Несмотря на то что категория «механизм» используется в юридической науке лишь с середины прошлого столетия, она прочно вошла в научный оборот и применяется к исследованию сложных и динамических явлений и процессов, к которым относится и правовое регулирование.
Первоначально идею механизма воздействия права на общественные отношения выдвинул Н.Г. Александров, по мнению которого звеньями механизма правового регулирования являются: a) установление правового статуса лица; б) придание известным видам жизненных фактов значения юридических фактов; в) установление моделей правоотношений; г) установление мер правовой охраны и юридической ответственности.
Значительный вклад в разработку этой проблемы внесли труды
С.С. Алексеева, в частности его монография «Механизм правового регулирования в социалистическом государстве» и учебник «Теория государства и права», где отмечалось, что категория «механизм правового регулирования» определена в теории государства и права для показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория «механизм правового регулирования» стала употребляться и в другом значении — как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления» и т.д.
Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового регулирования, которое С.С. Алексеев определяет как «осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями».
Понятие «механизм правового регулирования» уже понятия «механизм правового воздействия», поскольку воздействие включает как регулирование с помощью определенной правовой нормы, так и другие правовые средства и формы влияния на поведение людей. В механизм правового воздействия наряду с механизмом правового регулирования включают и правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс. Как культурная и информационная ценность право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
В соответствии со стадиями правового регулирования С.С. Алексеев выделяет три основных элемента в механизме правового регулирования: юридические нормы; правовые отношения; акты реализации прав и обязанностей. Факультативным элементом являются акты применения права.
В свою очередь А.В. Малько в лекции по теме «Механизм правового регулирования»[1] определяет его как «систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права».
Потребность в различных правовых средствах определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием разных препятствий, стоящих на этом пути. В зависимости от этого выделяются следующие основные стадии и элементы механизма правового регулирования:
формулирование правила поведения, направленное на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. На данной стадии не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия, которые могут помешать этому процессу, а также возможные правовые средства преодоления последних. Первая стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права;
определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Речь уже идет об условиях, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт (фактический состав), используемый в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу». А функцию решающего юридического факта играет оперативно-исполнительный правоприменительный акт;
установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Речь идет о правоотношении, возникающем на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для конкретных субъектов. Отсюда данная стадия воплощается в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение;
реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей, позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей могут протекать в трех формах: а) соблюдение; б) исполнение; в) использование.
Анализ перечисленных форм реализации позволяет выявить одну общую закономерность, сделать обобщение: во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов. Четвертая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как акты реализации прав и обязанностей;
если беспрепятственная форма реализации права не удается, то на помощь неудовлетворенному интересу приходит соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного порядка, которые выражаются в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Эти нарушения, будучи юри
дическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений — охранительных. В таких условиях управомоченный имеет еще одно средство: право на защиту, с помощью которого он возбуждает (либо возбуждают специальные органы) правоприменительный процесс. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.
Итак, структура механизма правового регулирования состоит в целом из следующих элементов:
норма права;
юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
правоотношение;
акты реализации прав и обязанностей;
охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
Анализ юридической литературы показывает, что большинство авторов независимо от их трактовок правового регулирования в целом придерживаются указанного элементного состава механизма правового регулирования, дополняя его актами толкования права и иными факультативными правовыми средствами либо исключая некоторые из вышеназванных.
[1] Малько А.В. Механизм правового регулирования: Лекция // Правоведение. 1996. № 3 (214). C. 54-62.
|