Ф.Н. Фаткуллин различает два вида правового регулирования — общее правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование. При определенных обстоятельствах возможен еще один вид правового регулирования, который определяется им как смешанное правовое регулирование.
Договорное правовое регулирование может осуществляться различными субъектами, в разных сферах жизнедеятельности общества, при помощи нормативных или индивидуальных договорных правовых актов. В юридической науке отмечалось, что договорная форма может быть использована для регулирования весьма разнообразных по своему содержанию отношений как публично-правового, так и частноправового характера. Договор опосредует значительный объем общественных отношений, взаимодействует с различными отраслевыми правовыми средствами, может содержать в себе не только индивидуальные, но и нормативные предписания.
Как индивидуальный договор, так и договор с нормативным содержанием используются не только в сфере публичного и частного права, но и в национальной правовой системе, и в международном праве.
Смешанное правовое регулирование возникает в ситуации, когда нормативные и индивидуальные решения настолько взаимосвязаны, что разъединять их не представляется возможным или целесообразным. Такое «смешение» возможно и на уровне договорного правового регулирования, когда договор содержит как общие нормативные положения, так и индивидуальные предписания, адресованные сторонам договора.
Значение договорного правового регулирования трудно переоценить. Договорное правовое регулирование для отраслей частного права имеет системообразующее значение, так как воплощает в себе метод частноправового регулирования, характеризуемый юридическим равенством, самостоятельностью, инициативой участников отношений и диспозитивностью.
Договорное регулирование обладает большой социальной ценностью, поскольку договор является средством социального взаимодействия между людьми, средством автономного саморегулирования отношений между ними.
Договорное правовое регулирование в определенной степени способствует восполнению пробелов, объективно возникающих в случае как односторонне-властного правового регулирования, так и локального регулирования, и устранению коллизий в отдельных нормативных правовых актах и нормах права.
|