Несмотря на проводимую государственную политику, направленную на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, в сфере земельных правоотношений распространены многочисленные административные барьеры, препятствующие ведению хозяйственной деятельности, ограничивающие право собственности предпринимателей.
Практически во всех регионах прокурорами выявляются различные злоупотребления чиновников при распоряжении земельными ресурсами, при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере земельных отношений.
Так, по материалам прокурорской проверки в Псковской области возбуждено и расследуется уголовное дело по части I статьи 285 УК РФ по факту продажи главой одного из муниципальных образований земельного участка площадью более 3 га без проведения торгов в престижном районе на берегу Чудского озера юридическому лицу, директором и соучредителем которого является его супруга.
По инициативе одного из межрайонных прокуроров Свердловской области возбуждено и расследуется уголовное дело по части 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации по факту продажи должностными лицами местной администрации земельного участка кадастровой стоимостью 8,1 млн. руб. за 1,1 млн. руб., который впоследствии перепродан за 38 млн. руб.
Во многих случаях ведению предпринимательской деятельности, реализации инвестиционных проектов препятствуют незаконные отказы чиновников в предоставлении земельных участков, нередко по надуманным основаниям.
Во всех субъектах Российской Федерации прокурорами выявляются незаконные нормативные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, препятствующие оформлению предпринимателями прав на земельные участки.
В связи с этим основными объекты проверок при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о защите права собственности предпринимателей в сфере земельных правоотношений являются: территориальные органы Росимущества, Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, подведомственные им организации.
Особое внимание прокурорам следует уделять оценке земельных правоотношений с точки зрения изменений, внесенных в действующее законодательство Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступивших в силу с 01.03.2015.
В связи с тем, что основные ограничения права собственности предпринимателей, вводятся как незаконными нормативными правовыми актами органами государственной власти и местного самоуправления, так и своевременным непринятием необходимых актов, в ходе проверок прокурорам необходимо оценивать своевременность принятия и законность затрагивающих право собственности предпринимателей правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правовых актов подведомственных им организаций в сфере земельных правоотношений.
Одним из значимых условий обеспечения права собственности предпринимателей в сфере земельных правоотношений является своевременно и в полном объеме предоставляемые в сфере земельных правоотношений публичные услуги. В связи с этим в процессе проверок по надзору за исполнением законов о защите частной собственности прокурорам важно уделять внимание вопросам организации предоставления публичных услуг в сфере земельных отношений, проверив, в том числе:
обеспечено ли принятие органами государственной власти и местного самоуправления административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг и приведение их в соответствие с федеральным законодательством;
включены ли оказываемые услуги в сфере земельных отношений в реестры государственных или муниципальных услуг;
обеспечено ли предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
организована ли возможность получения публичных услуг в сфере земельных отношений через многофункциональные центры государственных и муниципальных услуг;
функционирует ли система межведомственного взаимодействия при предоставлении публичных услуг. Соблюдаются ли обязательные требования к направлению и исполнению межведомственных запросов о предоставлении необходимой для оказания публичных услуг информации;
не истребуются ли от заявителей при предоставлении публичных услуг документы и информация, не возлагаются ли обязанности по осуществлению действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами для их получения;
не имеется ли фактов незаконного взимания с заявителей платы при обращении за государственными услугами, в том числе в результате вынужденного обращения заявителей в подведомственные органам власти организации;
соблюдается ли специальный порядок досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) уполномоченных органов и должностных лиц при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Практика свидетельствует о том, что большинство нарушений права собственности предпринимателей в сфере земельных правоотношений возникает при предоставлении и прекращении прав предпринимателей на земельные участки, а также при правовом регулировании режима использования земельных участков, в связи с чем прокурорам необходимо проверять:
соблюдаются ли уполномоченными органами порядок и сроки рассмотрения заявлений и принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка (о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта);
не имеется ли случаев отказов в предварительном согласовании предоставления земельного участка (в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта) по не предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основаниям;
соответствует ли содержание решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта) обязательным требованиям;
соблюдаются ли требования к установлению срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта);
исполняются ли уполномоченным органом требования ЗК РФ к сроку и порядку рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов;
