Вопросы защиты права интеллектуальной собственности, противодействия контрафакту и пиратству актуальны для всех стран мира. В современных условиях право интеллектуальной собственности приобретает особую значимость. Это связано с ростом объемов торговли не столько самими правами интеллектуальной собственности, сколько долей элементов этой собственности в общем составе стоимости многих товаров, особенно продукции высоких технологий, фармацевтических и химических товаров.
Несмотря на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности, анализ исполнения данного законодательства показывает, что проблема обеспечения законности в названной сфере правоотношений по- прежнему имеет место.
Эффективная защита интеллектуальной собственности является не только важной составляющей защиты прокурором права частной собственности, но и необходимым условием развития экономики, придавая ему современный инновационный характер.
Прокуроры согласно Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют координацию деятельности правоохранительных ор-
ганов по борьбе с преступностью, в том числе в сфере охраны интеллектуальной собственности, а также осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан в данной области правоотношений федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, должностными лицами.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства в указанной сфере на протяжении ряда лет носит системный характер. Обеспечивается межведомственное взаимодействие с Роспатентом, органами МВД и ФСБ России, Федеральной таможенной службой. С целью оперативного получения информации о нарушениях закона, в том числе связанных с нарушением прав на интеллектуальную собственность, Генеральной прокуратурой Российской Федерации подписано Соглашение о сотрудничестве с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Во взаимодействии с указанными ведомствами прокурорами осуществляется мониторинг состояния законности в этой сфере и оперативное реагирование на факты нарушений закона.
Российское законодательство, регулирующее отношения в сфере интеллектуальной собственности, представляет собой систему разных по юридической силе нормативных правовых актов. Как уже говорилось, высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, ст. 44 которой гарантируют каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Основные же нормы, связанные с охраной интеллектуальной собственности сосредоточены в части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Специфика защиты прокурором интеллектуальной собственности состоит в том, что отношения в данной сфере в основном регулируются гражданско-правовыми нормами, надзор за исполнением которых не входит в предмет прокурорского надзора исходя из общедозволительных начал в сфере экономики и принципа диспозитивности в гражданском праве, предопределяющего возможность участников регулируемых отношений самостоятельно и в соответствии со своими интересами выбирать наиболее целесообразный для них вариант поведения и предполагающего устранение необоснованного вмешательства государства в оперативнохозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов.
Поэтому, характеризуя нормы законодательства, охраняющие сферу интеллектуальной собственности, будем акцентировать внимание на тех нормах, надзор за исполнением которых входит в предмет прокурорского надзора за исполнением законов о защите права частной собственности, а также на тех законодательных определениях, знание которых необходимо прокурору для эффективной защиты прав на интеллектуальную собственность.
Так, в соответствии со ст. 1225 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
произведения науки, литературы и искусства;
программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
базы данных;
исполнения;
фонограммы;
сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
изобретения;
полезные модели;
промышленные образцы;
селекционные достижения;
топологии интегральных микросхем;
секреты производства (ноу-хау);
фирменные наименования;
товарные знаки и знаки обслуживания;
наименования мест происхождения товаров;
коммерческие обозначения.
Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (ст. 1228). При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (ст.1229). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
В силу статьи 1346 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, удостоверенные патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Общие вопросы государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности регламентируются ст. 1246. Так, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.
Юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности и на такие средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В некоторых случаях (предусмотренных ст. 1401 - 1405 ГК РФ) данные действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
В отношении селекционных достижений указанные выше действия в сфере государственного регулирования интеллектуальной собственности осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
Государственная регистрация объектов интеллектуальной собственности, как важная составляющая государственного регулирования в рассматриваемой области, должна находиться в поле зрения прокурора при защите им прав на объекты интеллектуальной собственности.
Статьей 1232 установлено, что в случаях, предусмотренных ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется только при условии государственной регистрации такого результата или такого средства. Данная норма уже входит в предмет прокурорского надзора в силу ее императивности (строгой обязательности).
В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора, также подлежат государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Например, ст. 1262 установлены правила государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При положительном результате проверки указанный федеральный орган вносит программу для ЭВМ или базу данных соответственно в Реестр программ для ЭВМ и в Реестр баз данных, выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации и публикует сведения о зарегистрированных программе для ЭВМ или базе данных в официальном бюллетене этого органа.
Государственная регистрация изобретений, полезных моделей и промышленных образцов регламентирована ст. 1353, в соответствии с которой исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец признается и охраняется при условии государственной регистрации соответствующих изобретения, полезной модели или промышленного образца, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Договор об отчуждении патента, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, заключаются в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1369).
Порядок государственной регистрации изобретения, полезной модели, промышленного образца и выдача патента регулируется ст. 1393, которой установлено, что на основании решения о выдаче патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вносит изобретение, полезную модель или промышленный образец в соответствующий государственный реестр - в Государственный реестр изобретений Российской
Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации и Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации и выдает патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Государственная регистрация селекционного достижения регламентирована ст. 1414, устанавливающей, что исключительное право на селекционное достижение признается и охраняется при условии государственной регистрации селекционного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, в соответствии с которой федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям выдает заявителю патент на селекционное достижение.
Государственная регистрация товарного знака (ст. 1480) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном в ст. 1503 ГК РФ, согласно которой на основании решения о государственной регистрации товарного знака федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня получения документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков, и ст. 1505 ГК РФ (внесение изменений в указанный Реестр).
Не подлежащий расширению перечень оснований для отказа в государственной регистрации товарного знака дан в ст. 1483, согласно которой не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
являющихся общепринятыми символами и терминами;
характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии со ст. 1231.1 не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца или средства индивидуализации объектам, включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы, наименования и отличительные знаки либо их узнаваемые части:
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их флаги, гербы, другие символы и знаки;
официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия.
В соответствии со ст. 1490 договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и также подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Государственная регистрация коллективного знака регламентирована ст. 1511, государственная регистрация наименования места происхождения товара - ст. 1518 ГК РФ.
В часть четвертую ГК РФ включены также институты (главы 75, 76), касающиеся таких широко используемых на практике объектов охраны, как 1) права на фирменное наименование (ст. 1473—1476), 2) права на секреты производства (ноу-хау) (ст. 1465—1472).
|