Понимание централизованного и децентрализованного регулирования непосредственно связано с рядом правовых процессов, а именно нормотворчеством и индивидуальным правовым регулированием, законодательным и подзаконным (в том числе локальным) регулированием общественных отношений, критериями разграничения публичного и частного права. В частности, в контексте теории централизации и децентрализации публичное право представляет собой систему централизации, а частное — децентрализации правового регулирования. В одних случаях государственная власть регулирует отношения подвластных властными приказами, не ориентируясь в каждом отдельном случае на пожелания заинтересованных лиц (воинская повинность, уголовное наказание и т.д.), — это область публичного права, где имеет место централизованное регулирование жизненных отношений приказами из единого направляющего центра. В сфере частного права государственная власть воздерживается от непосредственного, детального регулирования отношений: она не ставит себя в положение единственного определяющего центра, а напротив, предоставляет такое регулирование множеству иных «малых центров», которые рассматриваются в качестве самостоятельных субъектов права.
При централизованном регулировании на одной стороне субъектом правоотношения будет выступать властный субъект, устанавливающий содержание правоотношения своими приказами, на другой стороне — подвластные субъекты. В случае децентрализованного правового регулирования обе стороны правоотношения выступают в качестве равноправных субъектов, не обладающих по отношению друг к другу принудительной властью, независимо от того, как они выступают по отношению друг к другу в публично-правовых отношениях.
Равенство в данном случае предполагает исключительно равенство юридическое, независимое от фактически существующего экономического, социального и иного положения субъектов, равенство в возможности правореализации, договорные связи и возможность индивидуального регулирования, индивидуальной регламентации и саморегулирования отношений.
|