обеспечивается ли реализация права собственников или иных правообладателей объектов недвижимости или их частей на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором они расположены. Соблюдаются ли сроки рассмотрения заявлений и заключения договоров аренды таких участков без проведения торгов;
соблюдаются ли права крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций на приобретение земельных участков в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», без проведения торгов;
обеспечено ли предоставление земельного участка без торгов в случаях, если заявка лица на участие в аукционе по продаже земельного участка оказалась единственной, либо заявитель признан единственным участником аукциона, либо в аукционе принял участие только один его участник;
соблюдается ли общее правило об ограничении цены продажи земельного участка размером кадастровой стоимости земельного участка;
осуществляется ли бесплатное предоставление в собственность образованного в границах застроенной территории земельного участка юридическому лицу, с которым заключен договор о ее развитии;
выполнялись ли уполномоченными органами требования к порядку предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта (по заявлениям, поданным до 01.03.2015);
соблюдается ли порядок формирования лотов на аукционы по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков;
обеспечивается ли уполномоченными органами на этапе подготовки аукциона утверждение схемы расположения земельного участка, проведение кадастровых работ, государственная регистрация прав на земельный участок, подготовка технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
не расширяются ли требования к документации, подлежащей представлению заявителем в связи с обращением в уполномоченный орган о проведении аукциона по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков;
выполняются ли уполномоченными органами требования к организации и проведению аукциона, подведению его итогов и заключению соответствующего договора;
не имеется ли случаев отказа в допуске заявок к участию в аукционе по не предусмотренным ЗК РФ основаниям;
надлежащим ли образом в договорах купли-продажи земельных участков определен их предмет, прошли ли такие участки государственный кадастровый учет, оговорены ли имеющиеся в отношении их обременения и ограничения использования;
не содержат ли договоры купли-продажи земельных участков условий, устанавливающих право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию, ограничивающих дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей, ограничивающих ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами;
не создаются ли уполномоченными органами дополнительные административные барьеры для предоставления земельного участка в аренду путем проведения торгов в случаях, когда они должны предоставляться без их проведения;
соблюдается ли право арендатора земельного участка на заключение договора аренды на новый срок, не создаются ли при этом уполномоченными органами дополнительные ограничения и условия;
правомерно ли рассчитана и взимается арендная плата за земельные участки, не предусматриваются ли договорами аренды дополнительные платежи арендатора помимо такой платы;
соответствуют ли условия договоров аренды земельных участков требованиям ЗК РФ. Не содержат ли они обременительных, трудновыполнимых условий, не возлагают ли на арендаторов не предусмотренных законом обязанностей по согласованию, прохождению каких-либо административных процедур, получению услуг и выполнению работ;
отвечают ли нормативным требованиям сроки действия договоров аренды земельных участков. Не устанавливаются ли договорами аренды не предусмотренные законом условия их пролонгации;
не имеется ли фактов внесения в договоры аренды земельных участков, заключенные по результатам аукционов, изменений в части разрешенного использования этих участков, установленных при их проведении;
соблюдается ли порядок рассмотрения заявлений о прекращении прав на земельные участки и принятия решений по ним. Не создаются ли уполномоченными органами необоснованные препятствия для отказа правообладателей от своих прав на земельный участок.
При проверке соблюдения порядка использования земельных участков в рамках надзора за исполнением законов о защите права частной собственности целесообразно выяснить:
обеспечено ли исполнение требований к порядку, условиям и срокам рассмотрения ходатайств субъектов предпринимательской деятельности о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;
соответствуют ли отказы в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую основаниям, предусмотренным законом;
соблюдается ли порядок рассмотрения заявлений и принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков;
обеспечивается ли выполнение требований статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к порядку, условиям и сроку принятия решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
организовано ли рассмотрение уполномоченными органами заявлений хозяйствующих субъектов о развитии застроенной территории. Не имеется ли фактов необоснованных отказов в рассмотрении таких обращений;
соблюдаются ли уполномоченными органами требования статьи 46.3 ГрК РФ к порядку организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, подведению его итогов, срокам и условиям заключения такого договора;
обеспечено ли уполномоченными органами предоставление услуги по заключению с хозяйствующими субъектами договора о комплексном освоении территории по результатам соответствующего аукциона. Соблюдаются ли требования к порядку и условиям заключения данного договора и его содержанию;
соблюдается ли уполномоченными органами порядок, условия и сроки заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
обеспечиваются ли уполномоченными органами установленные статьей 39.34 ЗК РФ требования к порядку, условиям и срокам выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута.
