Практика показывает, что юрисдикция государств в отношении физических лиц основана на ряде базовых принципов. Основными из них являются территориальный; персональный (национальный, принцип активного гражданства); пассивный персональный (принцип пассивного гражданства); принцип защиты (безопасности или реальный) и универсальный принцип.
Существование данных правооснований отправления юрисдикции давно уже не вызывает сомнений у большинства представителей юриспруденции, по ним достигнут широкий консенсус в науке международного и внутригосударственного права.
Некоторые ученые добавляют к указанным принципам еще принцип флага и представительный принцип или принцип распределения компетенции. Также в последнее время в доктринальных исследованиях отдельно выделяют принцип эффекта, взяв за основу последствия совершенного преступления.
Принципы уголовной юрисдикции имеют в своей основе нормы международного и внутригосударственного права. Базируясь на позиции национального суверенитета и верховенства государства в пределах своей территории, на обычных правовых нормах, под воздействием расширения и углубления международного сотрудничества они постепенно эволюционируют со временем, обретая современную форму в международных договорах.
Одним из основных юрисдикционных принципов в международном праве является принцип территориальности. Он является отражением концепции суверенитета, осуществляемого государством внутри своих территориальных границ, и непреложным основанием для применения прав, которыми обладает государство.
Территориальная юрисдикция предполагает полное осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти государства в отношении всех лиц, находящихся в пределах его территории, включая сушу, внутренние воды, территориальное море, а также примыкающее воздушное пространство. Это правило распространяется как на граждан этого государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства.
Согласно положениям Закона о государственной границе в состав государственной территории нашей страны входят суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы (над сушей и водами). Сухопутная территория России включает материковую часть суши и острова в пределах государственной границы. Водную территорию России составляют внутренние и территориальные воды. Внутренние воды включают морские воды, расположенные в сторону берега от территориальных вод; воды портов; воды заливов, бухт, лиманов, губ, морей и проливов; воды рек, озер и иных водоемов. К территориальным водам России относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих России. В состав государственной территории входят также недра, которые представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя и дна водоемов, которая простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Воздушное пространство России составляет пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами (территориальным морем). Оно располагается внутри боковых и высотного пределов. Боковой предел образует вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы (ст. 1 Закона о государственной границе). Высотный предел отделяет воздушное пространство как часть территории России от космического пространства (международной территории). В соответствии с рекомендацией Комитета по космосу этот предел равен 100—110 км, поэтому воздушное пространство ниже этой высоты относится к государственной территории, на которой Россия в полной мере осуществляет свою юрисдикцию. В определенных российским законодательством пределах юрисдикция нашего государства распространяется также на континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.
В некоторых работах в качестве обоснования юрисдикции выделяют принцип флага государства, применяемый на борту морских и воздушных судов. Например, независимо от того, какой статус имеют морские суда и летательные аппараты — как государственная территория или как объекты, имеющие с государством устойчивую правовую связь, все государства устанавливают юрисдикцию над преступлениями, совершенными на борту зарегистрированных в нем судов независимо от национальности преступника. Установление такой юрисдикции возможно в случаях, когда судно находится в территориальных водах другого государства во время совершения преступления, а самолет находится в пределах его воздушной территории.
В ряде случаев осуществление юрисдикции государства на своей территории предусматривает некоторые изъятия. Речь идет об иммунитете отдельных категорий лиц, закрепленном в обычных и договорных нормах права внешних сношений. Основными международно-правовыми актами в данной области являются Венские конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и др.
Дипломатический иммунитет подразумевает определенные изъятия из-под юрисдикции государства пребывания: в отношении таких лиц нельзя возбудить уголовное дело, они не могут предстать перед судом в качестве обвиняемых и быть подвергнуты наказанию. В случае совершения ими особо тяжкого преступления такие лица могут быть объявлены персоной нон грата и выдворены за пределы государства. Круг лиц, обладающих иммунитетом, определяется конвенциями и двусторонними соглашениями государств. К ним относятся: высшие должностные лица государств и международных организаций; дипломатические агенты; представители государств при международных организациях; сотрудники специальных миссий; члены семей указанных лиц.
По взаимному соглашению государств дипломатическая неприкосновенность в полном объеме может быть распространена также на консульских сотрудников и административно-технический персонал дипломатических представительств (не из числа российских граждан). Личной неприкосновенностью, исключающей их арест или задержание за совершение преступления, пользуются также дипломатические курьеры при исполнении своих служебных обязанностей.
Особым международно-правовым статусом и неприкосновенностью от юрисдикции иностранного государства пользуются военнослужащие в составе специального контингента, расположенного в соответствии со специальным соглашением на территории иностранного государства либо направленного для участия в миротворческих операциях, проводимых под эгидой международных организаций.
Экстратерриториальная юрисдикция[1] предполагает возможность осуществления юрисдикции государством за пределами его территории. Это может быть часть территории другого государства или территория с международным режимом, находящаяся вне территориальной юрисдикции государств, а именно в пределах открытого моря и примыкающего к нему воздушного пространства, в космосе и Антарктиде.
