Четверг, 28.11.2024, 08:48
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и виды юрисдикции в международном праве

Понятие юрисдикции. Понятие «юрисдикция», возможно, одно из самых распространенных в современном международном праве, его генезис справедливо связывают с эпохой становления государства и права. Оно часто используется в международных договорах и на уровне доктринальных исследований, между тем понятие юрисдикции еще окончательно не определено, оно может иметь различные значения и использоваться в разнообразных контекстах.

Довольно часто в международно-правовых актах юрисдикция рассматривается с точки зрения распространения суверенной власти го- сударств-участников на какие-либо объекты или определенные участки территории, т.е. как проявление территориального верховенства. Ярким примером такого рода соглашений является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: ст. 56 Конвенции гласит, что прибрежное государство «в исключительной экономической зоне имеет... юрисдикцию, предусмотренную в соответствующих положениях настоящей Конвенции, в отношении а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; б) морских научных исследований; в) защиты и сохранения морской среды»[1].

В других соглашениях юрисдикция предполагает принятие мер по противодействию транснациональным преступлениям, включая криминализацию деяния и проведение уголовно-процессуальных действий компетентными органами государств. Такие конвенции, как правило, определяют возможность осуществления уголовной юрисдикции исходя из существующих принципов действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц (Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений

 

против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция по борьбе с захватом заложников 1979 г. и многие другие).

Третий вариант касается международно-правовых актов, где юрисдикция предполагает комплекс процессуальных мероприятий, входящих в компетенцию судебных органов. Это Римский статут или Конвенция о юрисдикционных иммунитетах.

При этом в доктрине международного права понятие «юрисдикция» имеет расширительное и ограничительное толкование. В случае расширительного толкования юрисдикции она отождествляется с компетенцией как комплексом прав и полномочий, присущих государству в лице его органов, а ограничительное толкование юрисдикции, как правило, связано с пониманием ее лишь в качестве правоприменительной деятельности государства либо в связи с определением сферы действия материального права в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Ни тот, ни другой подход не отражают действительной правовой природы юрисдикции, поскольку содержание компетенции (от лат. compete или competent — добиваюсь, соответствую, подхожу) шире, она представляет собой совокупность или комплекс прав и обязанностей, которыми юридически наделен конкретный субъект внутригосударственного или международного права, в то время как юрисдикция представляет собой реализацию только правовой компетенции государства.

Также неоправданным является ограничение сущности юрисдикции правоприменительной деятельностью государственных органов или сферой действия материального права, поскольку в первом случае она представляется в ретроспективном аспекте и не соответствует объективным законам теории права, где создание правовых норм является первичным, а во втором — не предусматривается фактор обеспечения правовых норм в механизме ее практической реализации.

Несмотря на нечеткость ее контуров, юрисдикция должна рассматриваться как центральное понятие международного права. Причина заключается в том, что она означает не только способность каждого конкретного государства определять внутренний правопорядок и вступать в международные отношения с другими государствами, но и параметры, определенные международным правом, для фактической реализации этой возможности.

Одним словом, юрисдикция в международно-правовом контексте с разной степенью точности и в различных ситуациях определяет, что данное государство может предпринять для реализации собственной

 

правосубъектности. В этом смысле юрисдикцию с полным основанием можно рассматривать как динамический аспект идеи суверенитета, тот показатель, который делает понятие государственного суверенитета реальным и помогает укладываться в строго определенные юридические рамки. Кроме того, следует иметь в виду, что юрисдикция не просто придает идее суверенитета материальный характер, она может также относиться к тем ситуациям, при которых территориальное верховенство государства не имеет значения.

Виды юрисдикции. В доктрине современного международного и внутригосударственного права нет общепринятых оснований для классификации юрисдикции, однако существует ряд критериев, в соответствии с которыми разделение юрисдикции на определенные виды проводится если не всеми, то большинством ученых.

Наиболее распространенным критерием является объем или содержание юрисдикции. В Модельном плане по классификации документов, касающихся практики государств в области международного публичного права, принятом Советом Европы в 1968 г. и пересмотренном в 1997 г., юрисдикция на этом основании подразделяется на предписывающую (jurisdiction to prescribe), судебную (jurisdiction to adjudicate) и принудительную (jurisdiction to enforce). При этом предписывающая юрисдикция представляет собой власть государства устанавливать обязательные для физических и юридических лиц нормы; судебная — власть государства подчинять физических и юридических лиц выносимым его судами и другими органами решениям, т.е. актам применения права, а юрисдикция принуждения — власть государства принуждать к соблюдению права и актов его применения.

В зависимости от субъекта-носителя юрисдикцию можно подразделить на государственную и международную, при этом важно отметить, что некоторые критерии классификации юрисдикции применимы только к государственной юрисдикции. Например, иногда объем действия права как критерий классификации подменяется таким основанием, как характер государственной власти. В этом случае выделяют законодательную, исполнительную и судебную юрисдикцию, где законодательная юрисдикция состоит в издании органами государства законов и других правовых предписаний; исполнительная юрисдикция состоит в действиях государства, его исполнительных органов, должностных лиц во исполнение и для обеспечения исполнения его законов и других правовых предписаний, а судебная юрисдикция состоит в деятельности его судебных органов по рассмотрению дел.

Таким образом, в международно-правовом аспекте следует рассматривать юрисдикцию как свойство субъектов международного права с властными полномочиями, выражающееся в возможности осуществления правового регулирования общественных отношений и обеспечения его соблюдения посредством применения механизма принуждения.

Классификация юрисдикции может быть представлена следующим образом:

по субъекту юрисдикции — международная и государственная;

по содержанию — предписывающая (материальная) и правоприменительная (процессуальная);

по способу реализации — судебная, исполнительная и принудительная;

по характеру регулируемых отношений — административная, гражданская и уголовная;

по объему — полная и ограниченная;

по действию в пространстве — территориальная и экстратерриториальная;

по характеру власти — законодательная, исполнительная (административная) и судебная;

по действию норм права по кругу лиц — персональная и универсальная.

 

[1] Действующее международное право. Т. 3.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (01.07.2017)
Просмотров: 1096 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%