При проверке соблюдения законности в процессе выдачи документов, связанных с пользованием земельными участками, в рамках надзора за исполнением законов о защите права частной собственности целесообразно выяснить следующие вопросы:
соответствует ли порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка положениям статьи 11.10 ЗК РФ;
не возлагается ли на субъектов предпринимательской деятельности подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в границах населенных пунктов;
утверждается ли схема расположения земельного участка решением уполномоченного органа, отвечает ли его содержание предъявляемым к нему требованиям, не ограничивается ли двухлетний срок его действия;
не имеется ли фактов незаконных отказов уполномоченных органов в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, не предусмотренным частью 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
соблюдается ли установленный частью 19 статьи 11.10 ЗК РФ запрет на истребование от заявителей не предусмотренных согласований схемы расположения земельного участка, а также излишних документов для ее подготовки;
выполняются ли уполномоченными органами требования части 17 статьи 46 ГрК РФ к порядку выдачи градостроительных планов земельных участков. Не истребуются ли от заявителей наряду с заявлением иные документы для предоставления данной услуги, соблюдается ли 30-дневный срок ее оказания. Не установлены ли и не применяются ли какие-либо основания для отказа в выдаче градостроительных планов земельных участков;
обеспечивается ли уполномоченными органами исполнение требований части 9 статьи 48 ГрК РФ о предоставлении заинтересованным лицам технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона, либо до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка (о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства). Не взимается ли необоснованная плата за предоставление таких условий;
соблюдается ли уполномоченными органами установленный частью 3 статьи 6 ГрК РФ запрет на возложение на хозяйствующих субъектов обязанности осуществления процедур, не предусмотренных исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства;
В ходе проверок при наличии оснований прокурорам следует решить вопрос о возбуждении в отношении виновных лиц дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.63 (нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг), 9.21 (нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), 19.9 (нарушение порядка предоставления земельных или лесных участков либо водных объектов) КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации.
Изучение имеющейся практики прокурорского надзора, а также материалов докладов Уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах свидетельствует о следующих наиболее распространенных нарушениях в сфере земельных правоотношений, ущемляющих право собственности предпринимателей:
Незаконные отказы чиновников в предоставлении земельных участков.
Во многих субъектах РФ ведению предпринимательской деятельности, реализации инвестиционных проектов препятствуют незаконные отказы чиновников в предоставлении земельных участков, нередко по надуманным основаниям.
К примеру, комитетом по управлению имуществом городского округа Верхняя Пышма Свердловской области отказано предпринимателю в выкупе земельных участков под его недвижимостью в связи с отсутствием в заявлениях информации, подтверждающей необходимость их предоставления в испрашиваемой площади. Вместе с тем схемы расположения земельных участков на кадастровом плане с указанием площади ранее утверждены постановлениями местной администрации. По результатам рассмотрения представления прокуратуры города право предпринимателя на выкуп земельных ресурсов реализовано.
Аналогичные факты грубого ущемления прав хозяйствующих субъектов послужили основанием для вмешательства прокуроров в республиках Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Краснодарском, Красноярском, Пермском краях, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Тамбовской, Смоленской областях, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и других субъектах Российской Федерации (всего в 38 регионах).
Истребование от субъектов предпринимательской деятельности документов и информации, не предусмотренных законом.
Так, истребование от субъектов предпринимательской деятельности документов и информации, не предусмотренных законом, пресечено прокурорами 35 регионов.
К примеру, в Саратовской области земельным комитетом г. Ба- лахово у заявителей неправомерно запрашивалось 4 вида дополнительных документов при оказании муниципальной услуги по предоставлению земельного участка.
В Республике Коми в одном из районов при оказании аналогичной услуги от предпринимателей требовались акты органов власти, принятые до 31.01.1998 и устанавливающие права на здания, строения, сооружения и земельный участок, а их непредставление влекло невозможность получения услуги.
