Объект преступления и характеристика потерпевшего полностью совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ.
Объективная сторона данного преступления состоит в незаконных действиях, выражающихся в лишении потерпевшего возможности свободы передвиженя, выбора и места нахождения, общения с другими людьми. Способы совершения этого преступления разнообразны: удержание человека в определенном месте путем запирания, связывания и т.п., а также запрещение покидать помещение под угрозой насилия или причинения другого вреда потерпевшему.
Преступление считается оконченным с момента фактического лишения потерпевшего свободы передвижения. С одной стороны, длительность нахождения в таком состоянии на квалификацию не влияет, но очевидная кратковременность задержания позволяет говорить об отстутствии состава преступления ввиду малозначительности, не представляющего общественной опасности (ч.2 ст. 14 УК РФ).
Один из признаков данного преступления, который «не связан с похищением человека», указывает на то, что лицо может не изыматься из места
своего нахождения и не перемещаться в другое место, но ограничивается в свободе передвижения в пространстве.
Лишение свободы как преступление имеет место только тогда, когда оно совершается вопреки воле потерпевшего. Согласие потерпевшего на ограничение его свободы исключает уголовную ответственность по данной статье.
Субъективная сторона преступления - вина в виде прямого умысла. Мотивы (месть, ревность, долги и т.п.) на квалификацию не влияют, но учитываются при назначении наказания. При расследовании преступления необходимо установить, что умысел был направлен именно на лишение свободы, а не на совершение других противоправных действий.
Субъект преступления общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Содержание квалифицирующих (ч. 2) и особо квалифицирующих (ч. 3 ст. 127 УК РФ) признаков незаконного лишения свободы практически идентично содержанию одноименных признаков похищения человека. Единственным отличием является то, что применение психического насилия должно квалифицироваться по ч. 1 ст. 127, а не по п. «в» ч.2 ст. 127 УК РФ.
|