Практика свидетельствует о том, что серьезной проблемой, нарушающей право собственности предпринимателей, является несвоевременная оплата заказчиками по государственным и муниципальным контрактам, что обусловливает необходимость осуществления действенного прокурорского надзора за исполнением законодательства в части, касающейся своевременной оплаты соответствующих обязательств.
Всего в целях устранения выявленных нарушений закона и восстановления прав хозяйствующих субъектов в 2015 г. органами прокуратуры внесено 1749 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 521 виновное лицо, возбуждено 94 производства по делам об административных правонарушениях, в органы государственной власти и местного самоуправления направлено 40 информаций, 19 материалов переданы в органы предварительного расследования для организации процессуальных проверок, по 8 из них возбуждены уголовные дела.
Можно констатировать, что в результате принимаемых мер прокурорского реагирования удается добиться частичного погашения задолженности перед хозяйствующими субъектами (например, благодаря принятым мерам в 2015 году - первом квартале 2016 года погашена задолженность на сумму 5,7 млрд. руб.)
Так, в Республике Башкортостан по представлению прокурора погашена задолженность в размере 18,3 млн. руб. перед ООО «П...» за квартиры, приобретенные в рамках реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Прокуратурой Саратовской области Губернатор области и Председатель областной Думы проинформированы о наличии социально значимых расходных обязательств региона, не обеспеченных финансированием. В результате в областном бюджете на 2016 год на погашение просроченной кредиторской задолженности и исполнение решений судов предусмотрено почти 1,3 млрд. руб.
Тем не менее, следует отметить негативную тенденцию роста совокупного объема долга перед предпринимателями по исполненным ими государственным и муниципальным контрактам. Например, совокупный объем долга, выявленный органами прокуратуры по состоянию на 01.03.2016 составил почти 38 млрд. руб. при том, что на 01.12.2015 он составлял около 25 млрд. руб.
Нарушения прав предпринимателей вследствие неисполнения государственными и муниципальными заказчиками обязательств по оплате товаров (работ, услуг) выявляются прокурорами практически во всех регионах.
Наибольшее число фактов невыплат по контрактам допускается органами местного самоуправления и подведомственными им учреждениями по причине дефицита местных бюджетов. В частности, в Республике Коми, Чувашской Республике, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Архангельской, Брянской, Кировской, Костромской, Магаданской, Оренбургской, Орловской областях и ряде других субъектов Российской Федерации установлены факты возникновения задолженности перед предпринимателями вследствие заключения муниципальными заказчиками контрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств.
На такие нарушения бюджетной дисциплины органы прокуратуры отреагировали в республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Приморском, Хабаровском краях, Астраханской, Брянской, Кировской, Магаданской, Ростовской областях и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В основном, прокурорами инициировано привлечение виновных должностных лиц к административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ (нарушение порядка принятия бюджетных обязательств).
Так, муниципальное казенное учреждение заключило с ООО «П...» заведомо не обеспеченный бюджетным финансированием контракт на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, что привело к возникновению перед подрядной организацией просроченной задолженности в размере 14,9 млн. руб. По инициативе прокуратуры г. Кирова руководитель учреждения привлечен к административной ответственности в виде штрафа по статье 15.15.10 (нарушение порядка принятия бюджетных обязательств) КоАП РФ.
В связи с тем, что одной из причин образования задолженности администрации муниципального района «К.» Республики Коми в размере 49 млн. руб. явилось отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств, руководитель администрации района по постановлению прокурора района привлечен к административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ.
Органами власти ненадлежащим образом исполняются полномочия по формированию бюджетных доходов, что также приводит к росту задолженности перед хозяйствующими субъектами.
Только после внесения прокуратурой Нижегородской области представления администрацией г Нижний Новгород активизирована претензионно-исковая работа в сфере использования муниципального имущества, в суды направлено 237 исковых заявлений о взыскании в бюджет 359 млн. руб., дополнительные поступления превысили 300 млн. руб.
Вместе с тем, в ряде случаев ущемление прав хозяйствующих субъектов происходит из-за противоправных действий должностных лиц заказчиков.
Так, в Волгоградской области в суд направлено уголовное дело, возбужденное по материалам прокурорской проверки в отношении директора государственного учреждения культуры «О...» по части 4 статьи 159 (мошенничество) УК РФ. При наличии неисполненных финансовых обязательств перед субъектами предпринимательской деятельности указанным должностным лицом путем заключения фиктивных договоров на проведение археологических и научно-исследовательских работ совершено хищение средств учреждения в размере более 21 млн. руб.
По материалам проверки С-кой межрайонной прокуратуры Краснодарского края С-ким межрайонным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю возбуждено и расследуется уголовное дело по части 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении бывшего главного врача С-кой центральной районной больницы, которая, несмотря на наличие задолженности по исполненным государственным контрактам перед хозяйствующими субъектами, использовала средства целевой субсидии в размере более 7,8 млн. руб. на цели, не соответствующие ее получению.