Принятие органами государственной власти и местного самоуправления незаконных нормативных правовых актов, препятствующих оформлению предпринимателями прав на земельные участки; непринятие необходимых нормативных правовых
актов (например регулирующих прохождение административных процедур).
Подобные акты выявлялись прокурорами практически во всех субъектах Российской Федерации. Только в Республике Марий Эл по инициативе прокуроров в соответствие с требованиями федерального законодательства приведено 122 административных регламента предоставления услуг в сфере земельных отношений.
Проводимая прокурорами работа позволяет устранить пробелы в региональном и муниципальном правовом регулировании общественных отношений с участием застройщиков.
По инициативе прокуроров в 6 районах Владимирской области местными администрациями принято 25 административных регламентов, определяющих порядок выделения земельных участков для комплексного освоения территорий, предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а также на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В связи с отсутствием нормативных правовых актов, регулирующих прохождение административных процедур, приняты меры прокурорского реагирования в Республике Северная Осетия - Алания, Ростовской и Рязанской областях.
Изучение докладных записок прокуроров субъектов Российской Федерации показало, что многие прокуроры конструктивно используют взаимодействие с представителями бизнес - сообществ и региональными бизнес - омбудсменами.
К примеру, по инициативе прокурора Волгоградской области по результатам обсуждения проблемных вопросов соблюдения прав предпринимателей на заседании межведомственной рабочей группы и информирования губернатора области администрацией принят предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт, определяющий порядок размещения объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Нарушение законодательно установленных сроков при рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности по вопросам земельно-правовых отношений.
Зачастую допускаются нарушения сроков рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о предоставлении земельных участков для занятия предпринимательской деятельностью, градостроительных планов, а также выдачи разрешений на строительство.
Следует отметить, что волокита чиновников при рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности в сфере земельных правоотношений прокурорами пресекается повсеместно.
Так, в Республике Мордовия прокурором одного из районов установлен факт рассмотрения администрацией муниципального района заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности по истечении 9 месяцев с момента его поступления. Вследствие принятых мер прокурорского реагирования с предпринимателем оформлен договор аренды, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Случаи игнорирования сроков оказания государственных и муниципальных услуг в рассматриваемой сфере выявлены прокурорами республик Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Краснодарского, Красноярского, Пермского краев, Воронежской, Ивановской, Кировской, Курской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Псковской, Ростовской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, Самарской, Саратовской, Смоленской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Чукотского автономного округа.
Многочисленные жалобы в указанной сфере связаны с решениями органов местного самоуправления о предоставлении (отказе в предоставлении) предпринимателям земельных участков, отказами в выдаче разрешений на строительство.
Так, в ходе проверки, проведенной Переславской межрайонной прокуратурой[1] выявлены многочисленные факты нарушения сроков рассмотрения заявлений на выдачу градостроительных планов земельных участков, заявлений юридических лиц на выдачу разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию. В частности, 07.07.2014 в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Переславль-Залесский поступило заявление организации о получении разрешения на строительство многоквартирного жилого дома. В нарушение п. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдано с нарушением 10-дневного срока. Аналогичные нарушения допущены при рассмотрении заявлений порядка 10 субъектов предпринимательства. По результатам проверки в августе 2014 года межрайонным прокурором в адрес мэра г. Переславль-Залесского внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Должностными лицами органа местного самоуправления приняты меры на недопущение указанных нарушений в дальнейшем, 2 лица, допустивших указанные нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Переславской межрайонной прокуратурой также вскрыты нарушения при рассмотрении заявлений хозяйствующих субъектов о выдаче технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения г. Переславль-Залесского. Также выявлены факты необоснованного сокращения сроков действия технических условий.
По результатам проверки в августе 2014 года в адрес управляющего директора соответствующего МУП внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено. Практика незаконного взимания платы с предпринимателей пресечена.
Администрацией ГО г Рыбинска в нарушение ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка ООО «С...» было принято по истечение 4-х месяцев с момента подачи заявления. По результатам рассмотрения внесенного Рыбинским городским прокурором представления в адрес главы Рыбинска приняты меры к недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
Необоснованное установление и повышение ставок арендной платы за земельные участки; незаконные отказы в предоставлении в аренду земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности; необоснованные требования в заключении договоров аренды.
