Когда издатели выполняют требование об использовании технических решений, совместимых с теми, что применяет Реестр, для них открываются следующие возможности предоставления услуг в режиме онлайн:
1) структурирование предлагаемых услуг по видам пользователей (учебные заведения, государственные и муниципальные учреждения, прочие потребители);
2) на сегодняшний день поисковик, опираясь на базу данных Google Book Search, предоставляет потребителям базовую услугу по поиску наличия книги, иного опубликованного материала и сообщению информации о правообладателях. В рамках этой базовой модели издатели могут:
- при появлении книги в окне "Результаты поиска" демонстрировать ее краткое описание (аннотацию) (snippet);
- предоставлять возможность бесплатного ознакомления с частью произведения в режиме бесплатного просмотра. Какие именно части текста предоставляются для бесплатного ознакомления, решает издатель;
- получать часть дохода от контекстных рекламных объявлений (т.е. рекламы, появляющейся при сообщении результатов поиска или при ознакомлении со страницами книги в режиме предварительного просмотра);
- размещать ссылки на те веб-страницы, где пользователи могут купить книгу в печатной или электронной форме (например, на Amazon.com, Fictionwise.com).
Борьба с книжными магазинами как излишним посредником. Новеллой предлагаемого соглашения было устранение посредника между издателем и потребителем. Предполагалось, что при наличии книги в цифровом формате потребитель сможет приобрести право доступа к книге непосредственно у издателя через Google. В этих целях Google предоставляет специальное приложение для чтения онлайн. В набор прав пользователя входит ограниченное право копирования (до четырех страниц, копируемых за раз) и ограниченное право распечатки (до 20 страниц за одну команду); при распечатке будут проставляться пометки принадлежности издательству.
Цену может устанавливать либо сам правообладатель, либо Google (но с ограничениями, которые предусмотрены в соглашении). Проект мирового соглашения предусматривает возможность дисконта и распродаж через специальные программы.
В зависимости от характера контента Google предлагает издателям следующие модели бесплатного просмотра:
- поэзия и сборники коротких рассказов (без бесплатного просмотра части содержания, только оглавление);
- сборники упоминаний до 10% страниц в книге плюс оглавление и предметный указатель;
- художественные произведения - последние 15 страниц текста не могут быть включены в страницы, просматриваемые бесплатно;
- в остальных случаях возможность бесплатного просмотра ограничивается 20% текста плюс обложкой и оглавлением. Важным элементом ухода от конкуренции с полным текстом книги является требование, чтобы текст бесплатного просмотра включал не более пяти страниц подряд.
Распределение дохода от рекламы. Предлагаемая схема распределения дохода от контекстной рекламы проста: 70% издателям, 30% Google.
Пять услуг плюс. Google предложил свои возможности издателям для предложения клиентам пяти дополнительных видов услуг. К ним относятся:
1) публикация по запросу. То есть направление изображения страниц книги на указанный принтер. Это может быть принтер ритейлера или домашний принтер пользователя;
2) клиентские публикации. Так называется публикация отдельных глав или модулей для их использования студентами в аудитории или индивидуально. Следующим шагом может быть возможность объединения в единую клиентскую публикацию сборного контента, права на который принадлежат разным издательствам;
3) пользовательская подписка. Под ней понимается доступ к электронной базе данных, содержащей большое количество оцифрованных книг, - своего рода электронной библиотеке. В настоящее время такой доступ зарезервирован для компьютеров, установленных в исследовательских библиотеках. Платная подписка имела относительно скромный коммерческий успех в области музыки, где предоставляется доступ к миллионам музыкальных треков за ежемесячную плату, обычно в 10 - 13 долл. Все большее развитие получает подписка на получение видео по запросу SVOD (Subscription Video on Demand) от сетей кабельного телевидения. Использование данной технологии для разных видов контента потребует разработки условных единиц для таких разнородных текстов, как описание патента, стихи, короткие рассказы, реферативные материалы, так как исчисление, исходя из числа страниц или знаков, далеко не всегда будет адекватным;
4) рефераты, выдержки и компиляции. В научной, технической и медицинской литературе и иных профессиональных сегментах большое распространение получило реферирование и индексирование материалов. Реферирование и индексирование, структурированные под запросы индивидуального пользователя, предоставление услуг по обработке интересующего материала с указанием источника во многом облегчают работу исследователей при условии расположения анализируемого контента по единообразному стандарту с использованием унифицированных форматов, сопровождаемых информацией о правообладателе. Компиляции также позволяют удовлетворить потребности пользователя в отобранном контенте, где группировка осуществляется на основании более дробных элементов, чем по главам, с возможностью обращения к контенту нескольких издательств.
