Взаимодействие внутригосударственного и международного правового регулирования, в том числе и с помощью договорных средств, предопределяется стремительно развивающейся интернационализацией общественных отношений, глобализацией, международной интеграцией на основе конструктивного взаимодействия большинства государств.
В процессе договорного правового регулирования происходит согласование положений международного и внутригосударственного права. Это необходимо еще и в связи с тем, что внутригосударственное право порой призвано обеспечить выполнение положений права международного. Однако в ходе такого согласования определяющим всегда будет являться внутригосударственное право: положенные в основу его государственного и общественного строя принципы будут определять условия взаимодействия двух правовых систем между собой.
Еще одной важной особенностью договорного международноправового регулирования является то, что нормы международного права, содержащиеся в договоре, выступают не в качестве правила поведения, а скорее устанавливают общий масштаб правомерного поведения государств. Кроме того, направленные на регулирование внутригосударственных отношений нормы международного права должны иметь конкретные формы воплощения в национальном законодательстве и в соответствующих действиях государства, что является необходимым для последующей реализации в поведении конкретных субъектов-адресатов данных норм. Одновременно государство для субъектов внутренних правоотношений является основным политическим и правовым ориентиром, от которого исходят правовые предписания, и правоприменителем, и медиатором при иных формах правореализации, и контролером за исполнением и соблюдением правовых норм.
Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде взаимного влияния друг на друга. При этом рядом исследователей подчеркивается первичность внутригосударственного права в том смысле, что «государства создают международное право, а не наоборот». При создании норм международного права государства ориентируются на собственный правопорядок, основы социального и политического строя, закрепленные в основных законах. Государства, как правило, не принимают участия в международных соглашениях, не соответствующих принятому в них публичному порядку, а также если такое участие налагает на них обязательства по серьезному изменению национального законодательства.
Внутригосударственное правовое регулирование может служить прообразом универсального международного правопорядка, когда эффективность национального права подтверждена действующей практикой, заимствованием другими государствами. Так, например, было с созданием международных единообразных норм в области права интеллектуальной собственности, международной купли-продажи, вексельного права и т.д.
|