Применительно к экстратерриториальной юрисдикции практическое значение приобретает разграничение ее на три основных элемента, выражающихся в возможности предписывать правила поведения (законодательная юрисдикция), определять правомерность такого поведения (судебная юрисдикция) и обеспечивать соблюдение двух первых велений (исполнительная юрисдикция). Все три элемента в совокупности образуют единый правовой механизм государственной власти, который в полном объеме может функционировать только в пределах территориального верховенства. Это принцип государственного суверенитета. Однако это не значит, что государство не может распространять свою юрисдикцию за пределы собственных границ.
Как один из общих выводов, сделанных Постоянной Палатой международного правосудия по делу «Лотос» в 1927 г., государство полностью свободно для осуществления своей юрисдикции в отношении любого вопроса, происходящего за пределами ее территории, пока это не запрещено международным правом в прямой форме.
Поэтому в интересах самого государства закрепить потенциальную возможность осуществления юрисдикции в отношении любой категории дел и любых вероятных ситуаций. Правомерное с точки зрения внутригосударственного и международного права осуществление законодательной юрисдикции является предварительным условием надлежащего осуществления судебной или исполнительной юрисдикции.
В соответствии с международным и национальным правом государство распространяет уголовную юрисдикцию за пределы собственной территории в следующих случаях: а) в отношении деяний, которые совершены за рубежом его гражданином (принцип активного гражданства, активный персональный)', б) в отношении деяний, которые совершены против его гражданина (принцип пассивного гражданства, пассивный персональный); в) в отношении деяний, которые причиняют ущерб ему самому (принцип защиты, безопасности, реальный), и г) в отношении тяжких преступлений по международному праву независимо от места их совершения и гражданства обвиняемого (принцип универсальности).
Согласно принципу активного гражданства действие правовых норм государства распространяется на своих граждан независимо от места их нахождения. С практической точки зрения активная персональная юрисдикция имеет большое значение в том случае, когда лицо, отправляясь на границу, находится вне пределов действия юрисдикции другого государства, а именно на территориях с международным и смешанным правовым режимом. В противном случае возникает конкуренция юрисдикций государств. Опыт сотрудничества показывает, насколько различными могут быть ситуации, связанные с конкуренцией, основанной на территориальном и персональном принципах юрисдикции. Практическое разрешение подобных столкновений интересов зависит от многих факторов: национального законодательства; места совершения преступления; характера преступления; личности преступника и др. Основанная на активном персональном принципе юрисдикция носит ограниченный характер, являясь лишь предписывающей, исполнительная же и судебная юрисдикция может осуществляться государством тогда, когда субъект находится в пределах полной юрисдикции государства. Поскольку полная юрисдикция осуществляется в соответствии с территориальным принципом, коллизия этого принципа с принципом персональным решается в пользу первого.
Осуществление активной персональной юрисдикции государства в отношении отдельных категорий граждан, находящихся в пределах международной территории и территории со смешанным режимом, предусматривается международно-правовыми нормами. В частности, Договор об Антарктике 1959 г. закрепляет: «Для содействия осуществлению своих функций на основании настоящего Договора... наблюдатели, назначенные в соответствие со ст. VII п. 1, и научный персонал, которым обмениваются согласно ст. III п. 1(b) Договора, а также персонал, сопровождающий любых таких лиц, находятся под юрисдикцией только той Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выполнения своих функций». Ряд международных соглашений устанавливает персональную юрисдикцию государства в отношении граждан и объектов, находящихся вне пределов государственной территории и имеющих с ним устойчивую правовую связь: Договор по космосу (ст. 8); Соглашение о Луне (ст. 12); Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 56, 79, 94, 97); Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, 1963 г. (ст. 3) и некоторые другие.
В соответствии с принципом пассивного гражданства (пассивный персональный) гражданство потерпевшего становится основой для отправления экстратерриториальной юрисдикции этим государством. При этом гражданство лица, совершившего преступление, не учитывается.
Как отмечается в международно-правовой литературе, практическое применение данного принципа — вопрос сильно дискуссионный, и, несмотря на то, что отдельные государства закрепляют принцип пассивного гражданства в качестве основания отправления экстратерриториальной юрисдикции, он не является общепризнанным.
Реализация принципа пассивного гражданства в государствах различна: в одних государствах он применяется ко всем преступлениям, в других — к наиболее серьезным. В ряде случаев в законодательстве государства закрепляются условия, на основании которых принцип применяется, — это заявление потерпевшего; присутствие предполагаемого преступника; наказуемость деяния по законодательству обоих государств и др.
Ряд международно-правовых норм предусматривает юрисдикцию государства на основе принципа пассивного гражданства. Главным образом этот принцип закреплен в конвенциях, касающихся отдельных проявлений терроризма: Гаагской конвенции по борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенции ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и др.