Так, в ходе работы по обращению было выявлено нарушение со стороны Администрации Ростовского муниципального района, выразившееся в отказе предоставления в аренду земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности главе крестьянского хозяйства, в связи с чем Ростовской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации РМР и главы Ростовского муниципального района внесены представления об устранении и принятии мер к недопущению подобных нарушений.
Прокуратурой Республики Дагестан установлено, что, несмотря на изменения Земельного кодекса Российской Федерации, исключающие с 01.03.2015 необходимость получения земельных участков в аренду для размещения нестационарных торговых объектов, администрация г. Махачкалы после указанного срока заключила свыше 200 таких договоров, предусматривающих ежеквартальную плату. По представлению прокурора данные нарушения устранены, 2 должностных лица местной администрации привлечены к дисциплинарной ответственности.
Включение уполномоченными органами власти в договоры аренды земельных участков незаконных условий, ущемляющих имущественные права хозяйствующих субъектов.
Например, в Алтайском крае в 43 договорах аренды земельных участков установлены незаконные положения о запрете субаренды, исключении возможности правопреемства и права на преимущественное заключение договора аренды на новый срок. В связи с этим прокурорами 12 районов внесены представления в органы местного самоуправления, в арбитражный суд направлено 21 исковое заявление. Акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены, договоры аренды приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Необоснованное изменение границ земельных участков, изменение функционального назначения земельных участков.
Например, Уполномоченным по защите прав предпринимателей Ярославской области совместно с прокуратурой Ярославской области были приняты меры по предотвращению возможных незаконных действий мэрии города Ярославля при изменении функционального назначения земельного участка, предоставленного для строительства культурно-развлекательного центра с инженерными коммуникациями[2]. Мэрией необоснованно предлагалось отнести земельный участок к землям рекреационного назначения, что исключало возможность строительства и дальнейшего осуществления на нем предпринимательской деятельности. Было установлено, что имеет место несоответствие текстовой редакции вносимых в Генплан изменений графическому изображению. Однако данное обстоятельство не является основанием для изменения зонирования земельного участка и вида его разрешенного использования «для строительства культурно-развлекательного центра с инженерными коммуникациями». Уполномоченным были направлены письма председателю муниципалитета города Ярославля, прокурору города Ярославля, первому заместителю Губернатора области - Председателю Правительства области, руководителю Департамента архитектуры и развития города мэрии города Ярославля, первому заместителю мэра города Ярославля. Прокуратурой Ярославской области приняты необходимые меры реагирования, в результате чего были успешно устранены необоснованные препятствия для осуществления строительства на участке, предоставленном по договору аренды.
Нарушения законодательства, допускаемые органами земельного контроля (надзора).
Полноценному ведению бизнеса препятствуют нарушения законодательства, допускаемые органами земельного контроля (надзора).
Так, по инициативе прокуратуры Чеченской Республики более 10 должностных лиц территориального управления Россель- хознадзора привлечены к дисциплинарной и административной ответственности за проведение плановых проверок в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, не включенных в ежегодный план проверок.
Прокуратурой Иркутской области по фактам проведения сотрудниками областного управления Росреестра контрольных мероприятий без соответствующих распоряжений (приказов) приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности по статье 19.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Во Владимирской, Ивановской, Калужской, Смоленской, Томской областях прокурорами выявлены факты проведения территориальными управлениями Россельхознадзора и Росприроднадзора, а также органами муниципального земельного контроля внеплановых выездных проверок в отношении ряда субъектов предпринимательства без согласования с органами прокуратуры. Во всех случаях допущенные должностными лицами нарушения послужили основанием для их привлечения по постановлениям прокуроров к административной ответственности по статье 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всего в 2015 г. прокурорами установлено более 500 случаев проведения незаконных проверок в сфере земельных правоотношений, в том числе без согласования с органами прокуратуры и в отсутствие законных оснований. Благодаря прокурорскому вмешательству пресечено более 23 тыс. нарушений, опротестовано 2,7 тыс. правовых актов, внесено свыше 4 тыс. представлений, возбуждено 116 дел об административных правонарушениях, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено около 400 должностных лиц, по направленным в органы предварительного расследования материалам возбуждено 3 уголовных дела.
[1] Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Ярославской области за 2014 г.
[2] Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Ярославской области за 2014 г.
|