Различие частноправового и публично-правового регулирования осуществляется по следующим критериям:
по характеру закрепленного в праве интереса: преобладание индивидуальных начал и персональных либо корпоративных потребностей в частном праве; приоритет общественных интересов и надындивидуальных, неперсонифицированных потребностей в публичном праве;
по степени автономии воли: в частном праве действует свобода волевого поведения субъекта, находящегося в отношениях децентрализованной координации и равноправных соглашений с иными субъектами правовых связей; в публичном — отношения централизованной субординации и подчинения вышестоящим во властной иерархии субъектам;
по содержанию метода правового регулирования: преобладание диспозитивного (восполнительного) в методе правового регулирования частноправовых отношений и императивного (повелительного) — в методе правового регулирования публично-правовых отношений.
Таким образом, можно дать следующую характеристику публичноправовому договорному регулированию:
а) заключение уполномоченными субъектами правового договора в сфере публичного права предполагает преследование публичных интересов;
проникновение договорных начал в сферу публичного права неравномерно, что обусловлено спецификой регулируемых отношений: есть отрасли публичного права (например, конституционное, муниципальное, административное, финансовое), где договорное регулирование является весьма распространенным. Например, одним из перспективных направлений исследований договорных отношений в сфере публичного права является статус публичных учреждений, оказывающих различные публичные услуги. В то же время договорное регулирование в других отраслях публичного права (например, в уголовном, налоговом праве, в отдельных отраслях процессуального права) затруднено;
поскольку для субъектов публичного права характерно наличие компетенции, которая обусловливает разграничение предметов ведения и властных полномочий между разными уровнями государственной власти и управления, возможность и необходимость договорного правового регулирования объективны;
несмотря на то что для публично-правового регулирования в целом характерен императивный метод правового регулирования, тенденция расширения сферы применения договорного правового регулирования в отдельных отраслях публичного права предполагает сочетание императивности и диспозитивности правового регулирования;
д) для публично-правового договорного регулирования характерно превалирование нормативных договоров над индивидуальными договорными актами.
В свою очередь частноправовое договорное регулирование может быть охарактеризовано следующими признаками:
а) преобладание индивидуальных начал и персональных либо корпоративных потребностей в частном праве обусловливает и его преобладание при договорном регулировании такого рода отношений;
б) договор, являясь системообразующим средством правовой регламентации отношений в сфере частного права, определяет и специфику договорного регулирования частноправовых отношений по предмету, методу, содержанию, структуре и проч.;
в) поскольку в частном праве действует свобода волевого поведения субъекта, находящегося в отношениях децентрализованной координации и равноправных соглашений с иными субъектами правовых связей, договорное регулирование чаще осуществляется с помощью индивидуально-договорных правовых актов (например, трудовой договор, алиментное соглашение, брачный контракт, гражданско-правовые договоры);
г) договорное регулирование отношений в сфере частного права предполагает широкий круг субъектов, которые могут выступать одновременно в качестве субъектов правотворчества и правореализации (например, коллективный договор принимается общим собранием трудового коллектива и реализуется работниками и работодателем).
|