Любое государство имеет право реагировать на преступление, которое совершено за рубежом и непосредственно затрагивает его существенные интересы. В основе этого положения лежит принцип защиты (безопасности или реальный). Основанная на этом принципе экстратерриториальная уголовная юрисдикция государства возникает в тех случаях, когда безопасность его интересов, затронутых преступлением, вследствие различных причин не может быть обеспечена другим государством, на территории которого произошло преступление или гражданином которого является преступник.
Для установления юрисдикции потерпевшего государства на основе принципа защиты необязательно закрепление преступности и наказуемости деяния в законодательстве обоих государств, однако такая юрисдикция может быть реализована лишь в отношении определенной категории преступлений.
Проще говоря, объектом таких преступлений служит не конкретное лицо, а государственные устои: это национальная безопасность; финансовая стабильность; безопасность государственных должностных лиц, дипломатических и консульских агентов. Кроме того, принцип защиты, как правило, также применяется в отношении таких преступлений, как валютные махинации, нарушения иммиграционного законодательства и экономические преступления. В международно-правовой доктрине отмечается, что к таким преступлениям могут относиться подделка денег и ценных бумаг, осквернение флага, экономические преступления, подделка официальных документов, таких как паспорта и визы, и политические преступления (например, государственная измена). В последнее время наблюдается тенденция включения в разряд существенных интересов государства отношений по охране окружающей среды, безопасности морских и воздушных сообщений и др.
В одних государствах группа преступлений, подпадающих под дей - ствие принципа, достаточно ограниченна, в других этот перечень весьма обширен. Общим правилом остается то обстоятельство, что юрисдикция государства, основанная на принципе защиты, может возникнуть только в отношении тех деяний, которые нарушают его действительно существенные интересы. Поскольку концепция «жизненно важных интересов» для каждого конкретного государства трактуется по-своему, а на внутригосударственном уровне часто отсутствует общее понимание содержания и объема таких интересов, существует широкое поле для злоупотреблений принципом.
Универсальный принцип. Принято считать, что для установления государством на законных основаниях своей юрисдикции в отношении физического или юридического лица, имущества или ситуации оно должно иметь пространственную (территориальную), субъективную (персональную) или объективную (реальную) связь с таким лицом, имуществом или ситуацией. Типы связи, дающие достаточные основания для осуществления экстратерриториальной юрисдикции, отражены в принципах, рассмотренных нами ранее.
В то же время государство может осуществлять юрисдикцию даже в тех случаях, когда оно не имеет никаких особых связей с преступником, жертвой или locus situs преступления. Такая юрисдикция связана с особым характером преступления, носит субсидиарный, вспо
могательный характер и должна применяться только тогда, когда другие правооснования юрисдикции не задействованы. Для обозначения этой уникальной правовой категории в доктрине и на практике используется термин «универсальная юрисдикция».
Согласно положениям проекта Принстонского университета о принципах универсальной юрисдикции 2001 г. «универсальная юрисдикция — это уголовная юрисдикция, основанная исключительно на характере преступления, независимо от места совершения, гражданской принадлежности предполагаемого или осужденного исполнителя, гражданской принадлежности потерпевшего или любой другой связи с государством, осуществившим такую юрисдикцию».
Историю становления принципа универсальности связывают с осуществлением государствами уголовной юрисдикции в отношении таких преступлений, как пиратство и работорговля. Сегодня принцип универсальности закреплен многими конвенциями в части отправления юрисдикции государств в отношении таких международных и транснациональных преступлений, как геноцид, военные преступления; применение пыток; захват заложников; преступления против безопасности гражданской авиации; пиратство.
В начале 1960-х годов одним из первых государств, осуществивших уголовную юрисдикцию на основе принципа универсальности, стал, как известно, Израиль, где был проведен судебный процесс над нацистским преступником Адольфом Эйхманом — «архитектором Холокоста», который в период Второй мировой войны являлся главой отдела по евреям гестапо, и за время его нахождения на должности в Европе было уничтожено от 4,2 до 4,6 млн евреев. Современная национальная практика свидетельствует о расширении применения принципа универсальности судами государств, при этом реализация универсальной юрисдикции порождает ряд вопросов юридического свойства относительно применения такой юрисдикции государствами. Это определение диапазона преступлений, подпадающих под действие принципа; проблема иммунитетов должностных лиц государства; возможность злоупотреблений и использования «двойных стандартов» со стороны национальных судов при применении принципа; его связь с экстрадицией и др.
[1] В отечественной доктрине международного права для обозначения этого вида юрисдикции чаще используют термин «экстерриториальная». Вместе с тем «экстратерриториальность» и «экстерриториальность» — похожие с точки зрения русского языка, но далеко не идентичные понятия. Зарубежные авторы для обозначения указанного вида юрисдикции пользуются первым термином, в то время как в российской правовой науке большее распространение получил второй. На наш взгляд, для обозначения сущности рассматриваемого явления правильнее будет употреблять термин «экстратерриториальность» по причине значения приставок «extra» и «ех>, где первая в переводе с латинского языка означает «вне, сверх, дополнительно», а вторая употребляется в значении «бывший».
|