Все новые цифровые услуги зависят от физических и юридических возможностей по модификации структуры контента.
Логические единицы перенастройки. Это означает, что на смену прямого цифрового аналога страницы печатного текста должны прийти смысловые единицы. То есть должны существовать программы, позволяющие реорганизовывать структуру контента, где ведется поиск. В основе подобной реструктуризации должны лежать агрегированные смысловые единицы, а не только отдельные ключевые слова.
Метаданные. Логически не противоречивые, а во многих случаях стандартизированные метаданные должны использоваться для описания контента (ключевые слова и словосочетания, а также библиографические характеристики издания: автор, издатель, город, год и т.д.).
Информация о правах. Предлагается унифицировать процедуры получения информации о правообладателях сообщаемой информации, включая компенсацию правообладателям за размещение их контента в общедоступных или частично доступных базах данных.
Для участия в программе издатели должны использовать XML (eXtensible Markup Language) - расширяемый язык разметки <1> как технологию подачи контента.
--------------------------------
<1> XML (англ. eXtensible Markup Language - расширяемый язык разметки; произносится [экс-эм-эль]) - рекомендованный Консорциумом Всемирной паутины (W3C) язык разметки. Спецификация XML описывает XML-документы и частично описывает поведение XML-процессоров (программ, читающих XML-документы и обеспечивающих доступ к их содержимому). XML разрабатывался как язык с простым формальным синтаксисом, удобный для создания и обработки документов программами и одновременно для чтения и создания документов человеком, с подчеркиванием нацеленности на использование в Интернете. Язык называется расширяемым, поскольку он не фиксирует разметку, используемую в документах: разработчик волен создать разметку в соответствии с потребностями к конкретной области, будучи ограниченным лишь синтаксическими правилами языка. Сочетание простого формального синтаксиса, удобства для человека, расширяемости, а также базирование на кодировках "Юникод" для представления содержания документов привели к широкому использованию как собственно XML, так и множества производных специализированных языков на базе XML в самых разнообразных программных средствах (Википедия).
Распределение доходов. Все доходы от лицензий поступают в Google. Поисковик удерживает 37% и передает остальное Реестру держателей прав на книги для распределения. Все данные, нужные для распределения лицензионных платежей, предоставляются Google. Из суммы, подлежащей распределению, вычитаются административные расходы, обеспечивающие функционирование Реестра.
В отношении книг, права на которые охраняются, но которые более не издаются, возможны несколько вариантов:
- если права вернулись к автору, автор получает от Реестра всю сумму за вычетом расходов Реестра;
- если права к автору не вернулись, а книга была опубликована после 1 января 1987 г., деньги делятся между автором и издателем поровну;
- если книга была опубликована до 1 января 1987 г., деньги делятся между автором и издателем из расчета 65% и 35% соответственно.
Когда между автором и издателем действует издательский договор и книга продолжает публиковаться, то денежные средства между автором и издательством распределяются согласно условиям издательского договора.
Лицензионные доходы поступают из нескольких источников: (1) плата за институциональную подписку; (2) приобретение изданий по индивидуальным онлайн-заказам; (3) реклама; (4) доходы от распечатки в библиотечных терминалах и в терминалах высших учебных заведений.
Наибольший доход приносит институциональная лицензия или подписка. Google предоставляет неограниченный доступ к собранной им базе данных колледжам и библиотекам за фиксированную плату, рассчитываемую исходя из количества студентов и видов факультетов.
Вторым по значимости источником дохода является индивидуальное использование. Google предлагает создавать аккаунт в книжном поисковике Google (Google Book Search) и оплачивать доступ к конкретным книгам. Цена варьируется между 2 и 30 долл. за книгу, но может быть скорректирована авторами или издателями. Приобретенные издания пользователь не может загрузить. Вместо этого обладатели аккаунта вводят свой логин, чтобы просматривать книги, которые они приобрели.
Доходы от рекламы стоят на третьем месте. Они распределяются в пропорции 37% и 63% между Google и правообладателями, когда читатели просматривают страницы конкретного произведения или книги.
Четвертым источником доходов являются распечатки страниц книги или книги целиком в местах публичного доступа.
Используемая в гражданском праве терминология, где гражданско-правовые риски возлагаются на информационного посредника или провайдера, заставляет Google позиционировать себя как компанию, оказывающую услуги связи по хранению и предоставлению доступа к информации провайдера.
|