В Брянской области по материалам прокурорской проверки территориальным органом Следственного комитета Российской Федерации возбуждено и расследуется уголовное дело по части 3 статьи 160 и части 1 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении главного врача одной из городских поликлиник, которым, несмотря на наличие кредиторской задолженности учреждения в размере 38,7 млн. руб., в 2014-2015 годах незаконно произведены доначисления к своей заработной плате в сумме 387 тыс. руб.
Иногда должностные лица заказчиков за подписание актов приемки-сдачи выполненных работ обязывают хозяйствующие субъекты покупать не относящееся к предмету контракта оборудование, что также приводит к нарушению их права собственности.
Так, по материалам проверки прокуратуры г. С.. Республики Коми следственным отделом по г. С... следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Коми возбуждено и расследуется уголовное дело по части 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении первого заместителя руководителя администрации муниципального района «С.», который в качестве условия подписания акта выполненных работ потребовал от руководства ООО приобретения запасных частей для снегохода.
Следует отметить, что неисполнение заказчиками финансовых обязательств по контрактам помимо нарушения права собственности предпринимателей во многих случаях влечет негативные последствия социально-экономического характера.
Только по результатам рассмотрения представления прокуратуры Орловской области Правительством области перечислены бюджетные средства в счет оплаты ОАО «О.» работ по реконструкции участка автомобильной дороги, что позволило погасить задолженность по заработной плате в размере 4,5 млн. руб. перед 218 работниками организации.
Вмешательство прокуратуры Республики Башкортостан потребовалось для защиты прав детей-сирот, которым в связи с непогашением администрацией одного из районов республики задолженности по муниципальным контрактам не переданы закупленные жилые помещения. Внесено представление, материалы проверки направлены в органы полиции для уголовно-правовой оценки бездействия виновных должностных лиц.
В г. Ярославле неоплата по контракту 1,3 млн. руб. в пользу ООО «П...» привела к возникновению задолженности по заработной плате перед работниками организации в размере 400 тыс. руб.
Меры прокурорского реагирования в подобных ситуациях, затрагивающих права граждан и общественные интересы, принимались в республиках Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Алтайском крае, Брянской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Омской, Свердловской и Тамбовской областях.
Органами прокуратуры пресечены нарушения прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, связанные с включением заказчиками в государственные и муниципальные контракты незаконных условий (республики Башкортостан, Татарстан, Астраханская, Воронежская, Иркутская, Калужская области и др. регионы).
Так, прокуратурой Воронежской области в представлении руководителю областного департамента транспорта и автомобильных дорог указано на недопустимость закрепления в контрактах не предусмотренных законодательством оговорок об освобождении заказчика от ответственности за просрочку оплаты выполненных подрядчиком работ.
В государственных контрактах, заключенных между одной из городских клинических больниц г. Астрахани и субъектами малого предпринимательства, предусматривалась возможность отсрочки платежей по контрактам по мере поступления денежных средств. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Советского района г. Астрахани главному врачу больницы внесено представление. Кроме того, в отношении его возбуждено административное производство по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По аналогичным основаниям прокурорами в Курской области возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В Рязанской области по постановлению прокурора к административной ответственности в виде штрафа по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ привлечен заместитель главы администрации одного из районов, который в нарушение части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в муниципальных контрактах с субъектами малого предпринимательства увеличил срок оплаты поставленных товаров с 30 до 90 дней.
Следует отметить, что благодаря прокурорскому вмешательству во многих случаях удается добиться положительных результатов.
Так, в г. Москве по актам прокурорского реагирования погашена задолженность департаментов здравоохранения, капитального ремонта, а также жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы перед подрядчиками на сумму более 143,5 млн. руб.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры Майминского района Республики Алтай сокращена задолженность по 39 муниципальным контрактам, из них по 25 на строительство квартир по республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Алтай в 2013-2017 годах» - с 80,2 млн. руб. до 49 млн. руб.
По представлению прокуратуры в Республике Башкортостан распоряжением главы администрации одного из районов детям- сиротам переданы закупленные жилые помещения, которые ранее им не предоставлялись из-за задолженности по муниципальным контрактам.
Изучение материалов прокурорского надзора показало, что в процессе защиты права собственности предпринимателей прокурорами активно используется потенциал региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей и деловых объединений.
К примеру, прокуратурой Курской области по результатам проверки информации регионального бизнес-омбудсмена и рассмотрения актов прокурорского реагирования погашена задолженность на общую сумму почти 1 млн. руб. перед 3 субъектами предпринимательской деятельности.
С целью установления общего размера задолженности по государственным и муниципальным контрактам многими прокурорами истребуются сведения управлений Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства, а также осуществляется мониторинг базы решений арбитражных судов на предмет нарушения прав хозяйствующих субъектов на своевременную оплату выполненных работ (услуг), что следует признать очень эффективной практикой.
|