24% - средство их сокрытия), выходя таким образом за ранее обозначенные рам-
23
ки» .
В настоящее время продолжается рост преступлений с использованием сетевого пространства в интернете. Поэтому мы убеждены, что в настоящее время «борьба с преступностью в сети интернет уже невозможна без применения оперативно-разыскных сил, средств и методов»[3] [4]. Заметим, что «сетевое информационное пространство» представляет собой социально- технологическую среду, которая проявляется в процессе использования глобального сетевого пространства при специфическом «виртуальном» и в то же время социальном взаимодействии членов общества, при котором возможно производство различной деятельности человека, в том числе и криминальной, которой должна противопоставляться ОРД. «Оперирование понятием сетевого информационного пространства позволяет рассматривать сеть интернет не только как систему телекоммуникаций, допускающую снятие информации с технических каналов связи, но гораздо шире - в качестве места осуществлении ОРД»[5].
Необходимо заметить, что имеет место перемещение социальной информации в сеть интернет, это является очень веским аргументом в пользу необходимости осуществления ОРД в глобальном сетевом пространстве.
Проведение ОРМ в интернете представляют собой особые условия деятельности, так как осуществляются под воздействием, во-первых, специфических свойств самого сетевого пространства, а во-вторых, специфических качеств самих сетевых компьютерных преступления.
Одним из основных специфических свойств сетевого пространства является то, что оно с одной стороны имеет привязку с помощью серверов, сетевого оборудования, каналов связи и т.д. к определенному месту, т.е. к физическому сетевому объекту. С другой стороны, сетевое пространство имеет трансграничные признаки, т.е. не имеет по сути границ какого-либо государства, они являются для глобальных сетей интернет «прозрачными». Поэтому, то, что не кажется сначала проблемой, может в нее превратиться по той причине, что «в случае совершения в сетевом пространстве преступления, как правило, можно установить физическое местонахождение преступника и жертвы, а также места сохранения следов в аппаратных устройствах сетевой инфраструктуры, однако попытка пространственно локализовать определенные информационные объекты может остаться безрезультатной»[6]. Дело в том, что в сети интернет преступник имеет возможность заниматься криминальной деятельностью практически одновременно в разных операционно-вычислительных системах, при этом находясь на определенно большом расстоянии (или даже не имея физической привязки к какому-то конкретному географическому положению; используя ноутбук, смартфон) от объекта воздействия. Такое явление называется «размыванием» физического места совершения преступления с нарушением пространственной локализации.
[1] Криминология / под. ред. Дж. Ф. Шели; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003. - С. 419.
[2] Колмыков В.В. Криминологическая характеристика компьютерных преступлений // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2005. - № 1(8) - С. 84-87.
[3] Введенская О.Ю. Особенности следообразования при совершении преступления посредством сети интернет // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2015. - № 4 (34). - С. 210.
[4] Теория оперативно-разыскной деятельности: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синиова. - М.: ИНФА-М, 2016. - С 324.
[5] Там же. - С 325.
[6] Теория оперативно-разыскной деятельности: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: ИНФА-М, 2016.
- С 326.
|